Получи документы

Мастер-класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других литературных произведений»

Татьяна Клочкова
Мастер-класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других литературных произведений»

Мастер – класс для педагогов.

«Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений».

Ребенок - существо активное от природы,

он любит не только слушать сказки,

но действовать и творить, опираясь на них.

Методы и приемы ознакомления детей со сказками

Публикация «Мастер-класс „Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других литературных произведений“» размещена в разделах

Одна из главных задач, стоящих перед взрослыми, - познакомить ребенка с содержанием сказки, в лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать, инсценировать - Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Л. Б. Фесюкова в книге «Воспитание сказкой» предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшуллер, М. Шустсрман и др.).

Нетрадиционно - это значит научить детей оригинально, непривычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Слайд 2

Цель: познакомить с нетрадиционными методами развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений.

Задачи: - обучать применять на практике новые методы

моделирования, сочинять сказки от потешек, считалок и других

форм малого фольклора

- развивать творческие методы работы с книгой и иллюстрациями.

Материалы и инструменты: ноутбук, проектор.

Слайд 3

Моделирование сказок (обучение дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры).

Задание для педагогов:

Три одинаковых по величине и цвету кружка означают сказку «Три поросенка»

Слайд 4

Один треугольник и семь кружков означают сказку «Волк и семеро козлят»

Графический рисунок означает сказку «Гуси-лебеди» <<<<<<

Слайд 5

Коллаж из сказок

Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок». А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.

У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?

Слайд 6

Сказка от считалки

Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:

Считалка

Чижик в клетке сидел,

Чижик громко песню пел,

Гу-гу-гу, чу-чу-чу,

Я на волю полечу.

Начало: Один раз бабушка, покормив чижика, забыла закрыть клетку…

Слайд 7

Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора

Кроме потешек и кричалок, в качестве отправного пункта можно использовать дразнилки, страшилки, фольклорные перепутаницы:

Потешка.

Что ж ты, Еж, такой колючий?

Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи? Лисы, волки и медведи!

Начало: В одном лесу жил еж, у которого весной почему-то пропали все иголки. Оглянулся он…

Потешка.

В лесу одна смешная птица Весь день поет: «Ку-ку! Ку-ку!» Никак не может научиться Петь, как петух: «Ку-ка-ре-ку!»

Начало: Однажды летом встретились кукушка и петух и начали разговаривать каждый на своем языке…

Слайд 8

Как можно использовать пословицы и поговорки в работе с детьми?

«Узнай словосочетание по рисунку»

На слайде представлены картинки: заяц, осел, лиса, собака. Рядом расположены тексты с пропущенными словами и буквами:

г_ло н (голоден, как. (собака,

х_тёр (хитёр) как. (лиса, _

пр_м (упрям, как. (осёл,

т_у_л_в (труслив, как. (заяц,

_р_б_ (храбр, как. (лев).

Слайд 9

Подбери пословицу к произведению

На слайде слева представлены картинки из произведений, слева написана пословица.

Задание: Необходимо подобрать пословицы к произведениям.

Слайд 10

Как играть с иллюстрациями и картинами

«Угадай картину по фрагменту»

Картина закрывается большим по размеру листом бумаги, в котором сделана прорезь в виде круга. Передвигая лист бумаги с прорезью по картине, угадать ее название и автора.

Слайд 11

Игра: «Четвёртый лишний»

Необходимо по набору картинок (слов, определить из какого они произведения и какая из них лишняя.

По произведениям Чуковского К. И.

Комар, паук, таракан, пчела («Муха-цокотуха»)

Гиппопотам, Бармалей, зайчиха с зайчонком, акула Каракула («Айболит»).

Крокодилы, Слон, Айболит, свинья («Телефон»).

Игра «Чьи это слова?»

Взрослый зачитывает слова героев, необходимо отгадать, кто так говорил

«Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят…» (Мойдодыр)

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»… (Комар)

Слайд 12

Игра «Узнай произведение по предметам»

Предлагается внимательно рассмотреть картинки с предметами и определить из какой они сказки.

Слайд 13

Игра «Расшифруйте имена сказочных героев».

Вставить в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

БРМЛЙ ЦКТХ МЙДДР ФДР ЙБЛТ ТРКНЩ КРКДЛ КРКЛ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил)

Слайд 14

Игра «Шуточная реклама».

Сейчас мы немного отвлечёмся и проведём викторину «Шуточная реклама»

Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения (При ответах указывается название и авторство произведений)

Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба, р. н. с. «Курочка Ряба»)

Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)

Отмою всё! (Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»

Доставка пирожков бабушке. (Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапочка»)

Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит, К. Чуковский «Доктор Айболит»)

Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. (Р. н. с. «Гуси-лебеди»)

Организую зимнюю рыбалку. Недорого. (Лиса, р. н. с. «Лиса и волк»)

Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности. (Бабушка, р. н. с. «Колобок»)

Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой. (Баба Яга)

Слайд 15

Спасибо за внимание

Наше время – время достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но, говоря словами М. Горького, одним из всех чудес, созданным человеком, наиболее сложным и великим является книга. Книгу называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в прошлое, настоящее и будущее.

А закончить мне хочется словами К. Г. Паустовского:

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги!»

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали 6 ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б все исчезло разом, Ч

то писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До веселых повестей?.

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А ее на полке нет!

Нет твоей любимой книжки -

«Чипполино», например,

И сбежали, как мальчишки,

Робинзон и Гулливер.

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник

И тебя могли оставить

Все герои детских книг.

От бесстрашного Гавроша

До Тимура и до Кроша

- Сколько их, друзей ребят,

Тех, что нам добра хотят!

Книге смелой книге честной,

Пусть немного в ней страниц,

В целом мире, как известно,

Нет и не было границ.

Присутствующим раздаются методички или памятки.

Список использованной литературы

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.

2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М. :Мозаика - Синтез, 1999 - 272с.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. - Собр. соч. в 6 т. - М. : «Педагогика», 1983.- Т. 2. - 340 с.

4. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. - М. :Знание, 1998.-94с.

5. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М. ,2001

6. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М. :АРКТИ, 2002-144с.

7. Елкина Н. В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М, 1999.

8. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г. А. Урунтаева -М. : изд.

«Педагогика», 1998.- 138 с.

9. Карпова С. Н., Труве Э. И. Психология речевого развития ребенка.

-Издательство Ростовского университета, 1987 -96 с.

10. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М. :Педагогика, 1974. - 256с.

11. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М. :Просвещение, 1969.

-214с.

12. Лурия А. Р. Язык и сознание/Под ред. Е. Д. Хомской. - М. : Издательство МГУ, 1998. - 336с.

13. Леушина A.M. Развитие связной речи у дошкольника. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. :Издательский центр «Академия», 1999. -560с.

14. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М. И. Лисиной. - М. :Педагогика, 1985. -208с.

15. Основы теории речевой деятельности. - М. : Издательство «НАУКА», 1974. - 368с.

16. Пропп В. Я. Русская сказка. - М. : Изд. «Лабиринт», 2000. - 416 с.

17. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду : Сб. научн. тр. / Под ред. Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой. - М. : изд. АПН СССР, 1987. - 120с.

18. Расскажи мне сказку/Сост. Э. И. Иванова. М. : Изд. «Просвещение», 1993. -464 с.

19. Рубинштейн С. Л. Развитие связной речи. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. / Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. :Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

20. Родари Дж. Грамматика фантазии. М. ,1990

21. Развитие речи дошкольника : Сб. научн. тр. / Под ред. О. С, Ушаковой. - М. : изд. АПН СССР, 1990.- 137с.

22. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю. А. Лебедев. - М. :Изд.

«Просвещение», 2001. - 235 с.

23. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) : Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. М. : Просвещение, 1981. - 159 с.

24. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по дошкольной психологии. - М. : Изд. «Просвещение», 1998. - 254 с.

25. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с.

26. Ушакова О. С. Развитие речи детей четырех - семи лет // Дошкольное воспитание. - 1995. - №1. - С. 59-66

27. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М, 1999.

28. Флёрина Е. А. Рассказывание в дошкольной практике. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. :Издательский центр «Академия», 1999.-560с.

29. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой : Для работы с детьми дошкольного возраста. - М. : ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.

30. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. -М. :Издательский центр

«Академия», 1999. -560с.

31. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. - М. : Издательство

«Просвещение», 1966. - 96 с.

Анализ мероприятия с педагогами

«Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой.

1. Считаете ли Вы тему мероприятия актуальной?

Да Нет

2. Считаете ли Вы эффективным проведение данного мероприятия в предложенной форме?

Да Нет

3. Отметьте Ваше состояние после проведё нного мероприятия: Интерес Удовлетворение Равнодушие

4. Что из предложенного материала было для Вас наиболее интересным?

5. Ваши предложения и пожелания

Материал с сайта ext.spb.ru

Творческие методы работы со сказками, формами малого фольклора

(Памятка).

• Знакомые герои в новых обстоятельствах.

• Коллаж из сказок.

Сказка от смешного стишка.

Сказка от считалки.

Сказка от загадки.

• Спасательные ситуации в сказках.

Сказки от странных историй.

Сказки от просто стишков.

Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.

Сказки о чудищах.

Сказка продолжается.

• Изменение ситуации в знакомых сказках.

• Перевирание сказки.

Сказка, но по-новому.

• Сериал в сказке.

• Решение противоречий в сказке.

• Моделирование сказок.

Сказки с новым концом.

Сказка с середины.

• Частица «не» и новая сказка.

• Из сказки убежали все глаголы (существительные).

Сказка от пословицы.

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольниковНетрадиционные методы развития мелкой моторики у младших дошкольников «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Мастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗМастер-класс по изготовлению колец Луллия для развития связной речи дошкольников с помощью технологии ТРИЗ Познакомившись немного с теорией ТРИЗ и теоретически изучив кольца Луллия, а также метод морфологического анализа и фокальных объектов теории.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других литературных произведений»
Опубликовано: 27 сентября 2022 в 20:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других литературных произведений»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Клочкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД