татьяна пиляева
Мастер-класс «Нейроигры в работе с детьми»
▼ Скачать +Заказ
Коррекция и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из актуальных проблем современной медицины, педагогики, дефектологии и психологии. Данной категории детей в силу различных причин свойственны слабость замыкательной функции коры головного мозга и процессов активного внутреннего торможения, нарушение взаимодействий первой и второй сигнальной систем. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается недоразвитие процессов познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы. Так, в частности, у детей дошкольного возраста с ОНР отмечаются особенности психического развития: сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность неустойчивость; ограниченный объем, продолжительность запоминания смысловой информации, неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается в отставании в словесно-логическом мышлении); несформированность мыслительных операции: анализа, синтеза, сравнения. Речь состоит обеденная, маловыразительная, аграмматичная, отмечается ограниченность словарного запаса, допуск ошибок изложения логической последовательности трудности в использовании и подборе антонимов и т. д. Наряду с этим наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координация, и наиболее страдает моторика кистей и пальцев рук. При умственных нагрузках у таких детей отмечается повышенная утомляемость и истощаемость центральной нервной системы, которая приводит не только к неустойчивости внимания, но и к раздражительности, беспокойству и негативному поведению. Для многих детей характерна несформированность межполушарного взаимодействия от глубинных уровней и до мозолистого тела. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки.
Публикация «Мастер-класс „Нейроигры в работе с детьми“» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
Технология нейропсихологической коррекции имеет трехуровневую систему (основанную на трех функциональных блоках мозга, по А. Р. Лурия).
1. Уровень стабилизации и активизации энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Методы направлены на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований. На данном уровне используется комплекс дыхательных упражнений, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой и общей моторики.
2. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (уровень автоматизмов). Методы направлены на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга, развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, пространственных представлений (освоение телесного пространства, а затем и внешнего пространства, формирование базиса для «квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкций; развитие и коррекцию мнестических возможностей ребенка (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память). На данном уровне присоединяются упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов. Методы направлены на формирование оптимального, функционального статуса передних отделов мозга. На данном уровне присоединяются упражнения для активизации психических процессов, развитию коммуникативных навыков, упражнения на целеполагание и самоконтроль.
Упражнения из трех уровней используются одновременно в коррекционном процессе и построены определенным образом с учетом этапов развития функциональных систем мозга - от простого к сложному, зависят от исходного статуса ребенка.
С целью повышения результативности коррекционнно-логпедического воздействия н с детьми с ОВЗ в своей работе я применяю нейроигры. В результате применения этих игр наступает гармонизация работы мозга, развивается межполушарное взаимодействие, фонематическое восприятие (автоматизация, дифференциация звуков, навыки звукового анализа, повышается уровень интеллектуального развития, внимание, память, мышление, речь, мелкая и общая моторика. Занятия нейроиграми должны быть систематичными, проходить в спокойной, доброжелательной обстановке. Работу начинаю с простых кинезиологических упражнений.
1. Рисование фигур, несложных объектов двумя руками.
2. Закрашивание двумя руками.
3. Письмо, рисование в воздухе.
4. Письмо, рисование на спине и ладошках.
5. Игры на фонематическое восприятие «Зайчики»- если есть заданный звук дотронуться до левого уха и улыбнуться, если нет- то до правого и показать грустное лицо.
6. «Звуковая дорожка «Друзья». Дети осваивают движения левая рука на правое плечо, а правая на бок, затем меняют наоборот. Логопед называет цепочку слогов СА-СА-ША 1движение, 1,2
7. «Робот». Ребенку предлагается сделать столько движений сколько слогов в слове, слов в предложении.
8. «Кодировка». Ребенку предлагается назвать цифру, определить направление руки (обозначенное буквой внизу) и произвести соответствующий взмах рукой. То же с буквами. У игры система усложнений –измененная последовательность.
9. «Кодировка» с автоматизацией и дифференциацией звуков.
10. Нейроковрик. Ребенок должен повторить расположение рук, ног. Педагог располагается рядом в начале, усложнение напротив.
11. «Цветовые дорожки». Ребенок должен определить руку, какие пальцы используются, расположение пальцев руки на дорожках. Счет, пространственная ориентировка своя и относительная.
12. «Разноцветные пальчики». Ребенок называет картинку, отрабатывая звукопроизношение и определяет цвет соответствующей картинки пальчика к которому задан цвет, накладывает на фишку соответствующий пальчик.
13. Балансир
14. Чтение с подниманием пальчиков.
15. Перекладывание предметов с изменением направления.
16. Игры с мячами (отстукивание с переменой рук)