ЗАГОРУЛЬКО ТАТЬЯНА
Мастер-класс «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
- Ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается. Во что играют современные дети?
- Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, мы очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.
Публикация «Мастер-класс „Народная кукла“» размещена в разделах
Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности, стяжательству. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире.
- Результаты такого воспитательного действия:
- повышенная агрессия;
- раздражительность;
- несдержанность;
- высокая тревожность;
- нарушение межличностных отношений;
- появление страхов, фобий.
- Особое место среди детских игрушек занимает кукла. Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.
- Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.
- В первую очередь игрушка должна быть безопасной как для физического, так и для психоэмоционального развития ребенка. Игрушка для ребенка – помощник в исследовании мира, источник радости, мотив для игры. Она должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества. Игрушка закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла. Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый (например, оранжевые пушистые лягушки или пятнистые слоны). Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.
- Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Куклу можно изготовить своими руками из остатков натуральных материалов. Рука ребенка, осязая натуральные материалы, получает правдивую информацию о мире. Кора дерева - шершавая, камень - гладкий, песок – сыпучий. Играя же с пластмассовыми игрушками, рука ребенка чувствует только их гладкую, холодную поверхность. Нагружая информацией руку, ребенок нагружает кору головного мозга.
Фантазия и образное мышление «достроят» из любой «примитивной» куклы все что угодно. «Подробные» игрушки не развивают образного мышления.
Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.
Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей. Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему.
Пока дети были маленькими, кукол им делали матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую кукольную потешку уже могла делать любая девочка. Куклу делали с большим старанием. Так как по ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
- Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве.
Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию
любви, защиты, доброжелательности.
- В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего рода, народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками.
- Пеленашка – младенчик в платочке. Такую куколку клали в колыбель к ребенку в качестве оберега от злых духов. Ребенок с 4 лет мог свернуть пеленашку для игры себе и младшим сестрам и братьям.
Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутов ткани куклу-оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:
Сонница-бессонница,
Не играй моим дитятком,
А играй этой куколкой.
- «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал». Родители легко могут изготовить народную игрушку вместе со своими малышами, а дети постарше вполне справятся с ней сами. Я убеждена, что в настоящее время традиционная народная игрушка может помочь сохранить в наших детях здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, любви к природе, труду, уважение к родной культуре и своей земле.