Светлана Бельская
Мастер-класс «Учимся говорить красиво»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема мастер-класса : выразительность речи
Средство мастер-класса : малые формы фольклора
Цель мастер-класса : выработка навыков выразительности речи через малые формы фольклора
Задачи мастер-класс : обращать внимание на выразительность речи, и её средства (паузация, дикция, темп, тембр, интонационная выразительность, логическое ударение)
Материал для проведения:
Презентация: «Малые формы фольклора»;
Приговорки : «Ах ты, моя девочка»; «Ой ты, мой сыночек»;
Считалка: «За стеклянными горами»;
Публикация «Мастер-класс „Учимся говорить красиво“» размещена в разделах
Колыбельная песня: «Вот и люди спят»
Загадка: «Она приходит с ласкою»; «К нам пожаловал на двор; «Мишка вылез из берлоги»; «Зеленеет даль полей»;
П. И. Чайковский «Подснежник»;
Пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь»; «Не спеши языком, поспеши делом»;
Поговорка : «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен»;
Скороговорки : «Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая»; «Волк на лужайке – задрожали зайки»; «Из под топота копыт, пыль по полю летит»;
Игра «Теремок»;
Ход проведения:
Вступительная часть:
Здравствуйте! Сегодня хочу провести с вами мастер класс по теме : «Учимся говорить красиво».
Что же такое фольклор?
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОО, в том числе и с целью развития выразительности речи дошкольников.
Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволяет быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это в свою очередь, приводит к формированию уверенности в себе.
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто процесс развития речи своего ребёнка пускают на самотёк.
А произведения народного творчества практически не используют.
Сегодня я познакомлю Вас с малыми формами фольклора, и будем учиться выразительно и красиво говорить.
Основная часть:
1. Начнём наше знакомство с потешек! Знаете ли вы, что такое потешки? Это весёлые стишки. Раньше, в старину наши мама, бабушки пели для своих детей или внуков весёлые песенки-стишки. И тогда, когда умывали, купали, причёсывали или когда ребёнок делал свои первые шаги, или просто лаская ребёнка. В потешках используются нежные слова, красивые выражения. Вот, послушайте такие потешки:
1. Ах ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Давайте попробуем с Вами повторить потешку, неторопясь, с повествовательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
2. Ой ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазорьевый цветочек,
Сиреневый кусточек.
Давайте попробуем с Вами повторить потешку, неторопясь, с повествовательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
3. Во время умывания мы все знаем такую потешку:
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки алели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Давайте попробуем с Вами повторить потешку, неторопясь, с восклицательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
2. Следующей малой фольклорной формой, с которой мы познакомимся, это считалки! Считалки – это как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.
Давай выучим с вами новую считалочку:
За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами
Здравствуй, Ванечка – дружок,
Сколько стоит пирожок.
Пирожок – то стоит три,
А водить – то будешь ты.
Давайте попробуем с Вами выучить считалку, и повторить её с повествовательной/вопросительной/восклицательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
3. А когда наступала ночь, мамы пели своим деткам колыбельные песни. Колыбельные песни – это песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка.
Вот и люди спят.
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках
Зайки спят на травушке
Утки на муравушке
Детки все по люлечкам.
Спят – поспят,
Всему миру спать велят.
Давайте попробуем с Вами повторить колыбельную песню, неторопясь, с повествовательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
КАК ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3. Следующей малой фольклорной формой, с которой мы познакомимся, это загадка! Загадка – это также жанр устного народного творчества, которое нуждается в разгадке. Это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, какой он.
1. (Под композицию П. И. Чайковского «Подснежник»)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт? (Весна)
2. К нам пожаловал на двор
Ветронос и зимобор,
Водотёк и весновей.
Он позвал домой грачей.
Вывел кто весну на старт?
Отгадали? Это - … (март)
3. Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл? (Апрель)
4. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? (Май)
5. «Мудрые мысли» - очень интересное название. Вы не догадываетесь, откуда оно? И что это за мудрые мысли? Правильно, это про пословицы и поговорки.
На каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль – пословица или поговорка.
Пословица учит, как надо поступать и как не надо, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О много рассказывает пословица.
Послушайте сейчас пословицу:
- Что посеешь, то и пожнёшь
Давайте попробуем с Вами выучить пословицу, и повторить её с повествовательной/вопросительной/восклицательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
- Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен
Давайте попробуем с Вами выучить пословицу, и повторить её с повествовательной/вопросительной/восклицательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
6. Погово рка — краткое высказывание, имеющее буквальное (коса — девичья краса) или образное значение (из-за чего сыр-бор разгорелся).
- Не рой яму другому – сам в нее попадешь
Давайте попробуем с Вами выучить поговорку, и повторить её с повествовательной/вопросительной/восклицательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
- Тише едешь — дальше будешь
Давайте попробуем с Вами выучить поговорку, и повторить её с повествовательной/вопросительной/восклицательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
- У страха глаза велики
Давайте попробуем с Вами выучить поговорку, и повторить её с повествовательной/вопросительной/восклицательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
7. Что подсказывает Вам название «Скороговорка»? Скороговорки нужно говорить быстро, чётко произносить все звуки.
Пожалуйста, повторит:
- Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая;
Давайте попробуем с Вами выучить скороговорку, и повторить её с повествовательной/вопросительной/восклицательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
- Волк на лужайке – задрожали зайки;
Давайте попробуем с Вами выучить скороговорку, и повторить её с повествовательной/вопросительной/восклицательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
- Из под топота копыт, пыль по полю летит;
Давайте попробуем с Вами выучить скороговорку, и повторить её с повествовательной/вопросительной/восклицательной интонацией. Обращаем внимание на тембр, чёткость произношения, чёткость дикции, соблюдаем паузы.
8. ИГРА «ТЕРЕМОК»
Звучит музыка «Стоит в поле теремок».
Ведущий (воспитатель). Как на горке, на крутой, стоит терем расписной.
Теремок, теремок, он не низок, не высок.
Есть крылечко и окно, только пусто в нем давно.
Теремок, теремок, он не низок, не высок.
Кто там по полю бежит и сухой листвой шуршит?
Это маленькая Мышка ищет на зиму домишко. (Появляется Мышка.)
Мышка (поет) : Я бежала, я бежала, так устала, так устала!
Где найти мне теплый дом, чтобы жить уютно в нём?
Это что за теремок? Есть крылечко и порог.
Подойду-ка я поближе, посмотрю-ка выше, ниже.
До чего же дом хорош! Лучше дома не найдешь.
Подойду и позову:-Эй, хозяева, ау!
Кто же в тереме живет? В невысоком кто живет?
Ни ответа, ни привета, и хозяев, значит, нету. (Поет.)
Я Мышка, я норушка, трудиться я люблю:
Я самовар поставлю и печку затоплю.
Я Мышка, я норушка, люблю я чистоту:
Я вымою окошко, крылечко подмету.
Ведущий: Мышка вымыла крылечко, затопила жарко печку.
Подметает Мышка пол, накрывает Мышка стол.
На зеленую опушку прискакала тут Лягушка.
Лягушка (поет) : Звездой Зеленого Болота должны вокруг меня признать.
Мне так на сцене петь охота и танцевать, и танцевать.
Я — Лягушка, ква-ква-ква. Посмотрите, какова!
Я скажу вам справедливо, что стройна я и красива. (Говорит.)
Это что за теремок? из трубы идет дымок!
Подойду-ка я поближе, посмотрю-ка выше, ниже.
Подойду и позову: Эй, хозяева, ау!
Кто, кто в теремочке живет? кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я — Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: А я — Лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок жить
Мышка: А что ты умеешь делать?
Лягушка: Бегать, прыгать и играть и по камушкам скакать!
Посмотри, как я скачу, хочешь, тоже научу? (Лягушка и Мышка танцуют польку.)
Ведущий: Поселились Мышь с Лягушкой, стали жить да поживать и друг другу помогать. топят печь, зерно толкут да в печи блины пекут.
Вместе подметают пол, вместе накрывают стол. Вместе чай с малиной пьют. Очень весело живут!
Мышка, Лягушка (вместе) : Как положено друзьям, все мы делим пополам.
И работу, и заботу пополам, пополам, пополам.
Ведущий: В это время на лужайку прибежал веселый Зайка. Сел на пень, пригладил ушки и запел свои частушки.
Заяц (поет частушки) : Я — Зайчишка-молодец, удалец я и храбрец.
Не боюсь я лисы, Волка дерну за усы. Не видать ли где-то вкусной,
Сочной крепенькой капусты? (увидев теремок) Постучу-ка лапкой в двери, Чей, скажите, этот терем?
Мышка (выходит из домика) Мышка здесь живёт, Норушка!
Лягушка (выходит из домика) И лягушка с ней, Квакушка!
Мышка. Ну, а ты-то кто, ответь!
Зайчик. Я просто Зайчик, Развесёлый попрыгайчик! Можно с вами буду жить! Мышка и лягушка. Будем мы втроём дружить!
Ведущий. Стали жить да поживать, Песни петь да танцевать! Вышла из лесу Лисица… (поет) : Говорят, я рыжая, хитрая, бесстыжая,
Кур я импортных люблю, лиманады часто пью.
Припев: Ой, Лиса, Лиса, Лиса! Хитрые глаза.
Очень я нарядная, милая, приятная,
Обожаю выступать: песни петь и танцевать.
Пела я и танцевала, отдохнуть пора, устала.
Так, присяду вот сюда. Где же сладкая вода?
Жаркий выдался денек. Это что за теремок?
Подойду-ка я поближе, посмотрю-ка выше, ниже.
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я — Мышка-норушка.
Лягушка: Я — Лягушка-квакушка.
Заяц: Я — Зайчик-побегайчик.
Вместе: А ты кто?
Лиса: А я — Лисичка-сестричка. Пустите меня в теремок жить
Все: А что ты умеешь делать?
Лиса. Я-то – рыжая Лисичка, Буду всем вам, как сестричка.
Мышка. Так иди же с нами жить, Раз умеешь ты дружить. Лиса заходит в теремок.
Вед. Стали жить да поживать, Песни петь да танцевать! Вышел из лесу Волчок Греть на солнышке бочок.
Волк (поет) : На жизнь обижен неспроста, я просто круглый сирота.
Берлоги нет и нет дупла —такие волчьи вот дела.
Я ночью вою на луну, зачем, и сам я не пойму:
Наверно, это вновь и вновь во мне бушует предков кровь.
(Говорит.) Где найти мне теплый дом, и с крылечком, и с окном?
Печка, жаркий уголек. Это что за теремок?
Подойду-ка я поближе, посмотрю-ка выше, ниже.
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я — Мышка-норушка.
Лягушка: Я — Лягушка-квакушка.
Заяц: Я — Зайчик-побегайчик.
Лиса: Я — Лисичка-сестричка.
Вместе: А ты кто?
Волк. Я-то, Серенький Волчок, Серый хвостик и бочок.
Можно с вами буду жить? Не с кем мне в лесу дружить!
Лиса. Можно, право, потесниться! Буду вежливой лисицей:
Пропущу я в терем Волка, Дверь закрою на защёлку!
Вед. Вышел Мишка косолапый.
Медведь (поет) : Как же тут не зареветь? Я же все-таки медведь!
Теплый дом найти хочу, и поэтому рычу!
Я в лесу ходил-гулял, меду сладкого искал.
Я без устали бродил, притомился, нету сил.
Очень хочется поспать, мне бы дом, а в нем кровать.
Иль подушку дайте мне —хватит этого вполне.
(Говорит.) Это что за теремок?
Подойду-ка я поближе, посмотрю-ка выше, ниже.
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Мышка: Я — Мышка-норушка.
Лягушка: Я — Лягушка-квакушка.
Заяц: Я — Зайчик-побегайчик.
Лиса: Я — Лисичка-сестричка.
Волк: Я — Серый Волк — зубами щелк.
Вместе: А ты кто?
Медведь: А я — Мишка-медведь. Люблю громко реветь. Пустите меня в теремок жить!
Мышка Ты, Медведь, огромный зверь, Не пролезешь в эту дверь.
Медведь. Не беда, не гордый я, Вы поверьте мне, друзья,
Хватит места мне везде, Буду спать я во дворе.
Звери (выходят из домика) Пустим, Мишенька, тебя,
Мы теперь одна семья
В теремочке чудном нашем,
Мы споём, станцуем, спляшем.
Всем советуем дружить, Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить. Ни за что на свете!
Ни за что, ни за что, Ни за что на свете! (2 раза)