Овакимян Татьяна
Мастер-класс «Развитие логического мышления у детей посредством кодирования и декодирования информации»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление педагогов с приемами обучения детей дошкольного возраста кодированию и декодированию информации.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с понятием криптология, о ее роли в современном мире.
2. Обучить участников мастер-класса приемам кодирования и декодирования информации.
3. Повысить интерес к оригинальным логическим приемам, желание применять их на практике.
Публикация «Мастер-класс „Развитие логического мышления у детей посредством кодирования и декодирования информации“» размещена в разделах
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Материал и оборудование мастер-класса : интерактивная доска, слайд – программа, магнитная доска, карточки с заданиями, карточки со знаками.
Ход мероприятия
Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Развитие логического мышления у детей посредством кодирования и декодирования информации».
Все мы знаем, что ежедневная зарядка очень полезна для здоровья. А регулярная зарядка для ума просто необходима!
Сегодня я познакомлю вас с двумя, на мой взгляд, интересными приемами, способствующими развитию у детей логического мышления. Первый прием – это декодирование информации о предметах или действиях, второй прием – кодирование знаково-символическими обозначениями.
Изменение информации с целью сделать её понятной только избранным дало начало науке криптографии. Но если есть желающие скрыть смысл текста, то найдутся и желающие его прочитать. Методы чтения таких текстов изучает наука криптоанализ. Криптография и криптоанализ – это две составляющие науки криптологии.
Как известно, мир полон секретов. В жизни нас окружает множество всевозможных знаков и символов. С ними мы ежедневно сталкиваемся в разных общественных местах: на улице, в транспорте, в торговых центрах, медицинских учреждениях. Эти знаки и символы являются зашифрованной, скрытой, закодированной информацией, об истинном значении которой знает лишь посвященный. Кодирование информации в настоящее время является вполне обычным делом, часто даже необходимым.
Коллеги, приведите примеры где в повседневной жизни мы встречаемся с кодами, знаками и зашифрованной информацией?
- Пароль Wi-Fi, соц. сети, телефона; электронные пропуска, кнопки на бытовой технике, обозначения на ярлычке одежды, язык жестов, разные языки, имя человека.
- Правильно.
Это также флаги разных стран мира, почтовый индекс, домофон, регион на номере машины, дорожные знаки, пароль от банковской карты и многое другое.
Итак, мы видим, что в современной жизни мы постоянно встречаемся с зашифрованной информацией в быту, на улице, в общественных местах, медицинских учреждениях, транспорте, СМИ и социальных сетях. Поэтому изучение криптологии, такой древней и такой современной и перспективной сегодня очень важно и актуально. Следовательно, мы, как педагоги, не можем оставить без внимания эту науку, знакомство с которой развивает у детей прежде всего логику, активизирует мыслительную деятельность и творческие способности. Детям на занятиях всегда интересно разгадывать ребусы смысловые, знаковые, схематические, двигательно и звуко-подражательные.
- Уважаемые коллеги, предлагаю и вам разгадать ребусы.
Детям очень нравится играть в пантомимы, то есть с помощью жестов и мимики показывать смысловое значение слова или художественный образ.
Предлагаю вам карточки с заданиями, где нужно изобразить то или иное действие (предлагаю обыграть стихотворение).
Знаково-символическая система помогает детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно-схематическому. На занятиях по развитию речи дети свободно составляют предложения или рассказ по схеме.
Я предлагаю вам составить рассказ по схеме на тему «Весна».
Дети очень любят отгадывать загадки, особенно загадки с отрицанием.
Использование логического приема отрицания свойств становится мостиком к словесно-логическому мышлению.
Предлагаю и вам отгадать такую загадку.
Предлагаю вам еще одну игру на кодирование информации.
- Давайте зашифруем слова в виде знаков. Посмотрите, каждая буква «живет» в своем «домике». И если мы внимательно посмотрим на стенки этого домика, то они у каждой буквы разные, то есть составляют определенный знак. Попробуем этими знаками зашифровать слова.
-Что помогло верно выполнить все задания?
- Верно, вам помогли сообразительность, креативность, внимание и такие приемы, как сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.
-Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику и зачем нужна логика нам, взрослым?
Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда.
• Развивает внимание.
• Учит мыслить ясно и четко.
• Формирует умение концентрироваться на сути проблемы.
• Развивает способность «действовать в уме».
• Совершенствует монологическую речь : умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.
• И конечно же служит фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе.
Выполняя все эти задания мы с вами использовали прием кодирования и декодирования информации. Такие игры не только развивают логическое мышление, но и привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, поэтому их использование в обучении детей является достаточно эффективным.
Благодарю вас за внимание и большое спасибо за плодотворную и активную работу, желаю вам успехов и удачи в нашем общем деле!