Наталья Жданова
Логопедические игры и упражнения по формированию слоговой структуры слова
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Представить учителям – логопедам систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.
Оборудование : предметные картинки, шары со слогами разной формы, музыкальные инструменты, ножницы, чашка с водой, ложка, стакан, газета.
ХОД.
Темочки:
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
Существует определенная зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребенка; а также по данным последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико – пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно - последовательной обработке информации.
Исходя из этого работу по данному направлению целесообразно начинать с формирования предпосылок развития слоговой структуры слова, а точнее на развитие оптико - пространственной ориентации, сомато –пространственной ориентации, на развитие ориентации на листе бумаги, временно –пространственной ориентации, а также развития динамической и ритмической организации движений. Вся эта работа будет являться подготовительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова.
Развитие оптико – пространственной ориентации:
Упражнение 1
Ребенок сидит на стуле (глаза открыты или закрыты). Взрослый звенит колокольчиком с разных сторон от ребенка. Нужно правильно сказать, где звенит.
Упражнение 2
«Далеко – близко»
Взрослый называет действие предмета. Ребенок отвечает, далеко это или близко, н-р,
Пароход плывет….
Маша сидит…
Карандаш лежит…
Пальмы растут…
Зеркало висит…
Закрытое окно…и пр.
Развитие сомато – пространственно ориентации.
Упражнение 1
Ребенка просят показать перекрестные движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, правой рукой левую коленку и пр.
Упражнение 2
Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности.
Развитие ориентации на листе бумаги.
Взрослый предлагает ребенку следующие задания. Поставь вверху листа точку, нарисуй справа крестик, проведи линию в нижнем левом углу и пр.
Графический диктант.
Развитие временно – пространственной ориентации.
Беседа с ребенком по теме «Вчера – сегодня – завтра».
«Что сначала что потом».
Работа с речевым материалом.
Взрослый дает ребенку задание.
Послушай слова : мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать первое слово, третье, (последнее, второе.
Развитие динамической и ритмической организации движений.
Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции взрослого.
Артикуляционные упражнения.
- открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;
-язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;
-два раза пощелкать, один раз подуть;
- беззвучно артикулировать гласные (и –у –а)
Упражнения для рук.
- Клак - ребро - ладонь;
-показывать: кольцо из пальцев, ладонь вертикально, «уши зайчика».
Упражнения для тела.
-Топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову опустить;
-помахать руками над головой, убрать руки за спину, прыгнуть на месте; и пр.
Повторение ритмического рисунка за взрослым – отстукивание, отхлопывание, притопывание:
-сопряженно, затем отраженно;
-одной, затем двумя руками, ногами
-по визуально- акустическому образцу, затем только по акустическому;
-с передачей ритма без учета громкости, затем с ее учетом, с чередованием громкости в одном ритмическом рисунке.
Развитие фонематического слуха
1 Упражнение «Музыкальный инструмент»
Определить за ширмой по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон….)
2 Упражнение «Из чего сделаны звуки».
Определить на слух какие предметы в действии, издают звуки (карандаш, бумага, стакан, чашка с водой).
3 Упражнение «Шумы вокруг нас». (Закрыть глаза на 1 минуту и прислушаться к звукам окружающим, назвать их источники. (Шаги, гудок машины, вой ветра, скрип двери)
Коррекционный этап
На коррекционном этапе работа проводиться на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.
Упражнения на уровне звуков :
1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике.»
2. «Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
3. «Сосчитай количество звуков, которые я произнесу»
4. «Назови самостоятельно 3 звука»
5. «Придумай столько звуков, сколько точек на карточке»
Упражнения на уровне слогов :
– Сосчитать количество слогов, которое я произнесу;
- Выложить палочки по количеству слогов : Послушай сколько яблок упало: бух, бух, бух, бух!», «Сколько гвоздиков прибили? Тук,тук, тук!»;
- Сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов : «Топ, топ,топ!», «Прыг, прыг»;
- Определи одинаковый звук в ряду: «па, та, са», «мо, му, мы»;
- Придумай слоги с одинаковым гласным (согласным);
- Назвать первый звук слога (второй, третий);
- Составь слог из заданных звуков (к, а; м,о,к).
Упражнения на уровне слов :
Упражнение 1
Логопед предлагает послушать слова и определить, длинное оно (долго звучи) или короткое (звучит недолго)
Сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотеке, мухоморы, шар, мышь, картина.
Упражнение 2
Из группы детей выбираем двух. Один ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой – с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.
Упражнение 3
Тренировка умения делать паузы между словами.
После того как логопед называет слово, ребенок должен повторить его отстучать сопряженно.
Бу…сы не…бо лю…ди ко…ле-но
Ко-ле …но си…ни-ца си-ни…ца
Упражнение 4
Звуковой анализ и синтез.
-подсчет слогов.
-выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.
-выбор подходящей схемы слова.
-анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
Упражнение 5.
Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:
-отличающихся гласными звуками,
-отличающихся согласными звуками,
-отличающихся согласными звуками и местом ударения.
Упражнение 6.
Дети становятся в круг. Взрослый объявляет, из скольких слогов нужно придумывать слова. Затем он произносит слово по слогам, стоящий рядом ребенок повторяет его, но уже слитно. Далее ребенок поворачивается к соседу и называет свое слово по слогам. Игра продолжается по кругу.
Упражнение 7
Дети сидят лицом к логопеду, он произносит первый слог какого-либо слова. Тот, кто первый догадался, встает, заканчивает слово и остается стоять. Игра продолжается с сидящими детьми.
Вед- сет- кух- дос- коф- бук- кук- бел- мет- ваф-
бан- фла- зво- гри- кры- гру-
Упражнение 8
Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно сделать разное количество шагов (н-р, сыр - самолет). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.
Упражнение 9
Дети делятся на три группы. Взрослый объясняет, что нужно прослушать названия деревьев. При этом ребята из первой группы должны выбирать «для посадки» и запоминать деревья с односложными названиями, из второй группы - двусложными, из третьей -с двухсложными. После зачитывания названий задание совместно проверяется.
Слова :
Сосна ель липа осина дуб
Береза тополь рябина ива клен.
Упражнение 10
Играющим раздаются «деньги» - карточки с нарисованными двумя, тремя, и пр. кружочками. У взрослого на столе разложены картинки с изображениями «товара». Ребенок может купить только тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружков на карточке. Нужно подойти к столу и проговорить выбранное слово по слогам, показав свою карточку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и отдается «покупка». (Можно брать картинки овощей и фруктов)
Упражнение 11
Логопед читает слова, дети понимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно; ли дети повторяют правильные слова и исправляют деформированные. Упражнение проводиться с опорой на картинки.