Наталия Уварова
Мастер-класс на тему «Инсценирование как метод развития речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в применении элементов театрализованной деятельности в работе.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер – класса с приемами включения элементов театрализованной деятельности в образовательный процесс.
2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на применение инсценирования на практике.
Основные этапы мастер – класса :
I. Приветствие. Вводное слово педагога.
Публикация «Мастер-класс на тему „Инсценирование как метод развития речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
II. Обоснование основных идей развития речи дошкольников через театрализованные игры.
III. Практический (показ примера драматизации на развитие связной речи)
IV. Рефлексия. Подведение итогов.
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать
в речевом общении.
И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.
Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.
Еще бы, ведь и подготовка к спектаклю, и сам он так не похожи на игру!
Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек масок, элементов костюмов, фигурок героев. Младших дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей.
Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось.
Грамотно организованная драматизация способна стать эффективным средством совершенствования выразительной речи дошкольников, а также развития творческих способностей у детей, воспитания у них уверенности в себе, в своих силах.
II. Обоснование основных идей развития речи дошкольников через театрализованные игры.
В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, необходимо использовать знакомые любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движение). В силу образно конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.
Игры—инсценировки основаны на собственных действиях исполнителя роли. Прежде чем их проводить, дети должны понять содержание, запомнить последовательность происходящих действий и речевой материал. Кроме этого, содержание должно быть не только понятно ребенку, но и эмоционально им воспринято.
Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Перед проведением игры должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести инсценирование сказки «Колобок», можно организовать дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.
В инсценировании ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
Для этого в непосредственно образовательную деятельность мы включаем специальные игры на развитие мимики, пантомимы. Например,
- съешьте кислый лимон (дети морщатся);
- рассердитесь на драчуна (сдвигают брови);
- встретьте знакомую девочку (дети улыбаются);
- покажите высокого мальчика, маленького комарика, медведя;
- покажите направления: там, вверх, вниз, вокруг;
- полетим как птицы;
- волк крадется за зайцем.
Такие упражнения служат своеобразным прологом к инсценированию и драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность. Проводим игры на развитие речевого дыхания : «надуй шар», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» - каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.
А проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь их становится более выразительной, грамотной.
Инсценирование художественных произведений как методический прием — это создание постановки силами воспитателя и воспитанников на основе изучаемого литературного произведения. Цель инсценирования - не ранняя подготовка актеров, а развитие общих задатков и способностей каждого ребенка, в том числе и выразительной речи, пластики, коммуникативности.
Инсценирование, перевоплощение в другого обладает и психотерапевтическими возможностями, помогает детям раскрепоститься, стать кем-то другим, вступить в новые отношения и потом перенести этот опыт в реальную жизнь.
Самый удобный художественно-словесный материал для знакомства детей с инсценированием — фольклорная сказка, причем не волшебная, а либо бытовая, либо о животных.
Удобно начинать обучение приему с кумулятивных сказок, т. е. таких, в которых действие от завязки до развязки повторяется несколько раз, накапливается. Дело в том, что дошкольнику легче запомнить фабулу такой сказки: каждый эпизод повторяет предыдущий, меняется только персонаж.
Подготовку к инсценированию проводят в несколько этапов.
1. Восприятие. Воспитатель выразительно читает произведение.
2. Освоение специальных умений.
Проводится беседа, поясняющая и выясняющая понимание не только
содержания, но и отдельных средств выразительности.
Из многообразия средств выразительности в детском саду можно использовать следующие:
• формируем у детей простейшие образно выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных, например, после слушания песни «Петушок» В. Витлина изобразить, как поет и двигается петушок, как прыгают зайцы, идет медведь, имитировать движения усталой и резвящейся лошадки и т. д. ;
• проговариваем с детьми слова одного персонажа – например, в сказке «Теремок» надо попроситься как мышка и как волк. Кто жалобнее скажет? Кто похож больше?»
• разыгрываем диалог двух персонажей: проговариваем слова и действуем за каждого – это упражнение в интонировании диалога. Дети хорошо чувствуют и повторяют интонации, построенные на контрастах. Например, как разговаривают три медведя. Воспитатель называет сказку, а дети, угадывают за какого из медведей говорит воспитатель. Затем дети сами с помощью интонации загадывают друг другу загадки;
• читаем четверостишия с разными интонациями, отдельные фразы. При этом обращаем внимание, как меняется смысл. Например, произнесите фразу «Посадил дед репку» меняя ударенное слово, произнесите фразу удивленно, с грустью, гневно, весело и т. д.
• используем споры диалоги – в кругу детей сажаем перед собой ребенка, даем ему в руки персонаж, а себе возьмем другой и ведем диалог, вовлекая в него партнера так, чтобы вызвать его изумление, удивление, возражения :
Воспитатель Ребенок
Что у тебя? Мячик.
Да, нет, посмотри внимательно. Вижу: мячик.
Нет, не мячик, а кубик. Кубик?
Да, кубик, кубик! Нет, не кубик, не кубик!
В самом деле? А что же? Мячик, мячик…
Неужели мячик? Да вот же мячик!
Подобные упражнения, развивают не только эмоциональную окрашенность речи, но и пантомимику.
Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении мы
широко используем весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Одно из главных условий — эмоциональное отношение воспитателя к читаемому. При чтении детям необходима не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога. Для малышей это является как бы образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям.
Причем чем меньше ребенок, тем определеннее, акцентированнее должно быть чтение.
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев используются специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?».
Например, воспитатель читает отрывок из сказки и спрашивает: согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки ребятушки, отворитеся, отопритеся.») Почему вы так думаете?» Или показываем детям иллюстрации с лисой и спрашиваем: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так ли?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему они так они думают, дети вынуждены вспоминать и представлять определенный образ, огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также видеофильмы, музыкальные подборки по прочитанным произведениям. При рассматривании иллюстраций, особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).
-После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.
3. Творчество.
Недопустима даже мысль о разделении детей на «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. Нельзя напускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети боялись выйти «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что- либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей.