Ризида Назировна
Мастер-класс на тему: «Формирование эмоций у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Общение детей друг с другом - это необходимое условие их психического развития. Оно подразумевает способность не только вступить в контакт и вести разговор. Часто ребенок не умеет общаться, потому что не понимает внутреннего состояния другого человека. А для того чтобы понять другого, нужно научиться понимать себя, свои собственные переживания и чувства. Каждый человек в жизни испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Детские стрессы являются следствием дефицита положительных эмоций. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Чувства, которые ребенок испытывал, выражаются в его мимике, взгляде, улыбке, нахмуренных бровях, его жестах, в интонациях его речи. О чувствах ребенка нам говорят не только его речь, смех, улыбка, слезы, но и необычное для него молчание или разговорчивость, возбуждение. Для маленького ребенка характерно находиться «в плену эмоций», потому что он не может управлять ими.
Публикация «Мастер-класс на тему: „Формирование эмоций у детей“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Отсюда следует, что в первую очередь нужно развивать эмоции, так как сама по себе эмоциональная сфера не развивается и научить детей управлять ими.
Сегодня я хочу вам показать мастер - класс по формированию эмоций у детей. Эта работа ведется на каждом занятии по каждому разделу программы в качестве разминки.
На таких занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также культурным наследием человечества (литература, живопись, музыка). В результате расширяется круг понимаемых эмоций, дети становятся более способными к более глубокому пониманию себя и других людей, у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.
Я вам предлагаю отправиться в «страну детства». Каждый из вас когда- то был ребенком и у каждого есть доброе, светлое, теплое воспоминание из детства, которое помогало вам обрести спокойствие, согревало в минуты одиночества, потому что мир детства - это особый сказочный мир.
Отправившись туда, мы постараемся узнать, чем живет, о чём думает и что чувствует ребенок. Забудьте на миг все свои проблемы, обиды и улыбнитесь.
Готовы к путешествию?.
Для начала проведем разминку. «Я начну, а вы продолжите» :
- Просыпаешься ты утром, а на тумбочке у тебя огромный букет живых роз, ты.
- Гуляем мы по лесу, и вдруг на нас со всех сторон полетели шишки, мы.
- Идем мы по улице, и проезжающая мимо машина забрызгала нас грязью, мы.
Это упражнение помогает понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них, т. е. происходит первичное знакомство с эмоциями с помощью речи.
Для ознакомления детей с другими выразительными средствами речи (это мимика, жесты, движение) я предлагаю такое упражнение, оно проводится в парах.
В нашем сказочном лесу что-то происходит. На елке вместо шишек растут листочки. Возьмите каждый по листочку, но не показывайте друг другу.
Здесь гуляли животные со своими детенышами. А злой волшебник превратил их в листочки. Мы можем им помочь, но разговаривать в лесу нельзя. Волшебник за всеми наблюдает. А помочь животным можно с помощью мимики, жестов, движений. Помогите животным.
Постепенно знания об эмоциях углубляются и расширяются. Для этого я использую графическое изображение эмоций, т. е. работа ведется с пиктограммами.
В сказочной стране, в которую мы с вами попали, жили эмоции. Решили они погулять. Но для этого им нужно было познакомиться, (Я раздаю эмоции, но показывать их своему напарнику нельзя). Одна эмоция спрашивает : «Ты кто?», а другая должна показать свою эмоцию на лице мимикой. Первая должна определить название эмоции, затем роли меняются.
Предлагаю детям и такое упражнение. У каждой эмоции есть свой домик, он подписан. В этом домике живут жильцы: мальчик, девочка, кошка и собака. Прошел дождь и смыл название эмоции. Помогите жильцам найти свой дом и верните ему название. (Выбирая из разложенных карточек, дети определяют свою эмоцию, уже не только по выражению лица, но и по всему внешнему виду).
Закрепить знания об эмоциях помогает элемент драматизации. Он учит находить эти эмоции в художественной литературе и окружающем мире и проявлять их с помощью театрализованной деятельности. Работа ведется в парах.
Для этого я предлагаю вам отправиться в долину загадок и вспомнить сюжет любой сказки, где проявляется предложенная эмоция (горе, радость, страх и т. д.). А сейчас нужно выбрать театральную куклу и разыграть сюжет, а остальные участники попробуют отгадать эту эмоцию.
Результатом такой работы является то, что дети научившись узнавать эмоцию, могут определить свое эмоциональное состояние, рассказать, что они чувствуют. А затем они перенесут эти знания на взаимоотношения с другими людьми, т. е. дети, научившись понимать себя и других, будут свободно общаться, и строить свои отношения со сверстниками и взрослыми на основе доброжелательности и отзывчивости.
Королевой «страны детства» является ЛЮБОВЬ. В своем сказочном ларце она хранит сокровища, которые раздает всем жителям. Эти сокровища маленькие сердца, она их дарит и вам. Скажите, каким стало ваше сердце, когда вы побывали в «стране детства»?
Я уверена, у вас у всех добрые, заботливые, великодушные сердца. Вы понимаете своих детей, и своих воспитанников. И поможете стать им добрыми, порядочными и отзывчивыми людьми.