Лучший педагог года

Мастер-класс «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» (5 фото)

Марина Шамсутдинова
Мастер-класс «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер класс для педагогов

«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи мастер-класса :

• передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах

• представление участникам мастер-класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;

• формирование у участников мастер – класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности

• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

• Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.

Материал и оборудование для опытов:

1 опыт: поднос, бутылочка с водой, шаблоны цветов, карандаши, емкость для выполнения опыта

2 опыт: магниты, стаканчики, монетки, вода.

3 опыт: по 3 стаканчика емкостью 100 мл, 1 большой стакан, 6 одноразовых ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, пищевые красители, палочки для смешивания раствора, бумажные конусы, шипучие таблетки.

4 опыт: 6 пластиковых стаканчиков, красная, желтая, синяя гуашь, бумажные салфетки, вода.

5 опыт: стакан, роза, вода, пищевой краситель синего цвета.

Ход мастер – класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Что и как? Почему и зачем?

Как ответить успеть детям всем?

И родителям знания дать –

Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие - поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Как сказал Николай Николаевич Поддьяков

«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».

• Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

• Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

• Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.

Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Метод экспериментов способствует формированию таких качеств личности.

Сегодня с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

II Практическая часть.

Опыт № 1 «Кувшинки»

У вас на столах лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру вниз. (Показ сопровождаю пояснением).

А теперь аккуратно поместите разноцветные кувшинки на поверхность воды налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.

Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки, раскрываются.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Опыт №2 "Мы — фокусники"

Возьмите стакан с водой, опустите в стакан монетку. Как достать монетку из стакана с водой, не замочив руки? Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло? Монетка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, монетку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло?

Вывод: Сила магнита действует и сквозь пластик, и сквозь воду.

Фото «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Опыт №3 «Лавовая лампа»

Для начала возьмем один маленький стакан, нальем в него воды (немножко полный, добавим пищевой краситель, хорошо перемешаем, добавим ложечку соли, хорошенько все перемешаем.

- Перемешивайте аккуратно, чтобы жидкость не расплескалась.

- Что у вас получилось? У меня вода окрасилась, стала зеленого цвета.

- А у вас? Каким стал раствор у вас? (обращаю внимание, что у всех раствор получился окрашенным и насыщенным, легко растворился краситель и соль).

- Берем второй стаканчик, наливаем в него из кувшинчика растительное масло. Масла должно быть столько же, сколько цветного раствора. Наливаем аккуратно, придерживая пустой стаканчик.

- Раствор из первого стаканчика еще раз перемешаем и переливаем в большой стакан. У всех получилось перелить аккуратно?

- А теперь берем конус, прислоняем его к внутренней стенке стакана под наклоном и аккуратно переливаем масло в большой стакан так, чтобы масло стекало по стеночке стакана. Не торопитесь вынимать конус, пусть масло с него все стечет в стакан. Что у нас получилось? На что это похоже?

- Но наша задача какая? – (сделать волшебную лампу).

- Как можно это сделать? (выслушиваю предположения и гипотезы).

- А хотите попробовать оживить лампу при помощи волшебных таблеток?

- Волшебную таблетку достаем из упаковки, предлагаю вам: можно опустить целиком, можно разломить ее на несколько кусочков и эти кусочки опустить в стакан.

- Что вы видите? А что у Вас получилось? Как Вы думаете, почему у всех нас получился разный эффект от добавления таблетки в раствор?

- Вам нравится? Интересно? Посмотрите, наша лампа ожила!

Скажите пожалуйста, вода это что? (растворитель, жидкость). А растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?

- Жидкость.

- Что вы наблюдали? Смешалась ли вода и масло? Почему?

(Выводы и предположения участников эксперимента).

Вывод: Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта мы определили, отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителем и солью, а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло). Вода тяжелее масла.

- Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. При добавлении шипучей таблетки происходит насыщение воды капельками масла. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.

Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. Опыт по превращению жидкостей в лавовую лампу предполагает участие в нем родителей и детей.

Мастер-класс - фото

Опыт №4 «Радуга»

Сейчас мы с вами понаблюдаем движение жидкости по целлюлозным волокнам салфетки. Для опыта нужны бумажные салфетки белого цвета, сложенные в виде полос. Шесть пластиковых стаканчиков. В трех стаканчиках разводим основные цвета - раствор желтой, синий и красной красок. Остальные оставим пустыми. Делаем из салфеток как бы мостики, по которым и будет проникать цветная вода в соседние стаканчики. Прямо на глазах жидкость начнет подниматься вверх и произойдет окрашивание. Как только цвета смешаются, вы получите дополнительные оттенки - оранжевый, зеленый и фиолетовый. Волшебство!

Вывод: Данный опыт иллюстрирует капиллярный эффект и процесс цветового синтеза (смешения основных цветов для получения промежуточных).

Фото №1 Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер класса в воспитании дошкольников через поисково исследовательскую деятельность

Опыт №5 «Как растения пьют воду»

Для этого эксперимента нам потребуется некоторое время, чтобы увидеть результат.

Для начала мы набрали воды в вазу. Растворили пищевой краситель в воде. Дождались, пока вода окрасилась в яркий цвет. В вазу положили белую розу. На следующие сутки, мы увидим, что белая роза превратилась в голубую. С помощью этого простого и веселого эксперимента вы сможете объяснить и показать детям, как растения пьют воду.

Вывод: растения живые и пьют воду, и она проходит по всему листочку.

Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. Опыт по превращению жидкости предполагает участие в нем родителей и детей.

Фото №2 Практическая значимость данный мастер класс может быть интересен педагогам работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей

Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

Список используемой литературы:

Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. - 1990.

Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.

Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.

Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности в средней группе «Путешествие по сказкам К. И. Чуковского» Цель:познакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы; формировать элементарные представления о плавучести предметов.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование»Мастер-класс на родительском собрании «Детское экспериментирование» .

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Перспективный план по поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы Перспективный план По поисково-исследовательской деятельности детей старшей группы. МБДОУ ЦРР № 62. воспитатель Шахбанова Э. А..

Детское экспериментирование в процессе изобразительной деятельностиДетское экспериментирование в процессе изобразительной деятельности Экспериментирование в процессе изобразительной деятельности проявляется как в познании и использовании в творчестве свойств и качеств предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 22 января 2020 в 19:08
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Шамсутдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД