Марина Шамсутдинова
Мастер-класс «Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс для педагогов
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи мастер-класса :
• передача педагогического опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической работы по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
Публикация «Мастер-класс „Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
• представление участникам мастер-класса экспериментирования, как одной из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;
• формирование у участников мастер – класса мотивации к использованию в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности
• Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
• Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса в воспитании дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.
Мастер – класс проводится для педагогов ДОУ.
Материал и оборудование для опытов:
1 опыт: поднос, бутылочка с водой, шаблоны цветов, карандаши, емкость для выполнения опыта
2 опыт: магниты, стаканчики, монетки, вода.
3 опыт: по 3 стаканчика емкостью 100 мл, 1 большой стакан, 6 одноразовых ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, пищевые красители, палочки для смешивания раствора, бумажные конусы, шипучие таблетки.
4 опыт: 6 пластиковых стаканчиков, красная, желтая, синяя гуашь, бумажные салфетки, вода.
5 опыт: стакан, роза, вода, пищевой краситель синего цвета.
Ход мастер – класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать –
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?
Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие - поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Как сказал Николай Николаевич Поддьяков
«Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний».
• Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
• Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
• Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.
• Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
Современному обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Метод экспериментов способствует формированию таких качеств личности.
Сегодня с вами вместе опробуем некоторые виды экспериментирования с разными материалами.
II Практическая часть.
Опыт № 1 «Кувшинки»
У вас на столах лежат шаблоны цветов. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру вниз. (Показ сопровождаю пояснением).
А теперь аккуратно поместите разноцветные кувшинки на поверхность воды налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.
Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?
Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки, раскрываются.
Опыт №2 "Мы — фокусники"
Возьмите стакан с водой, опустите в стакан монетку. Как достать монетку из стакана с водой, не замочив руки? Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло? Монетка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, монетку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло?
Вывод: Сила магнита действует и сквозь пластик, и сквозь воду.
Опыт №3 «Лавовая лампа»
Для начала возьмем один маленький стакан, нальем в него воды (немножко полный, добавим пищевой краситель, хорошо перемешаем, добавим ложечку соли, хорошенько все перемешаем.
- Перемешивайте аккуратно, чтобы жидкость не расплескалась.
- Что у вас получилось? У меня вода окрасилась, стала зеленого цвета.
- А у вас? Каким стал раствор у вас? (обращаю внимание, что у всех раствор получился окрашенным и насыщенным, легко растворился краситель и соль).
- Берем второй стаканчик, наливаем в него из кувшинчика растительное масло. Масла должно быть столько же, сколько цветного раствора. Наливаем аккуратно, придерживая пустой стаканчик.
- Раствор из первого стаканчика еще раз перемешаем и переливаем в большой стакан. У всех получилось перелить аккуратно?
- А теперь берем конус, прислоняем его к внутренней стенке стакана под наклоном и аккуратно переливаем масло в большой стакан так, чтобы масло стекало по стеночке стакана. Не торопитесь вынимать конус, пусть масло с него все стечет в стакан. Что у нас получилось? На что это похоже?
- Но наша задача какая? – (сделать волшебную лампу).
- Как можно это сделать? (выслушиваю предположения и гипотезы).
- А хотите попробовать оживить лампу при помощи волшебных таблеток?
- Волшебную таблетку достаем из упаковки, предлагаю вам: можно опустить целиком, можно разломить ее на несколько кусочков и эти кусочки опустить в стакан.
- Что вы видите? А что у Вас получилось? Как Вы думаете, почему у всех нас получился разный эффект от добавления таблетки в раствор?
- Вам нравится? Интересно? Посмотрите, наша лампа ожила!
Скажите пожалуйста, вода это что? (растворитель, жидкость). А растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
- Жидкость.
- Что вы наблюдали? Смешалась ли вода и масло? Почему?
(Выводы и предположения участников эксперимента).
Вывод: Многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта мы определили, отдельные материалы смешиваются хорошо (это вода с красителем и солью, а некоторые не смешиваются совсем (вода и масло). Вода тяжелее масла.
- Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. При добавлении шипучей таблетки происходит насыщение воды капельками масла. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. Опыт по превращению жидкостей в лавовую лампу предполагает участие в нем родителей и детей.
Опыт №4 «Радуга»
Сейчас мы с вами понаблюдаем движение жидкости по целлюлозным волокнам салфетки. Для опыта нужны бумажные салфетки белого цвета, сложенные в виде полос. Шесть пластиковых стаканчиков. В трех стаканчиках разводим основные цвета - раствор желтой, синий и красной красок. Остальные оставим пустыми. Делаем из салфеток как бы мостики, по которым и будет проникать цветная вода в соседние стаканчики. Прямо на глазах жидкость начнет подниматься вверх и произойдет окрашивание. Как только цвета смешаются, вы получите дополнительные оттенки - оранжевый, зеленый и фиолетовый. Волшебство!
Вывод: Данный опыт иллюстрирует капиллярный эффект и процесс цветового синтеза (смешения основных цветов для получения промежуточных).
Опыт №5 «Как растения пьют воду»
Для этого эксперимента нам потребуется некоторое время, чтобы увидеть результат.
Для начала мы набрали воды в вазу. Растворили пищевой краситель в воде. Дождались, пока вода окрасилась в яркий цвет. В вазу положили белую розу. На следующие сутки, мы увидим, что белая роза превратилась в голубую. С помощью этого простого и веселого эксперимента вы сможете объяснить и показать детям, как растения пьют воду.
Вывод: растения живые и пьют воду, и она проходит по всему листочку.
Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. Опыт по превращению жидкости предполагает участие в нем родителей и детей.
Вывод: Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.
Список используемой литературы:
Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников // Вопросы психологии. - 1990.
Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. – СПб: Детство-Пресс, 2015, 128 с.
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240 с.
Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.