Оксана Позднякова
Мастер-класс на педсовете «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги. Я рада всех вас видеть на моём мастер – классе.
Чтобы определить его тему, предлагаю обратить внимание на слайд. Что вы видите? Почему иллюстрация поделена на две части? Какая аналогия здесь проведена? Итак, тема моего мастер-класса – «Как хорошо уметь читать!»
Для начала давайте ответим на вопрос, что такое чтение? Нам необходимо три существительных, чтобы поработать с этим видом графического представления информации. Среди приемов смыслового чтения он носит название «Концептуальное колесо», но мне показалась более удобной форма треугольника, потому что она наглядно демонстрирует смысловые связи. При работе с нашим треугольником обратите внимание и на цвет.
Публикация «Мастер-класс на педсовете „Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Итак, чтение – это (ответы)
Чтение - это ПРЕДМЕТ. Базовым гуманитарным предметом для формирования функциональной и, конечно же, читательской грамотности являются уроки литературного чтения. Какую роль среди остальных предметов играет чтение, как вы думаете? (Ответы)
Чтение – это ПРОЦЕСС. Причем сложный психофизиологический процесс. Это значит, что он состоит из определенных операций, меняется во времени, им можно управлять. Моя задача как учителя – вместе с ребенком проживать этот процесс, если нужно, направлять и корректировать его.
Чтение – это УМЕНИЕ. Не только умение складывать буквы в слоги, слоги в слова, а слова в предложение. Прежде всего это умение понимать прочитанное.
Безусловно, каждый учитель мечтает, чтобы чтение как предмет, процесс и умение было успешным. А успешность напрямую зависит от мотивированности учеников, от их интереса. И сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми приёмами, которыми пользуюсь в своей работе.
1 приём «ЧТЕНИЕБЕЗПРОБЕЛОВ» слайд
ПРЕПОДАВАНИЕЭТОВОЗМОЖНОСТЬОБУЧИТЬСЯЧЕМУТОДВАЖДЫ.
Очень часто на уроках я использую пословицы, подходящие к теме или для физкультминутки или название темы урока.
Важно не только прочитать, но и понять написанное. Мои дети делают это с большим удовольствием, каждому хочется быть первым.
Как вы думаете, на что направлен этот прием? (Ответы)
Правильно, чтобы процесс чтения был эффективным, необходимы навыки скорочтения, или беглого чтения.
треугольник Скорочтение
А теперь вам придётся потрудиться, чтобы познакомиться со следующим приёмом «Зеркальное чтение».
Прочитайте отрывки из текста А. Н. Толстого «Зайцы» и. ответьте на вопросы.
Как вы думаете, на что направлен этот прием? Это приём развивает зоркость и внимание, а также интерес к чтению.
Треугольник продуктивное чтение
А теперь немного поиграем. Приём. «Игра «Крестики – нолики»
Работа проводится в парах. После прочтения произведения ученики задают друг другу вопросы. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.
Прочитайте текст. Одна пара показывает пример работы в паре.
Этот приём учит детей правильно задавать вопросы, искать нужную информацию и использовать её.
На треугольнике смысловое чтение.
Подобная работа с текстом формирует у учащихся познавательный интерес, развивает речь, улучшает запоминание материала, позволяет стать ребёнку думающим читателем.
4 прием, с которым мне хотелось бы вас познакомить, это «Маркировка».
Такое чтение, ребенок использует в зависимости от ситуации, цели, и других характеристик.
У каждой группы один и тот же текст и набор текстовыделителей.
Итак, слушаем ответ первой группы.
Сейчас вы продемонстрировали, как работает просмотровое чтение. Этим видом чтения мы пользуемся, когда хотим получить первоначальные сведения о тексте. Согласитесь, это важно.
Слушаем ответ второй группы.
Работа этой группы продемонстрировала нам возможности поискового чтения, то есть поиска определенной информации в тексте.
Слушаем ответ третьей группы.
Эта группа глубже всех проникла в текст. Это изучающее чтение, чтение с извлечением глубинного смысла и установлением причинно-следственных связей.
А маркировка помогла сделать определенный акцент и «увидеть» нужные части текста. Всё это виды гибкого чтения.
Треугольник гибкое чтение.
Гибкое чтение позволяет использовать нужный в данный момент вид чтения.
Посмотрим на наш «Концептуальный треугольник». Вы видите, что один из треугольников остался незаполненным.
Все эти аспекты чтения, о которых мы сегодня говорили, направлены на развитие функциональной грамотности
Появляется треугольник «Функциональная грамотность»
Огромное спасибо за работу, уважаемые коллеги!
Рефлексия.
У вас на столе макеты книг, а на доске книжные полки с надписями.
1. Многое было важным и интересным, использованные приемы буду применять в своей деятельности.
2. Для меня было не достаточно данной информации
3. Данные приёмы мне известны, но я их не применяю
Спасибо!