Наталья Сидорова
Мастер-класс «Музыкотерапия для адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер класс
Здравствуйте уважаемые коллеги!
Хочу поделиться небольшим опытом по одной из выбранных мною технологий- это технология «музыкотерапия» для адаптации детей раннего возраста.
Публикация «Мастер-класс „Музыкотерапия для адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду всегда была очень высока. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. У малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада: новый режима дня, требования, постоянный контакт со сверстниками, стиль общения - становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно и могут привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды и даже болезнь. Дети по - разному реагируют на смену среды жизнедеятельности: кто то постоянно плачет и не отходит от двери, за которой скрылась мама, кто-то проявляет агрессию, отказывается от еды, но все без исключения дети испытывают тревожность. Сегодня отмечается резкий рост числа детей с разными формами формами нарушений психоэмоциональной сферы.
С детьми раннего дошкольного возраста работаю второй год. Использую различные формы и способы смягчающие процесс адаптации :
- элементы телесной терапии (объятия, поглаживания);
- исполнение колыбельных песен перед сном; -
- музыкальные занятия и развитие движений;
Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что общение с музыкой детям также очень необходимо.
Музыкотерапия- одно из самых перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности, дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка, снятия напряжения, утомления, повышения эмоционального тонуса
Пришла к выводу о необходимости искать новые приёмы взаимодействия с детьми и родителями в этот период. Задалась вопросом как процесс адаптации прошёл бы менее безболезненно у детей с разными особенностями характера (гиперактивные, замкнутые).
Заметила, что дети успокаиваются, если в группе включают музыку. Так я остановилась на приёме использования музыки при адаптации детей и попыталась выяснить: как музыка влияет на эмоциональное благополучие дошкольника, на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности. Так я остановилась на приёме использования музыки :
Цель: влияние музыкотерапии на процесс адаптации.
Была убеждена, что данный приё м работы позволит решить несколько задач: развлечь, успокоить, обучить,
В нашей группе мы слушаем музыку в течении всего дня. Это не значит, что она звучит непрерывно. Музыка прослушивается дозировано в зависимости от времени суток, вида деятельности, настроения. Обычно слушание музыки проходит в течение 15 минут.
Утром включаем солнечную, мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. На музыкальных занятиях применяем различные пляски с движениями, подвижные игры с музыкальным сопровождением. (Вышла курочка гулять).
Для расслабления, снятия напряжения, приятного погружения в дневной сон- спокойную мелодичную классическую и современную релаксирующую музыку, звуки природы, шум моря. (Моцарт «Времена года Гроза»)
Дети на подсознательном уровне успокаиваются и расслабляются.
Пробуждению помогает тихая, нежная, легкая, радостная музыка.
Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Различают активную музыку (двигательные импровизации под соответствующий характер музыки) и пассивную (прослушивание успокаивающей мелодии или как фон музыкальный)
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, головную боль, восстанавливает спокойное дыхание, способствует оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения.
Как уменьшить чувство тревоги и неуверенности?
В этом вам помогут мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции и классика: Шопен "Мазурка", Штраус "Вальсы", Рубинштейн "Мелодии".
Как уменьшить нервное возбуждение?
Гиперактивным детям полезно часто и подолгу слушать спокойную тихую музыку. Бах "Контата 2", Бетховен "Лунная соната" и др.
Хотите спокойствия?
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы.
Классика: произведения Вивальди, Шуберт "Аве Мария", Брамс "Колыбельная".
Для уменьшения агрессивности и непослушания.
Классика: Бах "Итальянский концерт", Моцарт "Симфония №40", Гайдн "Прощальная симфония"
Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Опыт показывает, что использование музыкотерапии способствует созданию положительного эмоционального фона, стимулирует двигательную активность, развитие ощущения, восприятия, расторможение речевой функции, все это снимает тревожность и переживания детей 1–2 лет во время адаптации к условиям детского сада.
Убеждена, что если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации
В работе с родителями провожу консультации на тему «Основы музыкотерапии», рекомендую прослушивать музыкальные произведения вместе с детьми дома. Считаю это необходимым для установления контакта между взрослым и ребенком. Музыка, в свою очередь, - благоприятная основа, на которой возникает духовная общность между людьми, взаимопонимание. Из всего вышеизложенного следует самый главный вывод: влияние музыки на ребенка и его личность очень велико. Именно поэтому считаю использование «музыкальной терапии» одной из первостепенных на этапе адаптации ребенка к ДОУ.