Лучший педагог года

Критерии адаптации детей в детском саду для раннего возраста

маргарита павлова
Критерии адаптации детей в детском саду для раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Павлова М. К., воспитатель

ГБДОУ детский сад №67

Красносельского района

Санкт-Петербурга

КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ : РАННИЙ ВОЗРАСТ

В охране психического здоровья детей важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии, ребенок должен пройти ряд ступеней социализации (детские ясли, детский сад, начальная школа и т. д., в каждом из которых множество факторов, предъявляющих новые и нелегкие требования к организму.

Публикация «Критерии адаптации детей в детском саду для раннего возраста» размещена в разделах

Сопоставление адаптационных возможностей организма с предъявляемыми к нему требованиями на каждом этапе онтогенеза выявляет свои физиологические зоны риска, которые необходимо учитывать при проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление и психического и физического здоровья детей.

Посещение ребенка ДОУ – один из наиболее существенных критических периодов его жизни. Для большинства детей – это эмоционально-стрессовая ситуация. От того, как пройдет адаптация на 1 –м году посещения ДОУ, во многом зависит будущее психоэмоциональное развитие дошкольника в последующие годы.

При поступлении в ДОУ на ребенка влияет комплекс факторов: детский коллектив, личность воспитателя, изменение режима. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптационных реакций. Для включения этих реакций необходимо наличие трех условий:

1. Внешние воздействия должны быть для организма необычными, новыми.

2. Ответная перестройка организма происходит в результате более длительного и многократного воздействия.

3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна.

Исходя из этого, и следует рассматривать изменения, наступающие в организме детей при поступлении в ДОУ, и оценивать степень и темпы адаптации.

Поиск информативных и объективных критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное практическое значение, так как позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины ее срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия. При решении вопроса, адаптировался ли ребенок к ДОУ, мы исходили из представления о том. Что под этим следует понимать комплекс сдвигов, характеризующий переход системы на новый, более высокий, устойчиво сохраняющийся уровень функционирования.

На протяжении двух лет наблюдались 110 детей 46 мальчиков и 64 девочек.

Данные литературы и собственные исследования позволили выделить сферы жизнедеятельности ребенка в ДОУ, приспособление к которым необходимо на данном возрастном этапе. К ним относятся:

1. уровень развития интеллектуальных качеств, что обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность согласно предъявляемым требованиям,

2. Волевая активность,

3. Усвоение норм поведения,

4. Успешность социальных контактов (отношение к сверстникам, к воспитателю, к родителям,

5. Эмоциональное благополучие.

На основании предложенных критериев для исследования процесса адаптации разработана схема наблюдения, позволяющая давать количественную оценку не только отдельных сторон адаптации, но и интегральный показатель, характеризующий этот процесс. Схема содержит пять шкал, отражающих разные стороны процесса приспособления ребенка к ДОУ.

Количественная оценка производится на основании балльных показателей отдельных поведенческих реакций. В каждой шкале представлено шесть позиций от 0 до 5 баллов. Формы поведения, оцениваемые 5, 4, и 3 баллами, отражают разный уровень адаптации; оцениваемые 2, 1 и 0 баллов – свидетельствуют об отсутствии адаптации.

Общий интегральный показатель адаптации вычисляется суммированием по всем перечисленным шкалам, и размах его значений находится в пределах от 0 до 25 баллов. Его величина может свидетельствовать о степени адаптации :

1. Полная адаптация – интервал от 11 до 25;

2. Частичная адаптация–от 5 до 10 (т. е. имеющиеся у ребенка формы поведения хотя бы в одной из выделяемых сфер дошкольной жизни не соответствует предъявляемым требованиям);

3. Дезадаптация или отсутствие адаптации – от 0 до 4 баллов.

Результаты наблюдения за дошкольниками 2-3- летнего возраста в течение года показали, что приспособление к ДОУ протекает у них по-разному и отличается по скорости и устойчивости.

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. ,1977

2. Афонькина Ю. А. "Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста" : Методическое пособие. - М. :АРКТИ,2010.-80 с. (Растем умными)

3. Белкина Л. В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.

4. Гуркина А. П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М. ”Просвещение“,1980.-111 с.

Публикации по теме:

Консультация «Адаптация детей раннего возраста в детском саду» Адаптационный период- серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго могут нарушать эмоциональное состояние.

Консультация «Адаптация детей раннего возраста. Игры в период адаптации ребенка к детскому саду» Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации.

Консультация для родителей «Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду» Коваленко С. В., воспитатель, МБДОУ № 41, г. Усть-Лабинск. Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи:.

Консультация для воспитателей ДОУ «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Cоставил Воспитатель ДГ Моу-оош Забегина Т. С «Особенности адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Адаптация – сложный период.

Презентация «Изобразительная деятельность детей раннего возраста как условие их успешной адаптации к детскому саду» Зачастую рисование красками является новым видом деятельности для ребенка раннего возраста, т. к. большинство родителей не любят, когда ребенок.

Проблема адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду «Маленькие дети, ни за что на свете, не ходите дети, в Африку гулять…» Как часто ведя ребенка в детский сад в возрасте 2 лет, мама уверена.

Родительское собрание в первой младшей группе «Итоги адаптации детей раннего возраста к детскому саду» Цель: содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.

Консультация для родителей «Секрет легкой адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду» В возрасте 1–3 лет ребенок имеет ряд возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью.

Фотоотчет о занятии для детей первой группы раннего возраста в период адаптации к детскому садуФотоотчет о занятии для детей первой группы раннего возраста в период адаптации к детскому саду При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребёнка раннего.

Занятия в бассейне в период адаптации детей раннего возраста к детсеому саду Ни для кого не секрет, что плавание с самого раннего детства - один из самых простых способов сделать ребёнка закалённым, здоровым и физически.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Критерии адаптации детей в детском саду для раннего возраста
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 16:31
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Критерии адаптации детей в детском саду для раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем маргарита павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД