маргарита павлова
Критерии адаптации детей в детском саду для раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Павлова М. К., воспитатель
ГБДОУ детский сад №67
Красносельского района
Санкт-Петербурга
КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ : РАННИЙ ВОЗРАСТ
В охране психического здоровья детей важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии, ребенок должен пройти ряд ступеней социализации (детские ясли, детский сад, начальная школа и т. д., в каждом из которых множество факторов, предъявляющих новые и нелегкие требования к организму.
Публикация «Критерии адаптации детей в детском саду для раннего возраста» размещена в разделах
Сопоставление адаптационных возможностей организма с предъявляемыми к нему требованиями на каждом этапе онтогенеза выявляет свои физиологические зоны риска, которые необходимо учитывать при проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление и психического и физического здоровья детей.
Посещение ребенка ДОУ – один из наиболее существенных критических периодов его жизни. Для большинства детей – это эмоционально-стрессовая ситуация. От того, как пройдет адаптация на 1 –м году посещения ДОУ, во многом зависит будущее психоэмоциональное развитие дошкольника в последующие годы.
При поступлении в ДОУ на ребенка влияет комплекс факторов: детский коллектив, личность воспитателя, изменение режима. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптационных реакций. Для включения этих реакций необходимо наличие трех условий:
1. Внешние воздействия должны быть для организма необычными, новыми.
2. Ответная перестройка организма происходит в результате более длительного и многократного воздействия.
3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна.
Исходя из этого, и следует рассматривать изменения, наступающие в организме детей при поступлении в ДОУ, и оценивать степень и темпы адаптации.
Поиск информативных и объективных критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное практическое значение, так как позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины ее срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия. При решении вопроса, адаптировался ли ребенок к ДОУ, мы исходили из представления о том. Что под этим следует понимать комплекс сдвигов, характеризующий переход системы на новый, более высокий, устойчиво сохраняющийся уровень функционирования.
На протяжении двух лет наблюдались 110 детей 46 мальчиков и 64 девочек.
Данные литературы и собственные исследования позволили выделить сферы жизнедеятельности ребенка в ДОУ, приспособление к которым необходимо на данном возрастном этапе. К ним относятся:
1. уровень развития интеллектуальных качеств, что обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность согласно предъявляемым требованиям,
2. Волевая активность,
3. Усвоение норм поведения,
4. Успешность социальных контактов (отношение к сверстникам, к воспитателю, к родителям,
5. Эмоциональное благополучие.
На основании предложенных критериев для исследования процесса адаптации разработана схема наблюдения, позволяющая давать количественную оценку не только отдельных сторон адаптации, но и интегральный показатель, характеризующий этот процесс. Схема содержит пять шкал, отражающих разные стороны процесса приспособления ребенка к ДОУ.
Количественная оценка производится на основании балльных показателей отдельных поведенческих реакций. В каждой шкале представлено шесть позиций от 0 до 5 баллов. Формы поведения, оцениваемые 5, 4, и 3 баллами, отражают разный уровень адаптации; оцениваемые 2, 1 и 0 баллов – свидетельствуют об отсутствии адаптации.
Общий интегральный показатель адаптации вычисляется суммированием по всем перечисленным шкалам, и размах его значений находится в пределах от 0 до 25 баллов. Его величина может свидетельствовать о степени адаптации :
1. Полная адаптация – интервал от 11 до 25;
2. Частичная адаптация–от 5 до 10 (т. е. имеющиеся у ребенка формы поведения хотя бы в одной из выделяемых сфер дошкольной жизни не соответствует предъявляемым требованиям);
3. Дезадаптация или отсутствие адаптации – от 0 до 4 баллов.
Результаты наблюдения за дошкольниками 2-3- летнего возраста в течение года показали, что приспособление к ДОУ протекает у них по-разному и отличается по скорости и устойчивости.
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М. ,1977
2. Афонькина Ю. А. "Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста" : Методическое пособие. - М. :АРКТИ,2010.-80 с. (Растем умными)
3. Белкина Л. В. ’’Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : Практическое пособие’’- Воронеж ''Учитель '',2006.-236 с.
4. Гуркина А. П. ''Формирование личности ребёнка в детском саду ''.- Учебно – методическое пособие к курсовым работам и спецсеминарам для студентов – заочников факультетов дошкольного воспитания пединститутов- М. ”Просвещение“,1980.-111 с.