Татьяна Сазонова
Музыкотерапия как средство реабилитации и адаптации «особых детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия как средство реабилитации и адаптации
"особых детей "
Музыкотерапия — разновидность психотерапии, это целительное воздействие музыки на психоэмоциональное состояние человека при неврозах, реактивных состояниях, стрессах, субдепрессиях, контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Публикация «Музыкотерапия как средство реабилитации и адаптации „особых детей“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Музыкальная терапия (исцеление музыкой) родившаяся как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует с незапамятных времен. Писали о целебной силе музыкального воздействия и античные философы Аристотель, Платон, Плутарх. Пифагор вообще рекомендовал музыку как панацею для тела и души.
Под музыку принимали роды, она использовалась как способ заживления ран. Авиценна лечил музыкой психически больных. Гиппократ исцелял бессонницу и эпилепсию, Эскулап — эмоциональные расстройства. В 19 веке французский психиатр Эскироль начал использовать музыкальную терапию в психиатрических заведениях.
Во второй половине ХХ столетия было доказано, что музыка активно влияет на функции всех жизненно важных физиологических систем, и процессов, дыхание и сердечнососудистую систему, кровообращение, приводит даже к определенным гормональным и биохимическим изменениям, в связи с чем музыкотерапевты разработали обширные каталоги лечебных музыкальных произведений с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.
В России первые научные работы, влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ - нач. ХХ столетия. В работах И. М. Сеченова, И. М. Догеля, И. Р. Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение и газообмен. Академик В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка - умерить гиперактивных и растормошить заторможенных, Он подчеркивал огромную роль простых народных песенок, колыбельных и классической музыки в полноценном развитии ребенка. Современными научными исследованиями было доказано что:
1. Специально подобранная музыка оказывает мощное энергетическое влияние на весь организм: регулирует психовегетативные процессы, нормализует ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение, лечит от бессонницы, невроза, стресса, депрессии, улучшает пищеварение, оказывает влияние на гормональный обмен (регулирует выделение гормонов, снижающих стресс).
2. Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления.
3. Музыка развивает коммуникативные способности и навыки общения, «общение по душам» благодаря которому у человека исчезает чувство одиночества и страха.
4. Музыка формирует общее настроение слушающего. Музыка помогает установить контакт между педагогом и ребенком. За счет музыки в ходе вербальной психотерапии происходит эмоциональное активирование. Иными словами, музыка служит средством психодиагностической, консультационной, психотерапевтической, коррекционной, реабилитационной и профилактической работы.
5. Музыка служит целям интеллектуальной релаксации человека. Во время прослушивания классической музыки мозг человека получает необходимый отдых.
6. Музыка возвышает эстетические потребности человека. Вызывает желание в получении положительных эмоций поиском той музыки, которая отвечает запросам слушателя
Учеными в ХХ в. был исследован механизм музыкотерапевтического воздействия на живую материю. Он был определен как акустико-биорезонансный эффект, в возникновении которого огромную роль играет ритм., который совпадает с естественными физиологическими ритмами, вызывает позитивные эмоции. Негативные эмоции нарушают ритмичность. С помощью соответствующей музыки можно восстановить здоровый ритмический режим и исцелить не только любой больной орган, но и функции организма.
Формы музыкальной терапии
Различают основные формы музыкотерапии : рецептивную, активную, интегративную.
Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, а занимает позицию простого слушателя.
Активная музыкотерапия - основана на активной работе с музыкальным материалом : инструментальная игра, пение; ориентирована на активную музыкальную деятельность, проявляющуюся в виде:
- сочинения музыки (фантазирования);
- воспроизведения музыки;
- импровизации с помощью голоса и музыкального инструмента.
Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки.
Примеры музыкотерапевтического воздействия на детей сограниченными возможностями.
В начале 90-х гг. ХХ в. российские ученые из Института педиатрии РАМН задались целью найти свое научное обоснование музыкотерапии как метода лечения. И самыми первыми их пациентами, получившими лечение музыкой, стали новорожденные дети из отделения недоношенных. Как показал цитохимический анализ, после первого же сеанса музыкотерапии активность ферментов клетки у младенцев заметно повышалась (у детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена). Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, частоту дыхания. И всегда была налицо классическая реакция адаптации : организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше. Исследователи включали младенцам просто метроном, тикавший в ритме медленной, спокойной музыки (думали, что они реагируют только на ритм звучащей музыки). Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. А когда дети слушали аудиозаписи колыбельных, классических и народных мелодий они становились спокойнее, нормализовался сон и аппетит, быстрее шло выздоровление.
ПРОВЕДЕНИЯ СЕАНСОВ МУЗЫКОТЕРАПИИ ДЛЯ
БОЛЬНЫХ НОВОРОЖДЕННЫХ
Примечание: /Применявшаяся в эксперименте музыкотерапевтическая методика была заимствована из опыта работы Института педиатрии г. Москвы.
Неврологический статус новорожденных оценивался по общему состоянию ребенка, динамике восстановительных рефлексов врожденного автоматизма. Учитывались также жизненно важные параметры: ЧД (частота дыхания, ЧСС (частота сердечных сокращений).
Исследованию подверглись дети с неблагоприятным периодом развития, которым в постнатальном периоде был выставлен диагноз: "перинатальная энцефалопатия" или "родовая травма". Все дети были разделены на 2 группы по 20 человек. 1-ю группу (т. н. опытную группу) составили новорожденные с поражением ЦНС (центральной нервной системы, которые получали сеансы музыкотерапии по 15 минут дважды в день в течение 10 дней подряд. Во 2-й группе были аналогичные младенцы, но без воздействия музыкотерапии (т. н. контрольная группа). Все исследуемые дети также получали традиционную медикаментозную терапию по своему заболеванию.
В ходе исследования общего состояния новорожденных в опытной группе выявлено, что на 3-4-е сутки наблюдения у 50 % детей значительно улучшено общее состояние. В контрольной же группе только на 8-е сутки отмечено улучшение состояния у 40 % детей. В целом состояние детей этой группы стабилизировалось к концу 2-ой недели, а в опытной – к концу 1-ой. В частности, в опытной группе у детей быстрее проходили диспепсические расстройства, восстанавливался сон, повышался аппетит., отмечали улучшение у детей отхождения газов и нормализацию стула. Дети, не получавшие музыкотерапию, не демонстрировали такого улучшения. /
Положительное влияние музыки было выявлено и при исследовании рефлексов врожденного автоматизма. Так шаговый рефлекс и рефлекс опоры, на момент начала исследования, не вызывались более чем у 50 % детей обеих групп. В опытной группе при проведении сеансов музыкотерапии отмечалось восстановление рефлексов в течение 1-ой недели наблюдения практически у всех детей. /В контрольной группе наблюдалось более медленное восстановление рефлексов врожденного автоматизма. Однако эти рефлексы оставались “быстроистощимыми”, а рефлексы опоры у некоторых детей (10-15 %) так и не восстановились до конца исследования.
При исследовании жизненно важных показателей установлено, что частота дыхания до сеанса музыкотерапии составляла 42 цикла в минуту, а сразу после сеанса – 35,4 цикла в минуту. Кроме того, у детей после проведения сеансов достоверно снижалась и ЧСС.
Таким образом, изучив влияние музыки на неврологический статус новорожденных, анализ результатов данного эксперимента позволил специалистам сделать следующие выводы:
1. При проведении сеансов музыкотерапии общее состояние новорожденных детей опытной группы нормализуется в среднем в 2 раза быстрее, чем в контрольной группе.
2. Музыка способствует улучшению соматических и функциональных показателей у новорожденных.
3. Музыкотерапия значительно улучшает, оживляет и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма.
4. Применение сеансов музыкотерапии для новорожденных детей способствует нормализации у них частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
Исходя из всех научно подтвержденных доказательств о лечебных свойствах музыки в 2003 году Минздрав России признал музыкотерапию официальным методом лечения!
Варианты терапевтического использования музыки для
«ОСОБЫХ ДЕТЕЙ «
• Возбудимым, беспокойным детям полезны классические музыкальные произведения в медленном темпе – adagio, andante. /Такими обычно бывают 2-е части классических сонат, инструментальных концертов. /
• Мелодии со словами (песни, арии) влияют на детей сильнее, чем мелодии без слов. А “живое” пение действует на них сильнее записанного на диск или кассету вокально-инструментального исполнения.
• Для новорожденных не столь важно, на каком языке поют, поскольку они в первую очередь реагируют на ритм, звуки инструментов и общую гармонию музыкальной композиции. /По наблюдениям ученых и медиков, новорожденные (впрочем, как и дети более старших возрастов, прекрасно слушают гармоничное пение и на иностранных языках. /
• Для младенцев с синдромом угнетения (когда они плохо сосут, иногда даже неритмично дышат) полезны классические произведения в темпе allegro и allegromoderato Моцарта, Шуберта, Гайдна и нек. др. Полезны в этом случае и вальсы Чайковского, Вивальди, а также маршевые мелодии.
• Учеными доказано, что новорожденные легко узнают, активнее реагируют и вообще предпочитают именно ту музыку, которую они слышали в период своего пребывания в утробе матери.
___
ВНИМАНИЕ! Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ ДАВАТЬ МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ЧЕРЕЗ НАУШНИКИ! Наши уши природой приспособлены слышать рассеянный звук. От направленного звука (именно таким звук делают наушники) “незрелый” головной мозг ребенка может получить акустическую травму. /Постарайтесь как минимум до достижения Вашим ребенком 12-летнего возраста ОГРАДИТЬ его от использования НАУШНИКОВ!/
___
ВНИМАНИЕ!
МУЗЫКОТЕРАПИЯ ПРОТИВОПОКАЗАНА СЛЕДУЮЩИМ КАТЕГОРИЯМ ДЕТЕЙ
(официальная информация от НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических
технологий (г. Москва, возглавляемого С. В. Шушарджаном) :
• младенцам с предрасположенностью к судорогам;
• детям в тяжелом состоянии, сопровождающимся интоксикацией организма;
• детям, больным отитом;
• детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.
Наблюдайте за реакцией ребенка на музыку. Запоминает ребенок то, что ему интересно. Слушайте музыку вместе с ним и, конечно пойте ему колыбельные и народные песни.