Олёна Попова
Мастер-класс «Методы обучения иностранному языку старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В течение последних нескольких лет, изучение иностранного языка стало не столько способом саморазвития, сколько необходимостью. Иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в школах и вузах, но и в дошкольных учреждениях.
Главной проблемой обучения иностранному языку является возраст обучаемого. Доподлинно известно, что дети лучше поддаются обучению. До недавнего времени методика обучения была направлена на детей школьного возраста, то теперь родители стремятся начать обучение иностранному языку как можно раньше. Основными целями в обучении дошкольников иностранному языку являются :
Публикация «Мастер-класс „Методы обучения иностранному языку старших дошкольников“» размещена в разделах
• формирование у детей первичных навыков общения на иностранном языке;
• умения пользоваться иностранным языком для достижения своих целей, выражения мыслей и чувств, в реально возникающих ситуациях общения;
• создание положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков;
• пробуждение интереса к жизни и культуре других стран.
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка : дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, «секретов» языка. Они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят. С возрастом эти благоприятные факторы теряют свою силу.
Есть еще одна причина, по которой ранний возраст предпочтителен для занятий иностранным языком. Чем моложе ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке, но при этом меньше и его речевые потребности: сфер общения у маленького ребенка меньше, чем у старшего, ему еще не приходится решать сложные коммуникативные задачи. А значит, овладевая иностранным языком, он не ощущает такого огромного разрыва между возможностями в родном и иностранном языке, и чувство успеха у него будет более ярким, чем у детей старшего возраста.
В дошкольном возрасте при обучении английскому языку у детей происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:
• умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем, носителем языка или диктором, то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
• овладение, закрепление и активизация английского словаря;
• овладение определенным количеством несложных грамматических структур, построение связного высказывания.
Для того, чтоб ребенок мог легко и просто усваивать иностранный язык, педагог должен использовать различные методы обучения. Вспомним, что такое метод обучения.
Метод обучения - это способ достижения цели обучения, представляющий собой систему последовательных и упорядоченных действий педагога, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность обучающихся по усвоению социального опыта (И. Я. Лернер). в случае изучения иностранного языка : усвоение материала.
Целью изучения английского языка детьми старшего дошкольного возраста является научить детей понимать иностранную речь и сформировать основной запас слов. Для достижения этой цели необходимо использование различных средств обучения.
Существует много различных классификаций методов обучения. Классификацию методов обучения иностранного языка старшими дошкольниками (Слайд) вы видите на слайде.
Ассоциативный метод.
Детям с их развитым воображением этот метод подходит отлично. Его суть в том, что изучаемая фраза или слово связываются с каким-то очень ярким образом, картинкой. То есть, запоминая слово apple, они представляют вкусное сочное яблоко. Впоследствии яркий образ позволяет легко отыскать в памяти нужное слово.
• Коммуникативный метод (лексический подход).
Это метод изучения языка через общение, обсуждение – так дети постепенно учатся думать на английском. Можно обсуждать, как прошел день, насколько была интересной новая книжка или фильм, куда ходили на выходных. Таким образом дети разучивают фразы и выражения, которые впоследствии легко используют в речи.
• Аудио-лингвальный и аудиовизуальный методы.
С помощью этих методов хорошо отрабатывается устная речь. В основе их – интересные диалоги, разучивая которые, дети легко учатся говорить.
• Метод погружения.
Дети смотрят фильмы, слушают песни, воспринимая таким образом оригинальную английскую речь.
Метод погружения учит думать на английском – хороший навык, который очень пригодится в будущем
Необходимо подбирать методы с учетом возраста обучаемого и его интересов. Одним из важнейших приемов при обучении иностранному языку является игра. Игра - ведущий вид деятельности детей 5-7 лет. Именно ее следует положить в основу учебного процесса, тем самым ребенок не будет просто учить незнакомые ему слова, и запоминать их. Учебный процесс будет ярким, запоминающимся и дети с удовольствием будут посещать занятия по английскому языку.
Нужно не забывать, что у детей дошкольного возраста наглядно-образная память доминирует над логической. Они лучше всего запоминают конкретные предметы, цвета, события. Поэтому ассоциация слов с конкретными предметами или действием является необходимым условием усвоения языкового материала на этом этапе.
Игры занимают важное место в жизни ребенка дошкольного возраста. В своей практике можно широко использовать подвижные, малоподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении знания лексики и моделей иностранного языка; для формирования умений и навыков устной речи. Главной задачей обучения детей английскому языку в детском саду является развитие навыков разговора.
Лексические игры должны лечь в основу проведения любого занятия. Вводя на занятии новые слова, следует использовать принцип визуализации. Это значит, что детям следует не просто сказать, что определенное слово переводится на английский язык так, а постараться создать у ребенка определенный образ, связанный с этим понятием. Это можно сделать, используя на занятиях разнообразные картинки или игрушки.
Игры в непосредственной образовательной деятельности не должны быть эпизодическими и изолированными. Необходима сквозная игровая методика, объединяющая и интегрирующая в себя другие виды деятельности в процессе обучения языку.
Такая форма проведения занятий создает благоприятные условия для овладения языковыми умениями и речевыми навыками. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на иностранном языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра в обучении иностранному языку не противостоит учебной деятельности, а органически связана с ней.
Стоит помнить о том, что обучение дошкольников английскому языку – сложный процесс, который потребует необычного подхода к преподаванию языка. Лексические игры должны быть максимально простыми и понятными детям. Это могут быть такие игры, как «Кто первый покажет картинку?», «Что это?», «Чего не хватает?» «Что потерялось?» и многое другое. Главное – чтобы во время занятия присутствовал момент соревнований, благодаря которому у детей будет развиваться интерес к изучаемому предмету. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении.
Каждый ребенок не привык сидеть на месте долгое время, а потому в процесс занятия должны быть включены подвижные игры: «Большой плохой волк», «Охотники и зайцы», «Животные» и другие, разминки и зарядки. Зарядки на занятиях с малышами по английскому языку могут стать самым любимым и веселым занятием для детей, при том, что они проходят исключительно на английском языке. Вот примеры некоторых из них:«Счет», «Движения», «Игрушки» и другие. С их помощью можно также закрепить те или иные слова, а также тем самым можно изменить вид деятельности малышей, быстро снять утомление, а еще повысить их работоспособность и мотивацию к изучению английского языка.
Благодаря этому эффект занятия будет намного больше. Даже знакомые каждому человеку «Кошки-мышки» могут быть прекрасным дополнением к учебному процессу.
Разучивание рифмованного текста является полезным фонетическим упражнением, так как в стихотворении ребенок особенно четко выговаривает слова.
Поэтому рифмованный текст является отличным материалом для запоминания слов.
Методически-целенаправленным можно считать и использование в процессе обучения иностранному языку песенок. Музыка и песни должны сопровождать каждый этап занятия. Чаще всего такие песенки имеют очень легкие слова и простой мотив, благодаря чему происходит обработка того или иного лексического материала. Можно выучить с детьми песенку на приветствие, на прощание, а также чант, который поможет им успокоиться после той или иной игры. В тот момент, когда дети будут слышать тот или иной мотив, они будут понимать, что пришел новый этап занятия.
Можно использовать следующие песни в своей работе: «Песенка - приветствие», «Песенка - прощание», «Песенка - зарядка» и другие песенки. Дети очень живо реагируют на песенки, любят их, быстро запоминают и умеют использовать слова и фразы песенок в других ситуациях общения.
При этом новая лексика, которую дети повторяют за педагогом, закрепляется в памяти гораздо лучше, чем путем простого механического повторения.
В соответствии с особенностями развития детей дошкольного возраста желательно использовать во время занятий «живого» сказочного персонажа, который будет разговаривать с детьми (устами педагога) только на английском языке. Это может быть игрушка, изображающая персонажа какой-либо англоязычной сказки или героя известного всем мультфильма (например, Винни-Пух, Микки-Маус, плюшевый мишка Teddy-bear, Звездный мальчик и т. д.)
Эта игрушка будет всегда ждать детей, приветствовать и прощаться с ними, разучивать новые слова и рифмовки, играть, т. е. участвовать на всех этапах занятия. Занятия рекомендуется строить, чередуя различные виды деятельности, т. е. языковые игры должны сменить подвижные; изучение рифмовок и песенок по возможности сопровождать движениями. Например, песенка «Are you sleeping?» (ситуация общения «Давайте играть!»).
Дети водят хоровод вокруг ребенка, который «спит» в центре круга. В руках у них колокольчики. Дети поют:
Are you sleeping,
Are you sleeping, brother John, brother John?
Дети звонят в колокольчики и «будят» спящего ребенка:
Morning bells are ringing,
Morning bells are ringing,
Ding, ding, dong,
Ding, ding, dong.
В аудировании можно широко применять альтернативные игры-упражнения, которые формируют механизм идентификации понятий и соответствующие ему навыки: различения форм слов, словосочетаний, грамматических структур и сравнения с хранящимися эталонами; идентификации смысла, значений; перекодирования значений.
Кроме того, данный тип упражнений наиболее эффективен при формировании механизма оперативной памяти, включающего навыки группировки (поиска, выбора) слов по ассоциативным признакам и их звуковому облику. Вот некоторые из этих игр- упражнений: «Дрессировщик и звери», «Какое число ты загадал?», «Светофор» и другие
В говорении альтернативные упражнения развивают механизмы выбора и комбинирования и, соответственно, навыки поиска в памяти лексических единиц и речевых образцов и употребления их в речи; оформления словосочетаний и предложений на основе использования знакомых компонентов в новых сочетаниях, увеличивая, таким образом, способность к репродукции по аналогии. Здесь могут быть использованы все ранее описанные альтернативные игры-упражнения, но в исполнении детей.
Сегодня существует множество методик, в которых обучение ребенка английскому языку учитывает все психологические особенности и способствует его развитию. Использование картинок и игрушек позволяет развивать образную и ассоциативную память, воображение и мышление. Аудио- и видеоматериалы способствуют лучшему усвоению и закреплению материала.
Успешно применяются яркие цветные кубики, стимулирующие работу мелкой моторики, большие плакаты, использующие зрительный канал восприятия информации.
Но, одним из наиболее популярных средств, как у педагогов, так и у родителей, остаются карточки для изучения английского. Например карточки Глена Домана. Ведь именно их так легко и просто использовать для проведения множества занимательных игр на английском языке.
Во время игр с карточками развиваются память, образное мышление, логика ребенка. Кроме того, рассказывая о повадках того или иного животного, изображенного на карточке, ребенок может сам попрыгать, побегать, потопать ногами и похлопать в ладоши, тем самым провести небольшую зарядку, которая необходима для полноценного развития детей любого возраста.
Учитывая то, что у детей дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, для таких игр подойдут красочные картинки. С их помощью можно поиграть, и выучить слова на английском языке, узнавая больше об окружающем мире. Рекомендуется выделять на одну игру с карточками не более 15 минут: этого времени хватит, чтобы поддержать мотивацию к изучению английского языка, повторить все необходимые слова. Чем младше дети, тем меньше карточек должно находиться в ряду.
Родители должны всячески способствовать постижению иностранного языка ребенком : включать ему мультфильмы или музыку на английском языка. Родители могут играть вместе с детьми дома вдвоем и с веселой компанией, повторяя и закрепляя пройденный материал.
Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь. Способом создания такой положительной мотивации является игра.
Это не только укрепит его умственные способности, но и откроет перед ним новые возможности в будущем.
Вывод. Методика проведения занятий должна строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей структуры лингвистических способностей детей и быть направлена на их развитие. Занятия иностранным языком должны быть осмыслены преподавателем, как часть общего развития личности ребенка, связаны с его сенсорным, физическим, интеллектуальным воспитанием. Обучение дошкольников английскому языку необходимо проводить в активной игровой форме, используя игрушки, разучивая веселые песенки, стихи, рифмовки, разыгрывая мини-истории, сценки, сказки. Весь
материал целесообразно подавать в дозированной форме с уч том возрастных особенностей детей. Именно поэтому игры для дошкольника – это главный инструмент полноценного умственного, нравственного и физического развития ребенка, а также его успешной социализации.
Материал собран с использованием материалов сети Интернет