Елена Князева
Мастер-класс «Ментальная арифметика, как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Ментальная арифметика как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников»
Цель: познакомить педагогов с технологией «ментальная арифметика»
Задачи
- расширить знания педагогов о «ментальной арифметике» на примере работы на абакусе;
- рассмотреть технологию «ментальная арифметика», как один из способов умственного развития ребенка;
- создать условия для плодотворной деятельности участников мастер-класса.
Ход мастер-класса
Публикация «Мастер-класс „Ментальная арифметика, как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников“» размещена в разделах
1. Вступительная часть.
Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»
Готовясь к мастер - классу, я ставила для себя следующую цель: познакомить участников с технологией «ментальная арифметика»
Так же выделила несколько задач:
- расширить знания педагогов о «ментальной арифметике» на примере работы на абакусе;
- рассмотреть технологию «ментальная арифметика», как один из способов умственного развития ребенка;
- создать условия для плодотворной деятельности участников мастер-класса.
В мире, где всё решают цифры, а решения оцениваются через призму данных, пожалуй, нет лучших навыков, чем умение быстро считать в уме и анализировать. Как научить ребенка устному счету и сохранить навык быстрого счета на всю жизнь?
Научить ребёнка считать в уме — это целая наука, однако ничто не поможет ему в будущем больше.
Ведь не секрет, что многие родители и мы, педагоги хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей. Хотели бы видеть детей счастливыми, эмоционально благополучными, успешными, разносторонне развитыми, словом, интересными личностями. А интересная личность - это знающий, уверенный в себе и своих способностях, постоянно развивающийся человек.
Я предлагаю посмотреть небольшое видео.
Просмотр видео в течение 1 минуты.
После видео слайд 1
Невольно напрашивается вопрос: реально ли так быстро считать в уме?
(Требуется просто знать алгоритм вычисления, знать таблицу умножения, и отработка навыка).
На сегодняшний момент, рецепт, который помогает совершенствовать умственные способности ребенка - найден.
2 часть теоретическая ПРО МЕТНАЛЬНУЮ АРИФМЕТИКУ
Одной из наиболее эффективных техник устного счёта является ментальная арифметика. Приступать к занятиям можно с четырёхлетнего возраста, когда ребенок научится считать до десяти.
МЕНАР или ментальная арифметика – это система устного счета стара, как мир. Сами счеты появились в глубокой древности и с тех пор принципиально не изменились. Только называют данную систему по-разному.
Впервые эта система придумана турком Шеном 5 тысяч лет назад. Позже японцами была не раз усовершенствована.
Главными целями ментальной арифметики являются развитие концентрации внимания, фотографической памяти и творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. При профессиональном подходе и успешном достижении целей ребёнок сможет выполнять сложные арифметические задания в уме. Уникальность методики – в гармоничном развитии обоих полушарий мозга. Развивая оба полушария, ребёнок становится уверенней в себе, с лёгкостью изучает иностранные языки и успешно реализовывает себя в учёбе и дальнейшей работе. В современном мире это — очень важное конкурентное преимущество. А если учесть, что к моменту взросления наших девочек и мальчиков мир только усложнится, то тем более важно дать детям хорошую базу для успешной и счастливой жизни.
3. Практическая часть. Слайд 2.
Давайте познакомимся с абакусом. Клик для запуска
Счеты состоят из: рамки, разделительной перекладины, верхних и нижних косточек. Посередине находится разделительная планка. Верхняя косточка — «королева» обозначает пятерку, а нижние «братья» — единицы. Каждая вертикальная полоса косточек (домики). Косточки в соседних «домиках» — разрядах, друг для друга, «друзья». При работе с абакусом используют большой и указательный пальцы. Нижние косточки добавляют большим пальцем, а вычитают указательным. Верхние косточки («королеву») добавляют и вычитают только указательным пальцем.
Сейчас я попрошу выйти желающих принять участие в мастер – классе: «Ментальная арифметика как нетрадиционная технология обучения устному счету дошкольников».
4. Разминка для пальцев рук. Слайд 3
С детьми, прежде чем начать считать на абакусе, необходимо отработать постановку пальцев рук. В этом помогают игры, стихи сказки.
Можно разучить с детьми, такое стихотворение:
Что б прилежно посчитать
Нужно пальчики размять:
Вверх — большой, вниз — указательный,
Вместе — крабик замечательный.
Игра «Старший брат – младший брат»
Цель: развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.
Послушайте сказку про 2-х братьев. Про старшего и младшего. Сначала сожмите руки в кулачки, а затем покажите большие пальчики и указательные. Большой пальчик – старший брат, толстый, но сильный. Второй – высокий, стройный, но очень слабый. Старший брат очень любит гулять. Он всегда убегает, но берет с собой бусинки, а младший брат очень послушный и хочет, чтобы бусинки были всегда в домиках, и возвращает их домой.
Абакус должен лежать ровно перед ребенком. Большим пальцем поднимаем косточку (сначала по одной, потом по 2, затем по 3 и 4, а указательным опускаем. Меняем руки, сначала правой, затем левой. Потом можно сделать двумя руками, слева направо до 4-х косточек.
Игра «Паровозик»
Цель: развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.
Паровозик проехал, все по местам расставил.
Абакус должен лежать ровно перед ребенком. Большим пальцем поднимаем косточку (сначала по одной, потом по 2, затем по 3 и 4, а указательным опускаем. Меняем руки, сначала правой, затем левой. Потом можно сделать двумя руками, слева направо до 4-х косточек.
Игра «Кто быстрее?»
Цель: развивать мелкую моторику и межполушарное взаимодействие.
Руку сожмите в кулак, два пальца работают. Большой палец убегает слева направо и с собой берет по одной косточке до конца ряда. Указательный палец догоняет слева направо, опуская все косточки.
5. Работа с абакусом. Слайд 4
Сейчас нам абакус показывает ноль, потому что ни одна косточка не поднята к перекладине. Чтобы показать один, нужно сначала разобраться, где разряд единиц. Спиц на абакусе очень много, они показывают разряды. Справа находится разряд единиц, затем десяток, сотен, тысяч, десяток тысяч и т. д.
Чтобы нам показать один, нам нужно поднять одну косточку вверх на разряде единиц. Сейчас нам абакус показывает один. Чтобы абакус нам показывал 2, нам нужно поднять две косточки. 3, три косточки. Число 4, четыре косточки. А как же нам показать цифру 5. Давайте вспомним про верхние косточки – «королев». Если мы опустим к перекладине одну верхнюю косточку, то абакус нам и будет показывать цифру 5.
Если нам нужно показать цифру 6, значит мы опускаем верхнюю косточку и поднимаем одну нижнюю косточку. Это будет 6. 7, 5 и 2. 8, 5 и 3 косточки. 9, 5 и 4косточки.
А как же нам показать число 10. Давайте вспомним, я говорила, что эта спица разряд единиц, а следующая спица разряд десяток. Значит, если мы поднимаем одну косточку в разряде десяток, то это и будет число 10.
Если нам нужно показать 12, это значит, что мы поднимаем одну косточку в разряде десяток и две косточки в разряде единиц это и будет 12.
А как же нам показать 100. Это значит, что в разряде сотен мы поднимаем одну косточку наверх. Это и будет 100. Тысяча, в разряде тысяч.
Давайте еще потренируемся, здесь также можно использовать игры, соревнования. Например: «Быстро догони брата», «Кто быстрее?».
Обратите внимание, единицы набираем правой рукой, а десятки, сотни, тысячи и т. д. мы набираем левой рукой.
6. Работа с цепочкой примеров. Слайд 5
5 + 4 -4 + 2 -2 – 5 =
5 - 5 +4 +1 + 3 - 3 =
7. Работа с флеш – картами. Слайд 6
Чтобы занятия проходили с удовольствием, дети занимаются не только вычислениями на абакусе, но и работают с флеш – картами (это статичная картинка с изображением счет; одного разряда единиц или два разряда: единицы+ десятки). Тренировки с флеш – картами улучшают наблюдательность, увеличивают скорость мыслительных процессов.
Работа также проводиться с помощью игр:
Игра «Назови число»
Показываем флеш – карту, дети называют число, или наоборот. Показываем число, дети находят флеш – карту.
Игра «Найди пару»
Детям предлагают соединить флеш – карту с соответствующим числом.
Игра «Геометрические фигуры»
Возьми геометрическую фигуру, посчитав количество углов, найди соответствующую флеш – карту.
Игра «Собери мозаику»
Вам нужно правильно собрать картинку, а подсказкой вам послужат флеш-карты внизу картинки. Расставьте флеш-карты по порядку, и картинка соберется правильно.
Игра «Числовой ряд»
1. Собери числовой ряд из чисел и флеш – карт.
8. Работа на ментальном уровне. Слайд 7
И в конце занятия обязательно ментальный счет. Он должен длиться не более 5 минут. Ментальный счет должен быть легким, главное, чтобы дети увидели эти действия в голове.
А сейчас отодвинем абакус, закроем глаза и представим абакус в голове.
Игра «Закрой глаза»
Одну косточку поднимем или «+ 1», косточку опустим или «- 1». Сколько получилось. Не больше трех действий.
Работа с детьми, для меня - это всегда интересно и увлекательно, а заниматься чем-то новым и интересным с воспитанниками - это сплошное удовольствие!
9. Рефлексия участников мастер-класса.
А сейчас я прошу участников, описать технологию «Ментальная арифметика» тремя словами (существительными, прилагательными, наречиями)
Слайд 8
Спасибо за внимание, я с удовольствием отвечу на интересующие вас вопросы.