Наталья Чепаренкова
Мастер-класс «Логические блоки Дьенеша-универсальный дидактический материал формирования мыслительных умений и способностей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Донести до осознания педагогов необходимости работы с блоками Дьенеша.
2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
План проведения мастер-класса :
1. Знакомство с блоками Дьенеша.
2. Практические игры и упражнения с блоками.
3. Заключение.
Оборудование: блоки Дьенеша, карточки (Приложение).
Темочки:
- Блоки Дьенеша
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
I. Теоретическое содержание.
Блоки Дьенеша разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешом для ранней логической подготовки мышления детей к усвоению математики.
Слайд 2
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет 2-х одинаковых фигур.
Слайд 3
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см, на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием.
цвет обозначается пятном;
форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);
величина - силуэт домика (большой, маленький);
толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Слайд 4
Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют :
Слайд 5
Методическое обеспечение
• Карточки с заданиями
• Альбомы для детей 2-4 лет
• Альбомы для детей 5-8 лет
Слайд 6
Альбомы «Удивляйка» для малышей.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША
Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм Рассели жильцов, Найди место фигуре);
в) в сюжетно-ролевых играх: Магазин - деньги обозначаются блоками. Почта - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, Поезд - билеты, места.
Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
Слайд 7
Начала я работу с того, что предоставила детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети установили, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки и т. д. поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета они помогли в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами. Сегодня я познакомлю вас с некоторыми формами организации работы с логическими блоками. Начнем с самого простого — познакомимся с ними (рассматривание блоков).
II часть. Практическая
Слайд 8
Сначала предлагаются самые простые задания
-Найди все фигуры Красного цвета (желтого, синего)
-Найди все большие фигуры (маленькие)
-Найди все толстые фигуры (тонкие)
Цепочки. От произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения разнообразны:
-чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,толщины)
-- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру. Но разные по форме и т. д.
Слайд 8.
Умение детей оперировать полученными знаниями помогает в конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе.
Предлагаю и вам попробовать себя в конструировании по образцу путем выкладывания блоков по образцу.
Слайд 9
Слайд 10
Внимательно посмотрите на закодированную фигуру, расшифруйте ее, найдите соответствующий блок
Слайд 11
Слайд 12
МОЗАИКА ЦИФР.
Цель игры:
• Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке,
• Умение выбирать блоки по заданным свойствам.
• Закрепление навыков вычислительной деятельности.
Описание игры:
Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров (например, если играющих 12, каждый берет по 4 карточки). Каждый ребенок решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.
Если все блоки выбраны верно, будут заполнены все 15 изображений предметов. Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4, следовательно блок он должен взять красный, круглый, маленький, тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.
Слайд 13
Слайд 14
III часть. Итог мастер-класса.
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются умения рассуждать, делать умозаключения, выстраивать причинно-следственные связи. Умение детей последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, мыслить логически – просто необходимо для успешного освоения школьной программы.