Ирина Лоза
Конспект педагогической лаборатории для родителей «Блоки Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые родители! Тема нашего мастер – класса «Педагогическая лаборатория для родителей», которая называется «Волшебный город» Цель: взаимодействие с родителями в процессе творческой, познавательно - исследовательской деятельности.
Научные понятия не усваиваются и
не заучиваются ребенком, не берутся
памятью, а возникают и складываются
с помощью напряжения всей активности
Л. С. Выгодский.
Публикация «Конспект педагогической лаборатории для родителей „Блоки Дьенеша“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Палка, палка, огуречик - получился человечек» - я думаю эта фраза известна всем: и взрослым, и детям. Эту строчку песенки – можно перевести на детский язык примерно так: «Схема предмета состоит из следующих составляющих».
Начиная развивать ребенка и знакомить его с миром математики, все мы наверняка хотим, чтобы малыш не просто «подготовился к школе», а действительно заинтересовался математикой и понимал эту науку. Чтобы достигнуть успеха на этом поприще важно учитывать следующее: язык математики - это язык абстракции, логики и символа. Чтобы действительно понимать эту науку, впоследствии, научиться решать любые интеллектуальные задачи, малышу прежде всего необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.
Это особенно актуально, поскольку в настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Перед педагогами становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми.
В своей работе по развитию интеллектуальных способностей я использую логические блоки Золтана Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей - «новая математика». Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому, что они способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, группировка предметов по свойствам, исключение лишнего, анализ и синтез, дети учатся догадываться, доказывать. Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу - и забываю, я вижу - и я запоминаю, я делаю - и я понимаю».
Сегодня тема нашей педагогической лаборатории «Волшебный город», мы будем создавать «Волшебный город» из строительного материала блоков Дьенеша, который представляет собой набор из 48 блоков, они различаются четырьмя свойствами: цветом, формой, размером, толщиной. Посмотрите, пожалуйста… Каждое свойство имеет свой символ:
1. Как вы думаете, какое свойство обозначают эти символы? Правильно, цвет блоков, их всего 3: красный, желтый, синий. Покажите блоки с этими цветами.
2. Какое свойство обозначают эти символы? (форму) Правильно, их всего 4: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Найдите блоки, имеющие такие формы.
3. Эти символы какое свойство обозначают? (размер) Правильно, блоки большие и маленькие. Покажите их.
4. Какое свойство обозначают ваши символы? (толщину)
Теперь, когда вы уже знаете свойства блоков, скажите, какой блок зако-дирован в этой карточке? Покажите этот блок. Возьмите карточки, которые перед вами и декодируйте каждый свою карточку и найдите соответствующий блок. Молодцы, вы теперь знаете все секреты нашего строительного материала, из которого будет построен наш волшебный город.
Сейчас я вам раздам планы-проекты, будущего «Волшебного города». Вы уже познакомились с условными обозначениями блоков Дьенеша.
Я вам предлагаю раскодировать планы-схемы нашего «Волшебного города», чтобы узнать из каких объектов, мы построим наш «Волшебный город»
(раздаю карточки)
Молодцы, справились со своей задачей.
Вы раскодировали свои планы - схемы, а сейчас я вам предлагаю выбрать подходящие объекты, согласно ваших раскодированных планов-схем, для строительства «Волшебного города». (выбрали)
Для осуществления плана-схемы «Волшебного города», я вам предлагаю пройти в «Творческую мастерскую», взяв с собой планы объектов будущего «Волшебного города».
А мы с вами воплотим в жизнь наш проект, построим волшебный город и станем для этого строителями.
Для строительства города вы будете использовать логические плоскостные фигуры и, согласно ваших проектных схем, вам надо достроить недостроенные объекты.
Я предлагаю Вам объединиться в группы, посмотрите внимательно на свои объекты и найдите их на плане города. Вам предстоит их достроить.
А так как наш город волшебный, то его можно заселить волшебными героями, дорисовать волшебные предметы. Как как вы украсите свой город - это только ваша фантазия и воображение!
Встреча нашей педагогической лаборатории подходит к концу.
Рефлексия:
Какие трудности вы испытали выполняя задания? Игры с логическими блоками у детей вызывают живой интерес. А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений.
Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждают у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.
Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломки»);
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками). Аналогично: «Поезд» (билеты, места).
Вариативность игр с блоками обеспечивает возможность использования их практически в любой режимный момент. А так же позволяют реализовать индивидуальный подход за счет усложнения или упрощения заданий (использование 1,2,3 или 4 признаков одновременно).
Уважаемые родители, нам интересно Ваше мнение. Поэтому просим Вас заполнить небольшие анкеты и ответить на вопросы:
- Что нового Вы узнали?
- Будете ли Вы использовать развивающие игры со своими детьми?
- Ваши пожелания и предложения
- Оцените работу нашей педагогической лаборатории по 5-ти бальной системе
В заключении мы Вам вручаем памятки о нашей сегодняшней встрече.
Приложение 1.
Памятка для родителей
«Играем от души – играем вместе»
1. Игра должна приносить радость и ребёнку, и взрослому. Радуйтесь успеху малыша – это окрыляет его, что является залогом будущих достижений.
2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть на-сильно. Не обижайте ребёнка в игре. Игра длится до тех пор, пока она всем приятна.
3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ребёнку ни единым словом. Дайте возможность думать и делать всё самому, отыскивая ошибки. Поднимаясь постепенно и справляясь с более трудными заданиями, ребёнок развивает свои творческие способности, а подсказка останавливает развитие ребёнка.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать её быстрее.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей. Успех в самом начале – обязательное условие.
6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его!
7. Увлечения детей проходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, «забудьте» об игре на месяц или два, а потом «случайно» пусть малыш вспомнит о ней.
8. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте. Лучше, если ребёнок их сам попросит.
9. Оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте имена вдвоём с малышом рисунками, фигурами. Фантазируйте с ребёнком, пока его самого не начнёт увлекать процесс преодоления трудностей в решении задач.
10. Как можно больше хвалите ребёнка за успехи, а в случае неудачи, подбодрите малыша.
11. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность малыша. Заведите альбом, куда малыш или вы будете зарисовывать новые модели, узоры, фигуры той или иной игры.
Желаем вам успеха!