Лена Черненькая
Мастер-класс «Лего-конструирование с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Трансляция педагогического опыта работы по обучению детей с ОВЗ лего-конструированию.
Задачи:
Проанализировать значение лего-конструирования в развитии детей с ОВЗ.
Познакомить с организацией и проведением занятия с детьми с ОВЗ.
Упражнять в создании простой модели из Лего.
Ход мастер-класса
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Е. Э. Скажите, пожалуйста, что помогает вам в работе с детьми? (ответы). А мне помогает уверенность, что все получится так, как я задумала. Ведь нас окружают дети – непоседы и изобретатели. Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Публикация «Мастер-класс „Лего-конструирование с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
Красный, желтый или голубой,
Зеленый или цвета снега,
Вот такой конструктор-набор
Это, конечно же,! (ЛЕГО)
Вот, и сегодня я хочу поделится опытом работы по лего-конструированию. Всех воспитателей я приглашаю на мой мастер – класс «Лего-конструирование с детьми с ОВЗ».
Наличие у детей с ограниченными возможностями здоровья проблем контактирования с окружающей средой, гиподинамии, нарушения психоэмоциональной сферы и, часто, зависимости от взрослых требуют условий для систематического упражнения детей в проявлении себя при выполнении различных видов деятельности.
Так, Л. С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии, когда «обучение идет впереди развития, являясь источником нового». Вместе с тем он подчеркивал, что развитие влияет на обучение и имеет свои собственные закономерности. Развитие предполагает, что ребенок переходит из «зоны актуального развития» в «зону ближайшего развития» на основе формирования высших психических функций и обучения. Поэтому встает необходимость развивающего обучения, такой системой стало лего-конструирование.
«Лего» - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. Нужно учитывать, что информацию дети с ОВЗ усваивают не сразу, а постепенно, необходимо учитывать индивидуальные способности и использовать многократное повторение задачи-указания для выполнения задания, повтор однотипных заданий для усвоения знаний и опыта.
Применение «Лего» с детьми с ОВЗ способствует:
1. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
2. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. сначала с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.
Лего-констриурование теснейшим образом связано с областями ФГОС, такими как: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Каждое занятие при работе с детьми с ОВЗ должно включать в себя упражнения и задания по двум блокам.
1. Блок развития познавательной сферы, который включает в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения.
2. Блок развития мотивационной сферы, развивающий мотивационную сторону учебной деятельности.
Мотивационная составляющая - это психологическая основа обучения и если у ребенка нет данной основы, то развитие его высших психических функций не сможет привести его к успешности. Поэтому появляется необходимость выделения в отдельный блок развитие учебной мотивации.
Задачи:
1. Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания у детей с ОВЗ.
2. Развить объём, точность, мобилизационную готовность и уверенность в правильности запоминания и воспроизведения информации.
3. Развить волевую сферу, саморегуляцию у детей с ОВЗ.
4. Развивать операции мышления, учить мыслить творчески, видеть
взаимосвязи, делать умозаключения.
5. Развивать воображение, с целью привлечения его к решению задач учебной деятельности.
6. Формировать социальные и коммуникативные умения, необходимые для взаимодействия со сверстниками и воспитателем.
7. Формировать устойчивую личностно-значимую учебную мотивацию, устойчивую самооценку.
Ожидаемые результаты:
1. Учебная мотивация. Повышение уровня мотивации учебной деятельности, усиление ее внутренней направленности, повышение продуктивности детей с ОВЗ.
2. Внимание. Увеличение объема и усиление устойчивости, концентрации, распределения и переключаемости внимания.
3. Память. Повышение уровня моторной, образной (зрительной, аудиальной, осязательной, эмоциональной и словесно-логической памяти. Развитие кратковременной и долговременной, произвольной памяти.
4. Восприятие. Компенсация и развитие зрительного, слухового и осязательного восприятия.
5. Мышление. Компенсация и развитие форм мышления: понятие, суждение, умозаключение; операций мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение; видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.
Структура занятий.
Занятия представлены в виде блока упражнений и игр, способствующих развитию, внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, учебной мотивации. Занятия проводятся индивидуально или по 2 ребенка с ОВЗ для обеспечения «зоны ближайшего развития».
В структуре занятий можно выделить следующие этапы:
1. Организационный момент, который включает упражнения, направленные на сплачивание детей, создание атмосферы группового доверия.
2. Сообщение темы занятия в занимательной, игровой или проблемной форме, что позволяет активизировать детей с ОВЗ, создает благоприятный эмоциональный настрой. Создание подобной ситуации пробуждает интерес к предстоящей деятельности, нацеливает детей на достижение высоких результатов.
3. Основное содержание занятия.
4. Итог занятия – рефлексия, что позволяет оценить работу и результаты в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо, и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). На этом же этапе целесообразно дополнительно стимулировать учеников, которые работали активно и качественно (похлопать, вручить знак отличия – флажок, значок).
Так на каждом занятии осуществляется обучение в ситуации успеха за счет учета «актуального уровня развития» и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. Упражнения, предлагаемые детьми с ОВЗ, важно выстраивать в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Важно соблюдать смену видов деятельности и включать игровые моменты, ориентироваться на эмоциональное благополучие, так как дети с ОВЗ характеризуются быстрой истощаемостью, утомляемостью, снижением работоспособности. Занятия должны быть насыщены физ. минутками, артикуляционными гимнастиками, дыхательными упражнениями, упражнениями на развитие мелкой и общей моторики.
Ведущий: В этом году мы участвовали в краевом конкурсе «ПараИкаренок», посмотрите пожалуйста, на экран. (видеоролик 3 мин)
Ведущий: А, сейчас, я предлагаю построить модель, отгадав загадку, но сначала мы разделимся на подгруппы:
Ведущий раздает конструкторы и загадки.
1. С Вини-пухом дружит он,
А нос, конечно, пяточком. (Пятачок)
2. «Мур-мяу», - говорит,
На печи он не лежит,
А красиво умеет шить
И коровой дорожить. (Матроскин)
3. Замечательно поет
И в мультфильме он живет,
С черепахою он дружит,
Никогда он и не тужит. (Львенок)
4. Плыл на льдине к маме он,
Но конечно он не слон (Мамонтенок)
5. Длинноухий, хвост короткий,
«Хваста» - даже не сыскать,
Испугался и бежать. (Заяц)
6. Какой чудесный день,
Какой чудесный пень,
Плясать ему не лень
Танцует целый день. (Мышонок)
Педагоги строят модели. (5 мин)
Ведущий: Таким образом, деятельность педагогов и специалистов при работе с детьми с ОВЗ обеспечивает своевременную специализированную помощь данной категории детей в овладении ими обязательным минимумом содержания образования в условиях общеобразовательного учреждения, что позволяет достичь гармоничного развития личности ребенка, повышая уровень личной и социальной успешности.
Ведущий: В завершение моего мастер-класса прошу проголосовать, поставив большой палец, разместите на доске: «лайк» или «дизлайк».
Ведущий раздает подготовленные заранее символы, изображающие кулачок с поднятым вверх пальцем. Педагоги размещают на доске в прямом или перевернутом виде символы.
Благодарю всех за участие в мастер-классе.
Спасибо за внимание!
Литература:
1. Интегрированная творческая среда «ПервоЛого»
http://www.int-edu.ru/
2. Математический он-лайн тренажер «Мат-Решка»
http://www.mat-reshka.com/
3. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.
http://ne-proza.ru/data/files/Tihomirova-L.-F.-Razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-detey. pdf
4. Тормахова Н. В. Лего-конструирование — предметно игровая среда развития и обучения ребенка // Эксперимент и инновации в школе. - №5. – 2012. - С. 26-27.
https://goo.gl/TgzC5G
5. Вильшанская А. Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. — М. : Школьная Пресса, 2008. — 112 с:
https://goo.gl/RRTCPM
6. Т. Б. Епифанцева и др. Настольная книга педагога-дефектолога. - Ростов н/Д: Феникс, 2007 https://goo.gl/Gw34pe
7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». - 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ http://base.garant.ru/70291362/