Татьяна Иванина
Мастер-класс «Краски, танцующие на воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования, познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру».
Задачи:
- показать педагогам основной способ рисования красками на воде -
мраморирование, с элементами цветочного декора;
- упражнять в изготовлении творческих работ в технике «Эбру»;
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.
Замираю, растекаюсь по поверхности,
Расцветаю, распускаюсь, как цветок…
Начинается мой путь по неизвестности,
Публикация «Мастер-класс „Краски, танцующие на воде“» размещена в разделах
Мой по Эбру начинается урок…
А начать мне хочется с квик-настройки-это настрой на успешную работу. (обратить внимание на слайды)
1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Давайте улыбнемся друг другу. Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие со-зданное природой от неприятностей.
2. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем дороже ценятся.
3. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает. Это все о нас с вами, о нашей работе.
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие детской инициативы и творческого потенциала.
Дети дошкольного возраста очень любят удивляться, поэтому я, как педагог, поддерживаю их любопытство и стремление познавать окружаю-щий мир, проводя опыты и эксперименты. А ещё дети как маленькие по-чемучки часто задают всем вопросы. Что будет, например, если добавить краску в стакан с водой? Ответьте, пожалуйста.
Правильно, получится цветная вода. Оказывается, не всегда так бы-вает. Краски могут плавать по поверхности воды и, растекаясь, создавать фантастически красивые рисунки. Изображения на воде называются эбру. Знаете ли вы, почему краски не тонут, а красиво растекаются? Я не знала и ребята не знали. Узнать это и рассказать всем стало моей целью. И сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом внедрения одной волшебной тех-ники рисования, которая у нас почти не распространена, но иначе как волшебной её просто назвать нельзя – это акварисование или эбру. В мире это искусство называют Турецким мраморированием. Однако, мраморные разводы — это лишь малая часть глубокого и изящного искусства. ЭБРУ – это техника рисования на воде. Вода – самый загадочный и необъяснимый элемент на земле. Она не подчиняется законам физики, она может лечить и убивать, являясь самым надежным хранителем и передатчиком информа-ции. Да мы и сами состоим из воды на 70%. В эбру прекрасно то, что даже человек, совершенно не умеющий рисовать, с первого раза создает что-то красивое. Сама вода помогает творить прекрасное.
Восточная живопись является отличным способом развития мотори-ки, творческого потенциала и воображения ребенка. Нет сомнения, что каждому ребенку понравится этот необычный вид творчества, к тому же это все можно перенести не только на бумагу, но и на ткань. Краски на во-де во власти юных талантов творят чудеса. Главное, это отпустить себя навстречу новому познанию, открыться эксперименту и не думать о ре-зультате, отдавшись очарованию самого процесса!
Приглашение фокус-группы.
А вы пробовали рисовать на воде! Если нет, то сейчас попробуем вместе с вами! Это так интересно, что не может не увлечь! Результат всегда неповторим! Мои воспитанники от этого занятия просто в восторге.
И сегодня мы с вами освоим способ мраморирования на воде с цве-точным декором.
Для этого нам нужна основа. В данном случае специальный раствор воды, который состоит из воды и клея. Я для вас его уже приготовила.
Еще для работы нужны краски по батику и инструменты: палочки, салфетки сухие и влажные, бумага акварельная по размеру лотка.
Итак, начнем по порядку:
(включается восточная музыка)
Сначала создадим фон, фон нашего настроения.
Краски, чистые, как будто мысли детские,
Яркие, густые, словно ртуть,
Мне подскажут, как же дальше действовать,
Мне помогут в душу заглянуть…
На кончик палочки набираем краску. Я возьму синий цвет. И слегка каса-емся поверхности воды.
Вытираем палочку о салфетку. Берем следующий цвет. Я возьму бе-лый. Мне хочется поставить эти точки по центру сверху вниз.
А теперь в воздухе повторите за мной волнообразные движения по вертикали, теперь волнообразные движения по горизонтали, а может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, а кому-то хочется внести хаос в ваше творение.
А теперь сделаю цветок. Я возьму красную и желтую краски. Тупым концом палочки нанесем красный цвет. Но красный цвет не очень интере-сен, поэтому поставим в центр желтую точку, а чтобы было еще интерес-ней я в желтый цвет добавлю еще красный.
Теперь острым концом палочки провожу линии от края цветка к цен-тру, у нас получаются лепестки.
Не бывает цветов без стебля. Возьмите зеленый цвет и поставьте не-сколько точек.
И снова острым концом проведите линию по этим точкам сверху вниз.
И вот в разговор вступает бумага. Беру лист и аккуратно кладу на воду на несколько секунд. Провожу слегка по бумаге палочкой. Теперь беру за уголки листа бумаги и плавно через край лотка поднимаю его, чтобы убрать лишнюю жидкость.
Показываю результат. Вы удивлены? Рисунок остался на листе, а во-да стала чистой.
А теперь займите свои места
Давайте вспомним с чего мы начинаем работу? А дальше? Рисуем цветы и переносим рисунок на бумагу.
Перед работой давайте разогреем свои ручки. ?
Фокус группа работает. (провожу индивидуальную работу)
Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, от-пустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого про-цесса!
Пока моя фокус-группа творит, я бы хотела более подробно расска-зать о данной технике рисования.
Капля в каплю… Чёрточка за чёрточкой,
Расцветает на воде узор,
Мысли спят, как воробьи на жёрдочке,
У меня с душою разговор…
А вода, как мудрая советчица,
То направит, то поправит неспеша…
Я сегодня видела воочию
Чудо - как рождается Душа…
Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, при-родные формы, а именно круг.
Каждая капля, которая попадает в воду, растекается в круг, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Ценность искусства Эбру определяется не только результатом, но и самим процес-сом. Как все Восточное, рисование Эбру представляет собой бесконечное движение, настолько прекрасное, что нельзя не восхититься. Попавшие в воду краски движутся произвольно, вызывая восторг у дошколят. И эта анимация интригующе создает проблемную ситуацию. Ребята задумыва-ются над вопросом: Что заставляет краски танцевать? А как вы думаете?
Всем вам известна поговорка: «Вилами по воде писано», которая означает что-то мимолетное и ускользающее. Так как же нам из этого ми-молетного и ускользающего получить вот такие прекрасные рисунки?
(показ детских работ в этой технике)
Это работы детей моей группы и родителей. Работы индивидуальны, не похожи друг на друга, с разной цветовой гаммой.
Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоя-щих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почув-ствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искус-ства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставляет удоволь-ствие, с эбру можно фантазировать без границ.
В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техни-ки «Эбру», у детей развивается ориентировочно – исследовательская дея-тельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способно-сти, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. А также: вырабатывается усидчивость у де-тей; тренируется зрение; развивается координация движения; умение соче-тать цвета и формы; навык видеть прекрасное в обыденном; возможность мыслить нестандартно; умение расслабляться и получать удовольствие.
Но не только детям эбру может пойти на пользу, взрослые люди смогут избавиться от стресса и расслабиться, оставив все проблемы за границами водного полотна.
Такие занятия являются альтернативой медитации.
А еще эбру помогает мне в работе с детьми. Если ребенок использо-вал яркие, сочные, теплые цвета, то я спокойна за него. А если в работе буйство холодных и темных цветов – то это сигнал о том, что ребенок нуждается в моей помощи и я должна индивидуально поработать с ним.
Обсуждение результатов работы фокус-группы. Обсуждение их эмо-ционального состояния.
Вывод: Что дает мне в работе использование техники ЭБРУ?
Необычность рисования помогает развивать познавательную активность дошкольников, желание экспериментировать, а самое главное корректиро-вать их психические процессы, потому что ЭБРУ – это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Работая с деть-ми, пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инстру-ментом развития воображения, моторики, творчества.
Орнамент чувств.
Сплетение улыбок…
Венец любовный…
Музыка молитв…
Дороги сердца…
Крылья счастья…
Стрела удачи…
Чувств прилив…
Все это видят краски… Кисти…
Все это чувствует … Вода…
Все это то, что может Миру…
Нам в Эбру показать Душа!