Получи документы

Мастер-класс «Коммуникативная компетентность педагога. Служба медиации как альтернативный способ урегулирования конфликтов»

Евгения Пескова
Мастер-класс «Коммуникативная компетентность педагога. Служба медиации как альтернативный способ урегулирования конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы

«Коммуникативная компетентность педагога.

Служба медиации, как альтернативный способ урегулирования конфликтов в образовательной среде»

Цель мастер-класса : повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения.

Ход:

Уважаемые коллеги, сегодня тема мастер-класса «Коммуникативная компетентность педагога. Служба медиации, как альтернативный способ урегулирования конфликтов в образовательной среде».

Публикация «Мастер-класс „Коммуникативная компетентность педагога, Служба медиации как альтернативный способ урегулирования конфликтов“» размещена в разделах

Наша жизнь невозможна без конфликтов, поскольку это естественный процесс, определяемый противоречиями, возникающими во взаимоотношениях людей.

Давайте рассмотрим основные понятия :

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия.

Профессиональная компетентность - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.

Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание этикета в сфере общения.

Признаки людей с высокой коммуникативной компетентностью :

1. быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации;

2. стремление понять другого человека в контексте ситуации;

3. уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;

4. владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;

5. большая удовлетворенность общением;

6. умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

7. высокий статус и популярность в коллективе;

8. умение организовать дружную совместную работу;

9. способность создавать благоприятный климат в коллективе.

При разрешении конфликта зачастую используется методика «Третейский судья».

1. Выслушивается вначале одна из сторон. Выясняется мнение, позиция. Цель - увидеть образ конфликтной ситуации. А также цель вашего разговора - дать собеседнику возможность выразить свои негативные эмоции. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов: - когда одна из сторон будет рассказывать об отношениях с конфликтующей стороной, человек может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова. Не прерывайте эту пламенную речь; - после того, как оппонент выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т. д. ; Важно, чтобы человек видел развитие конфликта и рассказал все. В ходе беседы демонстрируйте свое сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес другой стороны.

2. Затем выслушивается другая сторона. Цель - увидеть образ конфликтной ситуации, с другой стороны. Необходимо в конце беседы с конфликтующими сторонами убедить их в необходимости в «очной ставке». «Это конфликт между вами, и только вы можете и должны его решить». При этом, объяснив правила беседы: «Не перебивать». Вы, уполномоченный, сами регулируете, кому и когда давать слово. Здесь важен диалог.

3. Совместный диалог. В ходе совместного диалога, «очная ставка» выводит конфликтующих на первоначальную ситуацию, ту, что послужила началом латентного (предконфликтного) периода. Здесь очень важно, чтобы оппоненты постепенно в ходе диалога пришли к первоначальной ситуации и проговорили ее, т. к. если они до нее не дойдут, то тот аффект, который сохранился и привел их к открытому конфликту, может возникнуть снова. Так же важно реанимировать «чувство вины» конфликтующих, они должны осознать и признать каждый свою вину. Это важно, потому, что в конфликтной ситуации «чувство вины» подавляется и замещается агрессией. Нельзя давать жестких оценочных суждений.

В суде стороны не могут выбрать судью, а вынуждены идти в суд по месту жительства. Задачей суда является определение того, кто из спорщиков прав, и кто виноват (или разделение ответственности поровну). Спорщики не участвуют в разработке и принятии решений – это является функцией судьи, а спорщики обязаны в любом случае подчиниться судебному решению.

Медиация - добровольный процесс, а медиатор – свободно выбранный. Специфика медиативного процесса заключается в поиске согласия между сторонами, а не в поисках виновного и правого. С помощью посредника могут решаться различные виды проблем, а процесс принятия решения осуществляется обеими сторонами, стороны конфликта выбирают из различных путей выхода из конфликта тот, который сочтут нужным. В медиации спорщики сами устанавливают правила, а не юридические законы и правовые акты, сам медиатор в решении споров не помогает.

Медиация — это процесс, в котором все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятые ими совместно решения.

Сейчас я предлагаю Вам ролевую игру «Завяжи узел»

Цель: развитие навыков коммуникации и сотрудничества.

Время: 10-15 минут. Материалы: веревка, длиной 5-7 м.

Сейчас я поделю Вас на две команды. Одна команда – «подчиненные», они «немые». Другая команда – «руководители» – они «безрукие». Команда подчиненных выстраивается в линию вдоль веревки, примерно на расстоянии 40-50 см друг от друга. За веревку держатся двумя руками, веревка перед подчиненными.

Инструкция для участников: Команда подчиненных, вы не имеете право разговаривать, и не имеете права отрывать рук от веревки. Команда руководителей – вы должны только словами (дотрагиваться до участников или веревки вы не имеете права) сделать так, чтобы ровно посредине веревки был завязан узел. Ваше время 5 минут.

Вопросы для обсуждения: что и как получилось, верно ли была поставлена задача, как ее трактовали исполнители, и т. д.

Следующая наша игра «Карамбия»

Задачи: предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения; помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения. Материал: письменные инструкции.

Процедура проведения:

Из числа участников выбрать 3 членов группы - «посланников». Они должны отличаться друг от друга по внешним значимым признакам: Брюнет – блондин. Длинные волосы – короткая стрижка. Очень молодой – умудренный опытом.

«Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы (время на подготовку – 10-15 минут). Каждый «посланник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно, ни при каких обстоятельствах не общаясь друг с другом.

Инструкция для посланников: Ваша страна планирует установить дипломатические связи со страной «Карамбией». Для этого нужно узнать, что это за страна, каковы особенности ее культуры, а также каковы личностные особенности ее жителей. Правительство вашей страны наделило вас почетной миссией: вам предстоит отправиться в качестве посланника в Карамбию. Этот визит будет первым контактом представителя вашей страны с потенциальными партнерами по содружеству. Ваши задачи: Узнать, как можно больше о стране, ее жителях, культуре, традициях, природных особенностях и ресурсах (задать не менее 10 вопросов с целью получения информации от жителей, но вопросы задавать только такие, на которые можно ответить «да» или «нет». Написать отчет своему правительству об особенностях людей этой страны, с которыми вам предстоит в будущем тесное сотрудничество. Вы можете закончить визит, как только убедитесь, что собрали достаточное количество информации. Если есть вопросы – задайте их сейчас, то есть до начала игры. Не возвращайтесь в зал, пока вас не пригласят. Запрещено разговаривать друг с другом до окончания игры.

Пока «посланники» работают, всей остальной группе участников дается установка: «Мы – карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:

1. мы можем говорить только с человеком, похожим на меня (цветом волос, возрастом, длиной волос);

2. в нашем словаре только два слова – «да» и «нет»;

3. наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет. Если человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет».

Следует убедиться, что все поняли и усвоили правила игры.

«Посланники» приглашаются по одному так, чтобы другие «посланники» не знали, какие вопросы задают его коллеги. После опроса каждый из «посланников» уходит писать свой отчет о культуре Карамбии, особенностях карамбийцев. Затем каждый из «посланников» зачитывает отчет о своих впечатлениях от взаимодействия с жителями Карамбии.

Обсуждение и анализ:

Какие чувства испытывали «посланники» во время контакта с «карамбийцами»?

Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства?

Что «карамбийцы» могут сказать о поведении «посланников»?

Как вы объясняете возникавшие чувства непонимания?

Неадекватная реакция собеседника в процессе общения вызывала тревогу, неуверенность, одиночество, страх, не правда ли?

Что порождает непонимание причин неадекватного поведения партнера по взаимодействию? (Противодействие, раздражительность, агрессию.)

Мастер-класс подошел к концу. Я благодарю всех Вас за активное участие.

Публикации по теме:

Школьная служба медиации: от идеи к действиямШкольная служба медиации: от идеи к действиям Попов Андрей Александрович руководитель школьной службы медиации, медиатор-практик, педагог-психолог Попова Регина Николаевна специалист.

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Классный час «Знакомство со школьной службой медиации» Классный час:«Знакомство со ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ МЕДИАЦИИ» Организационный момент Вступительное слово Люди всегда старались понять мир и друг.

Консультация для педагогов «Компетентность педагога в области логико-математического развития ребенка» Готовность педагога к осуществлению задач логико-математического развития детей дошкольного возраста включает: - осведомленность в целях,.

Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности»Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности» Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности» Дата проведения: 16.11.2020. Ведущая МК : Нестерова Е. В., воспитатель.

Мастер-класс «Лучший способ старения!»Мастер-класс «Лучший способ старения!» «Взрослеем» с увлечением! В жизни есть разные периоды: сначала мы о возрасте просто не думаем! Потом начинает доходить, что что-то упускаем,.

Мастер-класс по изготовлению макета «Пожарная служба»Мастер-класс по изготовлению макета «Пожарная служба» Назначение: данную работу можно выполнить с детьми при изучении темы "Профессии" и на занятиях по ОБЖ. Задачи: - закрепить навыки работы.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-классПростой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Коммуникативная компетентность педагога. Служба медиации как альтернативный способ урегулирования конфликтов»
Опубликовано: 16 марта 2022 в 13:01
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Коммуникативная компетентность педагога. Служба медиации как альтернативный способ урегулирования конфликтов»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Пескова (УИ 2468341) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД