Евгения Пескова
Мастер-класс «Коммуникативная компетентность педагога. Служба медиации как альтернативный способ урегулирования конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Коммуникативная компетентность педагога.
Служба медиации, как альтернативный способ урегулирования конфликтов в образовательной среде»
Цель мастер-класса : повышение профессионального уровня педагогов – участников в процессе активного педагогического общения.
Ход:
Уважаемые коллеги, сегодня тема мастер-класса «Коммуникативная компетентность педагога. Служба медиации, как альтернативный способ урегулирования конфликтов в образовательной среде».
Публикация «Мастер-класс „Коммуникативная компетентность педагога, Служба медиации как альтернативный способ урегулирования конфликтов“» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Наша жизнь невозможна без конфликтов, поскольку это естественный процесс, определяемый противоречиями, возникающими во взаимоотношениях людей.
Давайте рассмотрим основные понятия :
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов, или субъектов взаимодействия.
Профессиональная компетентность - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач.
Коммуникативная компетентность - это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание этикета в сфере общения.
Признаки людей с высокой коммуникативной компетентностью :
1. быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации;
2. стремление понять другого человека в контексте ситуации;
3. уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;
4. владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициативу в общении или передать ее партнеру;
5. большая удовлетворенность общением;
6. умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;
7. высокий статус и популярность в коллективе;
8. умение организовать дружную совместную работу;
9. способность создавать благоприятный климат в коллективе.
При разрешении конфликта зачастую используется методика «Третейский судья».
1. Выслушивается вначале одна из сторон. Выясняется мнение, позиция. Цель - увидеть образ конфликтной ситуации. А также цель вашего разговора - дать собеседнику возможность выразить свои негативные эмоции. В ходе беседы обратите внимание на несколько важных моментов: - когда одна из сторон будет рассказывать об отношениях с конфликтующей стороной, человек может заплакать, повысить голос, использовать грубые слова. Не прерывайте эту пламенную речь; - после того, как оппонент выплеснет свои переживания, попросите его остановиться на нюансах конфликта. Например, предложите школьнику вспомнить, когда учитель впервые выразил свою неприязнь к нему, в каких ситуациях педагог начинает повышать голос и т. д. ; Важно, чтобы человек видел развитие конфликта и рассказал все. В ходе беседы демонстрируйте свое сочувствие, не выражая при этом агрессии в адрес другой стороны.
2. Затем выслушивается другая сторона. Цель - увидеть образ конфликтной ситуации, с другой стороны. Необходимо в конце беседы с конфликтующими сторонами убедить их в необходимости в «очной ставке». «Это конфликт между вами, и только вы можете и должны его решить». При этом, объяснив правила беседы: «Не перебивать». Вы, уполномоченный, сами регулируете, кому и когда давать слово. Здесь важен диалог.
3. Совместный диалог. В ходе совместного диалога, «очная ставка» выводит конфликтующих на первоначальную ситуацию, ту, что послужила началом латентного (предконфликтного) периода. Здесь очень важно, чтобы оппоненты постепенно в ходе диалога пришли к первоначальной ситуации и проговорили ее, т. к. если они до нее не дойдут, то тот аффект, который сохранился и привел их к открытому конфликту, может возникнуть снова. Так же важно реанимировать «чувство вины» конфликтующих, они должны осознать и признать каждый свою вину. Это важно, потому, что в конфликтной ситуации «чувство вины» подавляется и замещается агрессией. Нельзя давать жестких оценочных суждений.
В суде стороны не могут выбрать судью, а вынуждены идти в суд по месту жительства. Задачей суда является определение того, кто из спорщиков прав, и кто виноват (или разделение ответственности поровну). Спорщики не участвуют в разработке и принятии решений – это является функцией судьи, а спорщики обязаны в любом случае подчиниться судебному решению.
Медиация - добровольный процесс, а медиатор – свободно выбранный. Специфика медиативного процесса заключается в поиске согласия между сторонами, а не в поисках виновного и правого. С помощью посредника могут решаться различные виды проблем, а процесс принятия решения осуществляется обеими сторонами, стороны конфликта выбирают из различных путей выхода из конфликта тот, который сочтут нужным. В медиации спорщики сами устанавливают правила, а не юридические законы и правовые акты, сам медиатор в решении споров не помогает.
Медиация — это процесс, в котором все решения принимаются только по обоюдному согласию сторон, и обе они добровольно берут на себя обязанность выполнять принятые ими совместно решения.
Сейчас я предлагаю Вам ролевую игру «Завяжи узел»
Цель: развитие навыков коммуникации и сотрудничества.
Время: 10-15 минут. Материалы: веревка, длиной 5-7 м.
Сейчас я поделю Вас на две команды. Одна команда – «подчиненные», они «немые». Другая команда – «руководители» – они «безрукие». Команда подчиненных выстраивается в линию вдоль веревки, примерно на расстоянии 40-50 см друг от друга. За веревку держатся двумя руками, веревка перед подчиненными.
Инструкция для участников: Команда подчиненных, вы не имеете право разговаривать, и не имеете права отрывать рук от веревки. Команда руководителей – вы должны только словами (дотрагиваться до участников или веревки вы не имеете права) сделать так, чтобы ровно посредине веревки был завязан узел. Ваше время 5 минут.
Вопросы для обсуждения: что и как получилось, верно ли была поставлена задача, как ее трактовали исполнители, и т. д.
Следующая наша игра «Карамбия»
Задачи: предоставить участникам возможность понять и почувствовать, каковы причины и следствия неэффективного межличностного общения; помочь осознать, что успешное и продуктивное межличностное взаимодействие невозможно без усвоения норм и правил межличностных взаимоотношений, без овладения наукой и искусством общения. Материал: письменные инструкции.
Процедура проведения:
Из числа участников выбрать 3 членов группы - «посланников». Они должны отличаться друг от друга по внешним значимым признакам: Брюнет – блондин. Длинные волосы – короткая стрижка. Очень молодой – умудренный опытом.
«Посланники» удаляются в другую комнату. Там они получают инструкцию и на ее основе готовят вопросы для группы (время на подготовку – 10-15 минут). Каждый «посланник» готовит свой перечень вопросов самостоятельно, ни при каких обстоятельствах не общаясь друг с другом.
Инструкция для посланников: Ваша страна планирует установить дипломатические связи со страной «Карамбией». Для этого нужно узнать, что это за страна, каковы особенности ее культуры, а также каковы личностные особенности ее жителей. Правительство вашей страны наделило вас почетной миссией: вам предстоит отправиться в качестве посланника в Карамбию. Этот визит будет первым контактом представителя вашей страны с потенциальными партнерами по содружеству. Ваши задачи: Узнать, как можно больше о стране, ее жителях, культуре, традициях, природных особенностях и ресурсах (задать не менее 10 вопросов с целью получения информации от жителей, но вопросы задавать только такие, на которые можно ответить «да» или «нет». Написать отчет своему правительству об особенностях людей этой страны, с которыми вам предстоит в будущем тесное сотрудничество. Вы можете закончить визит, как только убедитесь, что собрали достаточное количество информации. Если есть вопросы – задайте их сейчас, то есть до начала игры. Не возвращайтесь в зал, пока вас не пригласят. Запрещено разговаривать друг с другом до окончания игры.
Пока «посланники» работают, всей остальной группе участников дается установка: «Мы – карамбийцы, представители страны Карамбия, имеющей богатое историческое прошлое, огромную территорию и неисчерпаемые природные ресурсы. К нам едут посланники из другой страны, чтобы узнать поближе нас и нашу культуру. Мы должны следовать трем правилам, которые действуют в нашей стране:
1. мы можем говорить только с человеком, похожим на меня (цветом волос, возрастом, длиной волос);
2. в нашем словаре только два слова – «да» и «нет»;
3. наш ответ на вопрос зависит от того, улыбается тот, кто нас спрашивает, или нет. Если человек улыбается, мы отвечаем «да», если не улыбается, отвечаем «нет».
Следует убедиться, что все поняли и усвоили правила игры.
«Посланники» приглашаются по одному так, чтобы другие «посланники» не знали, какие вопросы задают его коллеги. После опроса каждый из «посланников» уходит писать свой отчет о культуре Карамбии, особенностях карамбийцев. Затем каждый из «посланников» зачитывает отчет о своих впечатлениях от взаимодействия с жителями Карамбии.
Обсуждение и анализ:
Какие чувства испытывали «посланники» во время контакта с «карамбийцами»?
Были ли в вашей жизни ситуации, в которых вы испытывали сходные чувства?
Что «карамбийцы» могут сказать о поведении «посланников»?
Как вы объясняете возникавшие чувства непонимания?
Неадекватная реакция собеседника в процессе общения вызывала тревогу, неуверенность, одиночество, страх, не правда ли?
Что порождает непонимание причин неадекватного поведения партнера по взаимодействию? (Противодействие, раздражительность, агрессию.)
Мастер-класс подошел к концу. Я благодарю всех Вас за активное участие.