Юлия Алаторцева
Мастер-класс для педагогов «Как научить ребенка рисовать человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Как научить ребенка рисовать человека»
Цель: повышение уровня педагогической культуры воспитателей в изобразительной
деятельности, развитие интереса к художественному творчеству.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить педагогов с тематикой занятий по изображению человека в разных возрастных группах по программе Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду».
Сформировать познавательный интерес к занятиям.
Развивающие:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Как научить ребенка рисовать человека“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Развить художественный вкус и природные способности к рисованию. Развивать креативность мышления и художественные способности педагогов используя традиционный и нетрадиционный подход в рисовании человека.
Воспитательные:
Воспитать аккуратность и терпение к занятиям.
Материал: схемы изображения человека, дидактические игры, простые карандаши, краски, альбомного листа.
Ход мастер-класса :
- вводная часть (5 мин);
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит.
Здравствуйте те, кто общается с радостью,
Здравствуйте те, кто молчит.
Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов работать сегодня с полной отдачей. Здравствуйте!
Присаживайтесь, пожалуйста.
Подскажите словечко:
Точка, точка, запятая, минус – рожица кривая,
Ручки, ножки, огуречик – вот и вышел …человечек.
- основная часть (35 мин);
Сегодня мы с вами поговорим, как научить ребенка рисовать человека.
Всем известно, что дети любят рисовать. Они рисуют все, и каждый их рисунок по- своему уникален и дорог. Но свободный выбор содержания изображения при отражении представлений детей о жизни людей может быть затруднен, если ребенок не владеет способами и приемами изображения фигуры человека. «Не умею рисовать человека!» Кому из нас, воспитателей, не знакомы эти слова? Действительно, попробуй изобразить человека, когда не знаешь, как приступить к этому.
К сожалению, эта тема у детей всегда вызывает трудности. Поэтому, я задумалась, каким же способом научить их рисовать человека?
Изображение человека – самое сложное в развитии изобразительного творчества детей – дошкольников, которое, постепенно усложняясь, занимает место в детских рисунках в течение всего дошкольного детства.
- В каком возрасте ребенок начинает изображать человека? (выслушать мнения
педагогов)
Игра «Счётные палочки»
Выложите из счётных палочек на столе фигурку человечка. Девочку и мальчика.
Содержания занятий по изображению человека, я взяла из программы «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комаровой.
Рекомендуется:
Во 2 младшей группе 1 -2 занятие
В средней группе - 4 занятий
В старшей группе - 9 занятий
В подготовительной группе 8 - 13 занятий
Рисование человека во 2 младшей группе состоит из двух формообразующих форм, отличающих друг от друга размером. Например: маленький и большой круг
(неваляшка, снеговик).
• В рисовании сначала изображают большой круг – туловище, а потом круг поменьше – голова.
• Дополняют изображение линиями (руки, точками (лицо).
• При желании можно нарисовать выразительные детали (пуговицы, карманы и т. д.).
Игра «Части тела»
Рот, нос, голова,
Уши, щёки, лоб, глаза, (просто показываем на себе или на малыше; своими
руками или ручками малыша)
Плечи, плечи, шея, грудь (хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди
пальчиками)
Не забыть чего-нибудь (разводим руки в стороны)
Руки-руки — хлоп-хлоп, (хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)
Ноги-ноги — топ-топ, (так же ножками в лежачем или сидячем положении)
Раз сюда и раз туда, (повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей
головой, чтобы малыш видел; гораздо интереснее из своей кисти сделать
человечка, и даже нарисовать на ней глазки и носик)
Это — нет, а это — да. (жесты головой «нет» и «да»; также можно кистью
покрутить вправо-влево и вверх-вниз)
Рисование человека в средней группе. Знакомство с треугольной формой в этой группе вносит коррективы в способ изображения человека, рисуют из двух форм круг и треугольник (маленький гномик, снегурочка, моя любимая кукла). Учим изображать простое движение - девочка пляшет (одна рука поднята вверх с платочком).
1. Рассмотреть куклу в длинном сарафане и обрисовывающим жестом выделить треугольную форму сарафана, обращая особое внимание на ширину его нижней части. (Дети начинают рисовать с конусообразного туловища.)
2. В нижней части листа провести горизонтальную линию, комментируя свои действия словами: «Вот какой широкий сарафан!».
3. Поставить в середине верхней части листа точку.
4. От этой точки провести наклонные линии к концам горизонтальной линии.
5. Затем на вершине равностороннего треугольника нарисовать круг (голова).
6. Слева и справа от вершины треугольника рисуем прямоугольники, ориентируя детей на то, что их длина равна половине высоты треугольника (сарафана).
7. Изображение дополняется деталями (черты лица, волосы, ладони, воротник и т. д.).
8. Ноги дети могут не изображать.
В старшей группе человека рисуют по схеме : основа круг и овал или круг и прямоугольник (показ схем).
В этом возрасте, изображая человека, ребёнок должен научиться показывать в рисунке следующее:
1. Пропорции фигуры (соотношение головы, туловища, рук и ног).
2. Строение фигуры (голова, шея, плечи, туловище, ноги и т. д.).
3. Движение рук, ног, головы.
4. Передавать сравнительную высоту фигуры взрослого и ребёнка. (девочка в народном платье, дети гуляют зимой на участке, моя любимая сказка, девочка в зимней шубе, пограничник с собакой, дети делают зарядку, ленинградский почтальон, как я иду с мамой (с папой) из детского сада, дети танцуют на празднике в детском саду.)
1. Человека дети рисуют в одежде. Поэтому перед началом рисования необходимо рассмотреть форму рубашки, шорт, платья и т. д.
2. Чтобы вам проще было научиться рисовать человека, я научу вас вначале рисовать схему, а потом из неё – человечка.
3. У человека круглая голова – рисуем кружок.
4. Короткая шея – провожу вертикальную линию.
5. Теперь провожу горизонтальную линию – это линия плеч, она шири головы.
6. Теперь проведу вертикальную линию подлиннее – это линия туловища, она равна размеру двух голов.
7. Внизу проведу линию бёдер, она равна линии плеч.
8. На туловище отмечу линию талии, она равна половинке линии плеч.
9. Теперь от плеч нарисую линию рук наклонно до линии бёдер.
10. От линии бёдер рисуем линии ног, они длиннее туловища.
11. Все движения фигуры человека выполняются в фас.
Рисованию схем посвящается несколько занятий, пока она не будет усвоена всеми детьми, так как это основа основ.
Песня. "Части тела" муз. сл. Татьяны Петровой
Есть у каждого ребёнка
И живот и голова,
А ещё есть руки, ноги:
Правая и левая.
Поворачивает шея –
Головой рулит умело.
Покиваем головой
Вверх и вниз - разок, другой.
Вспомним мы теперь про уши.
Ими, знаем, надо слушать.
Ухо справа, ухо слева –
До всего ушам есть дело!
Пальцы, кисти, локти, плечи.
Все слова из русской речи.
Есть коленки на ногах,
10 пальцев на ступнях.
Наше туловище прямо
Держится всегда упрямо.
Стоит только наклониться,
И оно нам подчинится.
Наклонитесь вправо, влево –
Вот какое наше тело!
Много знаем про него –
Изучаем мы его!
В подготовительной группе задачи усложняются – рисуют сложные движения и
человека в профиль (лыжник, кукла в национальном костюме, папа (мама) гуляет со своим ребенком на улице, как мы играем в детском саду, как мы танцуем на музыкальном занятии, «Новогодний праздник», наша Армия родная, мой любимый сказочный герой, дети танцуют на празднике в детском саду).
1. Сначала сделайте на бумаге наброски линий, которые будут в дальнейшем ориентиром для прорисовки туловища, верхних и нижних конечностей.
2. В верхней части листа изображаем голову (рисуем овал). Не забудьте обозначить внутри овала линии, по которым будут размещаться глаза, нос, а также рот.
3. Опираясь на направляющие, прорисуйте туловище человека.
4. Далее можно приступить к прорисовке прически. Не исключайте некоторые детали, пускай ребенок самостоятельно дорисует какой-либо предмет в руке человека.
5. Детализируйте лицо, аккуратно изобразите глаза с носом и ртом.
6. Теперь осталось лишь удалить оставшиеся лишние линии.
В подготовительной группе фигуру человека дети изображают в профиль. Этот способ сложнее, но рисунок получается выразительнее. В профильном изображении лучше передаётся движение.
Игра «Части тела»
Изучая тему «Моя семья», попросила своих воспитанников вырезать по шаблону большие и маленькие квадраты, прямоугольники, трапеции, овалы. Потом, показала им, как можно сконструировать с помощью этих геометрических фигур тело взрослого (мамы, папы и ребенка). Рисовать учились по очереди
Следующий этап – дети обводили простыми карандашами построенную фигуру человека из геометрических фигур, а потом рисовали руки и ноги.
Ну и последний этап – раскрашивание тела человека. Мои воспитанники так увлеклись, что вспомнили всех своих членов семьи – не только мам и пап, но и бабушек и дедушек.
Результат не заставил себя ждать – выставка получилась замечательная!
После этого у них в голове создался алгоритм: сначала рисуем туловище, потом голова, ноги, руки.
Игра "Забавные человечки"
Для работы вам понадобятся карточки белого картона,на которых гелевой ручкой нужно нарисовать так называемые "скелетики" человечков в разных позах и разной мимикой.
Далее нужно заготовить в большом количестве листочки неплотной бумаги аналогичного размера (можно использовать обычную бумагу для принтера, приготовить карандаши простые, цветные и можно приступать к творчеству.
Все очень лекго и просто: ребенок накладывает листик не плотной бумаги на карточку с нарисованной силуэтной фигуркой и не просто обводит силуэт, который просвечивает, а как бы одевает его сразу в одежду по своему желанию и добавляет детали и предметы.
- заключительная часть (5 мин).
Вот и на практике мы освоили три вида изображения человека в движении, по желанию и для облечения в рисовании вы можете использовать все навыки и приемы рисования в одном изображении.
Пора заканчивать. Давайте сыграем с вами в игру «Повернись к соседу справа и расскажи кратко своё впечатление».