Светлана Юрьевна Ивашкина
Мастер-класс «Изготовление дидактических пособий из фетра для сенсорного развития дошкольников»
Мастер - класс "Изготовление дидактических игр и пособий из фетра для сенсорного развития дошкольников" с родителями воспитанников первой младшей группы.
Цель: Использование нетрадиционных способов в изготовлении игр; поиск новых форм работы и способов применения игровых технологий в дошкольном образовании на основе государственных образовательных стандартов.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Изготовление дидактических пособий из фетра для сенсорного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Поделки из фетра. Игрушки и пособия своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
1. Познакомить родителей с видами дидактических игр и пособий.
2. Раскрыть основные цели и задачи дидактических игр, как средства всестороннего развития ребёнка.
3. Развивать умение самостоятельного изготовления родителями дидактических игр.
4. Вызвать интерес родителей к совместному использованию дидактических игр дома, совместно со своими детьми.
Ход мастер-класса
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня, мы попытаемся эффективно и увлекательно окунуться в мир детства и игровых фантазий наших детей.
Первый этап
Упражнение: «Прилагательное на первую букву имени».
Цель: знакомство участников группы, снятие тревожности.
Каждый участник называет свое имя и подбирает на первую букву своего имени прилагательное, которое как-то его характеризует, отражает какие-то особенности его характера, его индивидуальности. Например: «Я Марина. Я мудрая»
Упражнение: «Дождик».
Цель: снятие напряжения и тревоги, развитие групповой сплоченности.
Участники группы становятся по кругу, друг за другом и кладут открытые ладони на спину впереди стоящего. Легкими прикосновениями каждый участник имитирует капли начинающегося дождя. Капли падают чаще, дождь становится сильнее и превращается в ливень. Большие потоки стекают по спине.
1 слайд
Воспитатель: Предлагаем Вашему вниманию мастер-класс «Изготовление дидактических игр и пособий из фетра для сенсорного развития дошкольников».
2 слайд
Как сказал В. А. Сухомлинский «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок»
Воспитатель: Скажите, а все ли родители знакомы, для чего детям нужны игрушки, дидактические игры?
Дидактические игры - одно из средств, всестороннего развития личности.
Если взрослые будут уделять своему ребенку 10-15 минут (именно, играя с ним в дидактические игры, ребенок будет и разговаривать правильно, и мыслить логически и будут вашим самым умным и развитым ребенком.
Дидактических игр огромное количество в магазинах, но их можно сделать своими руками. Это очень полезно для детей.
3 слайд
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
4 слайд
Почему фетр?
*Фетр – нетоксичный и гиппоаллергенный, можно использовать с рождения.
*Не имеет лицевой и изнаночной стороны, он не осыпается и очень удобен для рукоделия.
*Приятный и мягкий на ощупь.
*Имеет высокую технологичность – приклеивается, пришивается, легко режется.
*Имеет широчайшую цветовую гамму.
*Игрушки из фетра можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать.
*Изделия из фетра легко украшаются и дополняются различными тканями, лентами, пуговицами и бусинами, что ещё более усиливает и поддерживает интерес детей.
Предлагаем Вам изготовить следующие дидактические игры и пособия.
5 слайд
1 группа: «Геометрическая мозаика»
6 слайд
2 группа: Занимательный куб (основа для дидактических игр)
7 слайд
3 группа: Методическое пособие «Тучка»
8 слайд
4 группа: «Рыбалка - развивалка»
9 слайд
Деление на группы.
На входе выдать каждому по жетону разных цветов;
(красный, синий, желтый, зелёный) получится 4 группы.
В случае этих способов будет немного разное количество участников в группах.
Если надо, чтобы в группах было ровное количество участников, и группы формировались «по симпатиям».
Описание игр и пособий
Дидактическая игра "Геометрическая мозаика"
Назначение: данная игра предназначена для детей дошкольного возраста, в которую можно играть дома, в дороге, в ДОУ.
Цель: Формирование у детей элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Научить ребенка определять основные цвета.
2. Познакомить с геометрическими фигурами.
3. Научить считать.
4. Развивать память, логическое мышление, воображение и фантазию ребенка.
5. Учить детей составлять из геометрических фигур предметы.
6. Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры:
1. "Цвет". Предложить ребенку рассмотреть разноцветные странички книжки, обращая внимания на цвета и обозначая их словами (синий, красный, желтый и зеленый). Выбрать цвет странички и найти все фигурки именно этого цвета.
2."Геометрические фигуры". Показать ребенку геометрическую фигуру, назвать форму и цвет, попросить его найти точно такую же фигуру. После того как ребенок научится определять геометрические фигуры, можно усложнить задание. Выложить перед ним фигуры разные по цвету и форме и попросить найти ту фигуру, которую назовете.
3. "Счёт". Например: на разноцветной страничке выложите 3 круга одного цвета, посчитайте их, показывая пальцем на каждую фигуру, слева направо и скажите ребенку, что здесь три круга. Попросите сделать его тоже самое.
После того как ребенок усвоил счет до 3 можно усложнить задачу: увеличить счет, каждый раз прибавляя на один, использовать разные по цвету геометрические фигуры при этом счет не менять (выложить три круга, но разного цвета) или выложить разные по форме геометрические фигуры, а можно сделать то и то, а счет оставить прежним.
4. "Составление рисунка из геометрических фигур". Предлагая малышу впервые сделать, скажем, домик, покажите ему, какие фигурки нужно для этого взять и как их сложить. Оставьте своё изображение перед ребенком в качестве образца, пока он будет собирать свое. Во время занятий комментируйте свои действия и действия ребенка для того, чтобы малыш усваивал названия фигур и названия цвета.
Дидактическое пособие «Тучка»
Назначение: данная игра предназначена для детей дошкольного возраста, в которую можно играть дома, в дороге, в ДОУ.
Цель: Формирование у ребенка элементарных математических представлений.
Задачи:
1. Научить ребенка определять основные цвета.
2. Закрепить знания о величине, цвете.
3. Развивать навыки счёта
4. Развивать память, логическое мышление ребенка.
5. Развивать мелкую моторику рук.
Дидактическое пособие "Рыбалка - развивалка"
Пособие изготовлено из фетра. Все фигурки до 10 см. К каждой фигурке пришит бельевой крючок. На конце удочки магнит. В качестве водоема можно использовать любую емкость. При желании можно наполнить водой. Фетр не краситься и отлично стирается, быстро сохнет. Также в качестве водоема можно использовать небольшой аквариум, либо любую поверхность сине-голубого цвета.
Задачи:
1. Развивать моторики и координацию движений рук.
2. Развивать сенсорное восприятие цвета, формы.
3. Формировать элементарные математические представления.
4. Расширять словарный запас.
5. Развивать связную речь.
Игра проста в изготовлении, применении и хранении.
Игровое правило: Ребёнок при помощи удочки «ловит» рыбку из озера и выполняет задание.
Варианты игр:
• Д/игра «Поймай рыбку. Какого она размера»;
• Д/игра «Какого цвета рыбка?»; «Что еще бывает такого цвета?»;
• Д/игра «Поймай рыбку с цифрой и соотнеси цифру с количеством предметов»;
• Д/игра «Один - много»;
• Д/игра «Что изменилось»;
• Д/игра «Найди пару».
Участники мастер-класса изучают игры и выполняют задания: разрабатывают варианты использования своих игр в образовательном процессе: как по направленности игры, так и для других направленностей; и в воспитательном процессе — как игру-основу для воспитательного мероприятия.