Наталья Васильевна Коняхина
Мастер-класс «История возникновения Павловопосадского платка»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС
«История возникновения Павловопосадского платка»
Задачи
Познакомить с историей возникновения Павловопосадского платка.
Формировать чувство гордости за свою малую родину.
Материалы:
Павловопосадские платки и шали (иллюстрации); иллюстрации «В цехах фабрики» (раньше и сейчас); элементы для создания узоров платков (на картоне, бумаге).
Содержание
Публикация «Мастер-класс „История возникновения Павловопосадского платка“» размещена в разделах
1. История Павловопосадского платка начинается с конца 17 века, и именно благодаря российским мастерам, этот головной убор стал известен во всем мире и давно уже стал визитной карточкой России. Наши платки и шали любят во всех городах и селах нашей большой родины – России, да и женщины других стран с удовольствием носят наши платки. Впервые о Павлово-Посадской фабрике по изготовлению платков с авторским печатным рисунком упоминалось в 1795 году.
Как и многие подобные производства, оно было основано зажиточным крестьянином - Иваном Лабзиным. В те годы крестьяне охотно начинали собственный бизнес, но не каждый разрастался так, как предприятие, основанное Лабзиным, а уж тем более далеко не каждый приобретал такую славу.
В 50-х годах XIX века промысел по изготовлению платочных изделий развернулся в торговый дом "Яков Лабзин и Василий Грязнов", производящий набивные шали и платки. Многокрасочные платки прославили Павловский Посад на весь мир.
Может быть, популярности Павловопосадских платков способствует то, что один из ее основателей был святым. (Василий Иванович Грязнов канонизирован Русской православной церковью как святой в лике праведных Праведный Василий Павлово – Посадский).
Роскошная роза, переливающаяся всевозможными цветами радуги, стала символом Павловопосадского платка.
А сложившийся стиль - от крупного рисунка по краям к мелкому в центре, а по углам - броские цветы - и сегодня является визитной карточкой фабрики.
Число тонов в рисунке от 10 до 18, но может доходить и до 30. Компоновка узоров овалами, звездами, "медальонами", фигурами из цветочных гирлянд или орнаментальных полос добавляют рисунку оригинальность.
2. Педагог предлагает рассмотреть шали и платки. Обращает внимание на красоту, яркость, разноцветье, разнообразие орнаментов. Просит сказать, изображения каких цветов чаще всего встречаются на платках.
- Правильно, это розы, васильки, ромашки, колокольчики, незабудки, тюльпаны, а также гроздья рябины и много листьев. Все это на разном фоне, мастера называют его «земля». Платки не только красивые, но очень теплые, потому что сделаны из очень тонкой шерстяной пряжи. Скажите, у кого дома есть Павловопосадский платок? Кто его носит? Если вспомните, расскажите, какого он цвета и какие на нем цветы.
Выслушав ответы, педагог продолжает свой рассказ.
Для того чтобы платок получился таким красивым, много мастеров трудятся над ним. Ткачи ткут ткань из шерстяных ниток, красильщики красят ткань в разные тона, художники составляют узоры, набойщики переносят эти узоры на шали.
Секреты старинного промысла была ручная набойка. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных деревянных печатных досок с вырезанным на них рельефным узором. Такие доски называются «манеры» или «цветки». Иногда узор не вырезали, а вбивали в доску металлические пластинки, проволочки, гвоздики. На каждый цвет, каждую краску будущего рисунка создавалась своя печатная доска. Для сложного рисунка может понадобиться не один десяток «манерных» досок. Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, постучит, побьет, чтобы краска с печатной доски лучше отпечаталась на ткани. Вот так и возникло название «набивная ткань», «набойка». Сложное, трудоемкое это дело – ручная набойка. Делали ее лишь настоящие мастера.
В наше время ручной набойки уже нет – сегодня «разрисовывать» платки помогают специальные печатные машины.
По краю Павловопосадские платки украшались сетчатой шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется и пришивается надомницами вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.
Каждая шаль имеет название: «Рябинушка», «Розы», «Вечер», «Волшебный узор». Название обязательно должно подходить к узору на шали.
В настоящем Павловопосадском платке никогда вам не будет жарко или холодно. Он прекрасно согреет в сильный мороз и защитит вас от ветров и летней прохлады. Но основным его преимуществом можно считать то, что он сможет превратить современный невзрачный, хмурый ежедневный гардероб в настоящий праздник. Ведь очень легко и просто Павловопосадские платки могут разнообразить ваш гардероб. И прекрасным настроением на целый день Вы будете обеспеченны. Как и много десятилетий назад наши современницы выбирают, любят и с удовольствием носят платки, как когда-то это делали наши мамы и бабушки. Для многих женщин - это самый лучший подарок.
Педагог предлагает рассмотреть иллюстрации «В цехах фабрики» (раньше и сейчас).
3. Из готовых элементов педагог предлагает каждому составить узор платка и придумать ему название.