Валентина Лобанова
Мастер-класс «Использование элементов экспериментирования в процессе образовательной деятельности по физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить педагогов с элементами экспериментирования в образовательном направлении «Физическое развитие»
Материал и оборудование: мячи разных размеров, фитбол, метбол, пластиковый шар песочные часы, трубочка, пушинки, два воздушных шарика, кистевые эспандеры, мяч, скакалка
Содержание: 1. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментирование. Экспериментальная деятельность в разных образовательных направлениях помогает поддержанию интереса детей к процессу обучения, делает усвоение материала легче, так как легко поддерживает непроизвольное внимание.
Публикация «Мастер-класс „Использование элементов экспериментирования в процессе образовательной деятельности по физической культуре“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Говоря об организации экспериментальной деятельности, можно представить ее как специально организованные ситуации в уголке экспериментирования или лаборатории с использованием специального оборудования и различного материала для исследований. На самом деле практически вся деятельность ребенка-дошкольника направлена на исследование, познание чего-то нового будь то игра, самостоятельная, либо совместная образовательная деятельность. В каждой образовательной области можно найти массу примеров, в которых ребенок, играя, действуя, экспериментируя, познает окружающий мир.
Двигательная деятельность – одна из наиболее любимых для детей дошкольного возраста. В каждом дошкольном периоде ребенок осваивает все новые и новые движения, применяя их в тех или иных ситуациях. Действуя с предметами, ребенок выбирает те, которые ему более интересны, пробует с ними разнообразные движения, сам или с помощью взрослого делает определенные выводы. Например, ребенок выбирает мяч, который удобней бросить одной рукой в цель, как ему удобней передвигаться по гимнастической скамейке, на какой ноге легче допрыгать до ориентира. Все эти ситуации подталкивают к активной познавательной деятельности. Поэтому в процессе совместной образовательной деятельности по физической культуре использование элементов экспериментирования также актуально.
2. «Деловая игра»
- Я предлагаю вам сейчас поделиться на 3 группы, каждая из которых, используя различные подсказки, подумает и представит своим коллегам элементы познавательно-поисковой деятельности по направлению «Физическое развитие».
1 Группа: Исследование физических свойств мяча, использование его в разных видах движений.
Материал: мячи разных размеров, спущенный резиновый мяч, фитбол, метбол - набивной мяч, пластиковый шар.
Примерные исследования: - какой мяч быстрее катится легкий или тяжелый;
- какой мяч прыгает, а какой нет. Почему?
- по какой дорожке мяч покатится быстрее по гладкой или шершавой; (прямой или наклонной);
- какой мяч, для каких движений лучше всего подходит; и др.
2 Группа: Исследование дыхательной системы
Материал : песочные часы, трубочка, пушинки, два воздушных шарика
Примерные исследования: - внутри человека есть воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем;
- сколько человек может прожить без воздуха?
- у кого дыхательные мышцы сильнее;
- определение частоты дыхания и т. д.
3 Группа: Исследование развития физических качеств детей (сила, выносливость, ловкость)
Примерные исследования: - кто дольше попрыгает на скакалке (выносливость);
- кто больше раз подбросит и поймает мяч, не уронив его (ловкость);
- кто быстрее пробежит между предметами, не уронив их
- какая рука сильнее правая или левая; кто сильнее;
Материал: кистевые эспандеры, мяч, скакалка.
Педагоги обсуждают в своей группе возможные эксперименты, проблемные ситуации с представленным набором материалов для исследования, демонстрируют результаты своей работы.
3. Вы сами убедились, что тем для экспериментирования огромное множество. Иногда перед ребенком достаточно поставить задачу, как он сам начинает искать ответ и придумывает даже несколько вариантов ответа. Экспериментирование в процессе совместной образовательной деятельности позволяет развивать познавательную активность детей, расширяет кругозор ребенка, позволяет применять свои знания и умения в различных жизненных и игровых ситуациях, способствует формированию навыков здорового образа жизни.