екатерина панихидина
Использование схем в лего-конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование схем в лего конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте»
LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей дошкольного возраста, активизирует мыслительно-речевую деятельность, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Визуализация 3D-конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира. В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов :
Публикация «Использование схем в лего-конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2019
психическое развитие : формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.
физиологическое развитие : развитие мелкой моторики, координации рук и глаз, быстроту реакции.
развитие речи : активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.
Конструкторы с готовыми схемами – отличный способ для развития технического мышления. Обучение чтению схематического изображения помогает представить конечную поделку, описание действий учит соблюдать последовательность необходимых операций.
Отдельным пунктом стоит необходимость выбрать, найти и прикрепить деталь нужного размера нужным способом. Уже одна ошибка может свести на «нет» все труды.
В процессе конструктивной деятельности дошкольник применяет принцип обследования предметов. Он воспринимает объект в целом, определяет его объемную форму и составляющие детали. При этом используются следующие мыслительные операции:
сравнение – необходимо при выборе необходимой детали или фигуры;
классификация – используемые части разделяются по выбранному критерию;
синтез – из представленных деталей ребенок формирует образ готового результата;
анализ – наглядная модель раскладывается на детали, что позволяет составить последовательность действия для конструирования.
В каждом ЛЕГО наборе есть образец готовой конструкции, но не всегда имеется пошаговая схема построек. Схема должна быть достаточна простая и подробно расписана в рисунках, тогда собрать конструкцию по данной схеме может ребенок практически любого возраста, начиная от трех лет. Работа со схемами и алгоритмом постройки модели учит детей достигать своих целей, даже если они оказываются трудновыполнимыми. А готовый результат становится наградой за труд.
Во многих дошкольных учреждениях, в том числе и в нашем оборудован ЛЕГО- студия, где дети занимаются с ЛЕГО-конструктором воплощая свои задумки создавая с каждым разом все новые постройки. Занятия по конструированию в нашем дошкольном учреждении носят творческий характер. Направленные в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом.
Для развития у детей интереса к конструктивной деятельности педагог использует занимательные игры-эксперименты, игры-фантазии, разные формы организации обучения детей конструированию:
конструирование по образцу;
по модели;
по условиям;
по простейшим чертежам и схемам;
по замыслу;
по теме.
Конструирование тесно связано с игровой деятельностью: на каждом занятии обязательно используется обыгрывающий материал. Важным для детей является и то, что педагог фотографирует их любимые постройки и создает интересный фотоальбом, который всегда можно посмотреть и полюбоваться своими творениями.
В процессе разработки и внедрения программы по лего конструированию мы столкнулись со следующей проблемой: в рекомендациях набора «Учись учиться» нет схем пошагового построения конструкций. Результаты освоения программного содержания воспитанниками оказались на среднем уровне, дети испытывали затруднения в правильном построении конструкции.
Поэтому мы пришли к следующему выводу, что необходимо создать пошаговые схемы для всех занятий по набору «Учись учиться». Эти схемы необходимо объединить в тематические блоки.
Схемы разработаны индивидуально для каждого занятия, так как:
часто они просто отсутствуют в приложении к конструктору или их очень мало, приведены отдельные варианты сборки;
не учтены разные возраста и разные уровни сложности;
схемы не соответствуют тем темам, которые запланированы в разработанной нами программе, или, наоборот, схемы рассчитаны на полный набор конструктора, с которым ребенку пока еще сложно справиться. Но так как для деятельности требуется предварительная работа с детьми, мы подобрали дополнительный материал по темам (стихи, загадки, ребусы презентаций)
Исходя из этого мы оформили весь материал в методические рекомендаций для данного конструктора.
Апробировав программу на втором году обучения с разработанным материалом и схемами, мы пришли к выводу, что дети начали мыслить творчеко – технически, придумывать самостоятельно разнообразные варианты. Дети стали строить чаще в группе и дома, рассказывать о своих достижениях.
Мы смогли поучаствовать в интернет конкурсе, где показали хорошие результаты и получили призовые места. Провели конкурс в ДОУ, на который откликнулись все дети посещающие кружок «Лего -студия».
Т. О. проведённая нами работа обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребёнка и даёт широкие возможности в будущем при выборе профессии, а также подготовить его к технически развитому миру.
Литература:
1. Методическии материал к набру 45120 «Учись учиться»
2. Комарова Л. Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2010.
3. Л. Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М. : «ЛИНКА – ПРЕСС», 2010.