ЛЮДМИЛА ПОНОМАРЕНКО
Мастер-класс «Использование различных методов и приёмов при заучивании стихотворений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомство педагогов с нетрадиционными методами и приёмами заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста, обеспечивающими эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение стихотворных текстов.
Заучивание стихотворений для ребёнка-дошкольника является одним из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Многие ученые, педагоги, занимающиеся проблемами методики развития речи, отмечают огромное положительное влияние поэзии на развитие речи, памяти, фонематического слуха, а так же культурного уровня маленького человека. Давно доказано, что ребенку, знающему большое количество стихов в детстве, в дальнейшей жизни намного проще даются любые познания, такие дети демонстрируют лучшие показатели интеллектуального развития, чем их сверстники, которых по каким-либо причинам со стихами не знакомили.
Темочки:
К сожалению, среди современных детей, редко встретишь ребенка, знающего много произведений наизусть.
Наверное, не раз в своей педагогической практике, вы замечали, что не все дети любят учить стихи, у некоторых из них заучивание стихотворений вызывает трудности при запоминании, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Разнообразие методов и приемов по заучиванию стихотворений помогут сделать этот процесс для детей наиболее интересным и не трудным.
Но сначала, я предлагаю вспомнить методику заучивания стихотворения (ответы педагогов)
• В начале занятия проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения.
• После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения взрослым без установки на запоминание.
• Далее с целью глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Происходит объяснение непонятных слов, встречающихся в тексте.
• Затем произведение читается взрослым повторно, с установкой на запоминание. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей исполнения.
• После повторного чтения следует воспроизведение стихотворения детьми.
Все люди имеют свои особенности запоминания. Одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, выполнять какие-либо движения, третьим обязательно нужно видеть текст и несколько раз прочитать его самим. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. В соответствии с делением людей на визуалистов, аудиалистов и кинестетиков, все методы можно так же поделить на зрительные, слуховые и двигательные.
Зрительный (визуальный) метод
Метод предполагает использование картинного плана, т. е. когда одновременно с чтением стихотворения на глазах у ребенка появляются какие-либо изображения, соответствующие стихотворным строкам (не путать с иллюстрациями).
Например,
«Кошка на окошке рубашку шьет,
Курочка в сапожках избушку метет,
Собака у печки пироги печет,
Кот в углу сухари толчёт».
Установление смысловой связи между словом или предложением и картинкой помогает ребенку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий. Затем, по вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается.
Можно использовать готовые картинки, которые вы подберёте заранее или слайды презентации. Разбиваем стихотворение на строчки, затем подбираем картинки. Не обязательно, чтобы картинка совпадала с целыми предложениями, достаточно будет найти главного героя стихотворения или действие, которое происходит в этой строчке. Для детей главное яркий образ, с помощью которого они и будут вспоминать заученный стих.
В последнее время большую популярность в методике заучивания стихотворений получила мнемотехника или метод наглядного моделирования.
Мнемотехника («мнемоника» в переводе с греческого – «искусство запоминания») - это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
Приемом для разучивания стихотворений по мнемотехнике является мнемотаблица.
Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей стихотворения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Как любая технология, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу с детьми с лучше всего с простейших мнемоквадратов. Это позволяет познакомить детей со словом и его символическим обозначением. Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И только потом можно начинать работать с мнемотаблицами - таблицами, в которые заложена определенная информация. Количество ячеек в мнемотаблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.
В качестве условных обозначений могут выступать символы разнообразного характера: предметные рисунки, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы, геометрические фигуры, условные обозначения, цифры, слова или первые буквы слов и т. д. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста используются цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, елочка – зеленая. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.
Существует несколько форм работы с мнемотаблицами:
1. Сначала выразительно и эмоционально педагог читает текст стихотворения, что важно для получения целостного впечатления и понимания произведения. Затем проводится беседа об услышанном и задаются вопросы. Демонстрируются картинно-графические схемы и параллельно воспроизводится текст стихотворения. Текст воспроизводится еще раз, затем дети вслед за педагогом воспроизводят текст, опираясь на схему.
2. Отличается тем, что сначала детям демонстрируется схема и дается время её рассмотреть. Проводится беседа, о чем может быть стихотворение. Затем педагог выразительно воспроизводит стихотворение, а потом осуществляется заучивание.
3. Детям предлагаются картинки в произвольном порядке. Педагог выразительно читает стихотворение, и просит собрать картинки последовательно. Для этого, иногда, стихотворение приходится читать несколько раз. Затем проводится беседа по содержанию и заучивание стихотворения.
4. Педагог знакомит детей с текстом стихотворения. Затем во время воспроизведения стихотворения педагогом дети зарисовывают элементы картинно-графической схемы. Заучивание стихотворения осуществляется по самостоятельно составленной детьми схеме.
Исходя из опыта работы по применению мнемотаблиц, рекомендую в течении дня на доске или доступном месте оставлять мнемотаблицу с разучиваемым стихотворением, чтобы дети имели возможность подходить к доске и самостоятельно читать стихотворение по таблице.
В интернете можно встретить «живые мнемотаблицы» или создать их самим.
В ТРИЗЕ используется сходное мнемотаблице понятие «технология шифрования». Целью данной технологии является: формирование у детей осознанного отношения к процессу заучивания; освоение детьми знаковых систем, схем, моделей, их расшифровка, т. е. умение самостоятельно, создавать знаки для шифровки, способность «расшифровывать» информацию, преобразовывая абстрактные символы и знаки в реальные образы, действия, признаки и т. д.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. У детей развивается сообразительность, наблюдательность, умение выделять существенные признаки. Происходит усвоение грамматического строя речи: согласование названия предметов с прилагательными в роде, числе и падеже, ориентировка на окончания слов (красный мяч, красная юбка); использование в речи предлогов (в, над, под, между, около).
Наглядность: чистый лист бумаги, расчерченный по количеству строк и количеству слов в строке.
Таблица для схематизирования
В методическом пособии Е. И. Измайловой – по развитию мышления и речи старших дошкольников «Учимся думать и запоминать» предложен следующий алгоритм схематизации текста (кодировка) :
1. Прочесть текст стихотворения полностью.
2. Найти в тексте непонятные детям слова - объяснить значение слов.
3. Выделить первое предложение, повторить.
4. Напомнить правила:
- каждое слово кодируется в отдельной клеточке
- схема слова не должна быть детально прорисована
- если после кодировки в конце строки остаются незаполненные клетки – они просто зачеркиваются
5. Закодировать первую строку.
6. Повторить первую строку по сделанным схемам.
7. Аналогично работать с последующими строками.
8. Читаем текст полностью с опорой на схему хором, затем одним ребёнком по желанию.
Например, стихотворение «Ходит осень в нашем парке»
Для заучивания этого стихотворения необходима пустая таблица, в ячейки которой вставляются схемы каждого слова текста.
Схематизация текста происходит вместе детьми. Сначала дети предлагают различные варианты схематизации слов, затем выбирается и зарисовывается наиболее подходящий символ. Эти символы у них остаются в памяти.
Схема текста остаётся в группе, размещается в родительский уголок или храниться в специальном, доступном детям месте, например в книжном уголке. Можно завести конверт или папку для каждого ребёнка, где он будет хранить схемы, составленные им.
Воспитатель время от времени возвращается к схемам ранее выученных стихов и побуждает детей повторно рассказать их.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - предлагаю зашифровать стихотворение «Снеговик» Татьяны Гусаровой
На дворе полно снежка.
Я слепил снеговика.
Руки, ноги, голова,
Нос-морковка, глаза два.
Нарисую краской рот.
Пусть порадует народ!
Для закрепления запоминания можно использовать и другие приемы :
«Оживление» - дети берут по одному символу и выстраиваются в цепочку, когда цепочка выстроена, по очереди называют свое слово.
«Коллаж» - лист бумаги с нарисованными в беспорядке символами по данному тексту; дети называют, повторяют его, связывая символы между собой.
Слуховой метод
Это самый распространенный метод. Его мы чаще всего и используем в детском саду. В данном методе мы опираемся не на строчку, как в зрительном, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
В слуховом методе заучивания, для лучшего усвоения текста, можно использовать разные игровые приёмы :
«Подскажи словечко» - при использовании данного приема, хорошим стимулом служит игра «Поэты». Ребёнку предлагают, взяв на себя роль поэта, договаривать рифмующиеся слова, тем самым заканчивая фразы стихотворения.
«Эхо» - в этом игровом приёме, каждую стихотворную строчку сначала читает взрослый, например, с вопросительной интонацией, а ребенок отвечает, повторяя эту строчку – взрослый: «Наша елка высока?»; ребё нок: «Наша елка высока!». взрослый: «Достает до потолка?»; ребё нок: «Достает до потолка!». Можно поиграть по-другому - взрослый читает шепотом, а ребенок повторяет громко.
Приём «Магнитофончик». Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. И предлагаете ему включит в головке воображаемый магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала стихотворение читает взрослый, а ребёнок слушает. Затем педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а завершает снова взрослый.
Ещё один приём – игра с мячом во время повторения (строку говорит взрослый, вторую – ребенок);
«Снежный ком» - в этом приёме происходит запоминание стихотворения путём постепенного увеличения количества строк при их повторении. Например, прочтите первую строчку несколько раз, для того, чтобы её хорошо запомнить. Затем произносится первая строчка и к ней добавляется вторая. Обе строки вновь повторяются несколько раз, затем добавляется третья строчка и так далее.
«Чтение с различным настроением» - данный прием способствует не только запоминанию наизусть, но и помогает осваивать выразительные средства языка, дает возможность более ярко передать соответствующее настроение. Вспомогательным средством служат картинки из серии «Настроение».
«Чтение стихов-диалогов по ролям» - этот прием позволяет не только запоминать текст, но и помогает развивать артистические способности детей.
«Построчное запоминание» - суть этого приёма такова : сначала воспитатель читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке со словами: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего и так до конца». Таким образом, каждый ребенок запоминает определенную строчку нового стихотворения, потом идет последовательное воспроизведение текста. «Раздавая» строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой – короткие.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ – предлагаю выучить стихотворение «Волшебная расческа», для этого нужно 8 человек, выходите, пожалуйста.
Я волшебная расческа,
Я дружу с любой прической,
Всё мне, братцы, по плечу,
Я украсить вас хочу.
Если волосы опрятны,
Всем вокруг вы так приятны,
Все любуются на вас,
Отвести не могут глаз.
Двигательный метод
Применяя этот способ, взрослый сначала выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Движения к тексту может придумать сам взрослый, или предложить придумать движения совместно с детьми. При этом сопровождать можно не только содержание строки, но и каждое слово в ней.
Такой способ заучивания и воспроизведения стихотворных произведений вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления; снимает у детей зажатость, неуверенность. Основной принцип данного способа в том, что ребенку, особенно ребенку-кинестетику мы даем необходимую для запоминания опору – подкрепляем запоминание движениями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ - предлагаю придумать движения к стихотворению С. Дрожжина «Улицей гуляет»
Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берез.
Ходит, бородою
Белою трясет,
Топает ногою,
Только треск идет.
Следующий приём - «Рассказывание стихов руками». Например, потешку «Как у нашего кота…» можно показать так (демонстрация движений руками)
Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:
«Смотай из стихотворения клубочек», «Собери бусы», «Узелки на верёвке», «Сложи пирамидку», «Выложи счётные палочки» и т. п.
Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени интересны детям. При этом наиболее эффективными оказываются те, которые соответствуют индивидуальным особенностям детей.
Полезные советы
• Для того чтобы стихотворение училось легко, оно должно по содержанию соответствовать возрасту ребенка.
• Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением – такова детская природа! В противном случае оно будет лишено для ребенка смысла.
• Чтобы запомнить заученный материал надолго, нужно периодически повторять выученные стихи : в индивидуальной работе с детьми, на прогулках, на праздниках и т. д. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка.
• Быстро выучить стихотворение недостаточно, нужно уметь рассказывать его интонационно выразительно, с достаточной силой голоса.
Уважаемые коллеги! В заключение мастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы:
- Сегодня я узнала.
- Было интересно.
- Теперь я могу.
- Я приобрела.
- У меня получилось.
- Я смогла.
- Я научилась.
Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!
Литература:
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981.
2. Алябьева Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи. - М., 2010.
3. Бардышева Т. Рассказываем стихи руками //Обруч. – 1998. - №5.
4. «Росток» : Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста, доктор педагогических наук А. М. Страунинг, Обнинск, 1996.
5. Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников. – М. : Творческий центр Сфера, 2009.
6. Любина Г. Как учить стихи, играючи//Дошкольное воспитание. –2000.- №1
7. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. - 2008. - №4.
8. Широких Т. Д. Учим стихи - развиваем память // Ребенок в детском саду. -2004.- № 2.
9. Вопросы дошкольной педагогики// Международный научный журнал – 2016.-№ 1 (04).