Лидия Минеева
Мастер-класс: «Использование приёмов самомассажа в Практике педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Минеева Лидия Анатольевна
Учитель-логопед
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Суксунский детский сад «Малышок»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ САМОМАССАЖА В ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГА
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Мастер-класс: „Использование приёмов самомассажа в Практике педагога“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2017
Ни для кого не секрет, что в последние годы детей с речевой патологией становится все больше. Дефекты речи всё серьёзнее. Алалия, дизартрия, апраксия, сложные формы дислалии, задержка речевого развития – такие диагнозы в настоящее время не редкость и встречаются практически в каждом детском саду. Но, далеко не все дети с речевыми патологиями имеют возможность посещать занятия логопедов. Дети тех детских садов в которых есть логопункты начинают посещать логопункт только с 5-6 лет. Превалировавшие в логопедии педагогические методы воздействия перестали приносить ожидаемые результаты. Поэтому появилась настоятельная необходимость использования новых нетрадиционных методов воздействия. Одним из таких методов является самомассаж.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. В практике работы использование приемов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам.
• В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом индивидуально с ребёнком, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но с подгруппой детей одновременно и фронтально.
• Самомассаж может провести не только логопед, но и воспитатели, родители, учителя начальных классов.
• Начинать проведение самомассажа можно уже с раннего возраста.
• Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней гимнастики, дневного сна, как физкультминутка на занятии. Самомассаж, может быть включен в непосредственно образовательную деятельность по коррекции речи, при этом приемы самомассажа, могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.
Основные цели самомассажа :
• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;
• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;
• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата ;
• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;
• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;
• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не давить с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу)
Проводя массаж определённой части тела, используют поглаживание, разминание, растирание, лёгкие постукивания.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять от 2 до 10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4 — 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня.
Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда, воспитателя или родителя, который показывает каждый прием на себе и комментирует его.
Перед выполнением приемов самомассажа необходимо соблюсти некоторые правила:
• Помещение должно быть чистым и проветренным;
• Руки детей должны быть чистыми, сухими, без ушибов и ссадин;
• Дети принимают спокойную, расслабленную позу: могут сидеть на стульчиках или на ковре, или находиться в положении лежа (например, в кроватках после дневного сна).
• Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало, а затем и без него.
• Когда приемы самомассажа будут освоены, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме.
Например:
Дождь по веткам застучал,
На лицо он к нам попал,
Капли убери со лба,
Хоть и тёплая вода.
На весёлые глаза
Дождик брызнул, как слеза,
Плакать не хотят глаза.
Уходи домой, слеза!
По щекам бегут ручьи.
Ты ладошкой их сотри
Подбородок вытираем
Все дождинки вытираем.
Хитрый дождик, прекрати.
Губы нам не щекоти,
Пальцем губку разминай,
Все дождинки вытирай.
Шею дождик намочил,
Как бы нас не простудил.
Но, по речевому развитию необходимо тренировать не только артикуляционный аппарат, но и уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Одним из приемов является пальчиковый самомассажа, который должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала, потому что задания превращаются в занимательную игру.
В работе можно использовать :
1. Самомассаж ладоней бытовыми щетками, расческами для волос.
По каждой лексической теме подбирается небольшое стихотворение, которое проговаривает взросвый или ребёнок, при этом на каждый ударный слог осуществляются поглаживающие движения ладонями. Поверхности «иголочек» касаются не только пальцы, но и ладони. Направления движения – к себе.
Например:
щЁткой чИщу Я щенкА,
щекочУ емУ бокА.
Я люблЮ своЮ лошАдку,
причешУ ей шЁрстку глАдко.
гребешкОм приглАжу хвОстик,
И верхОм поЕду в гОсти.
2. Массаж прищепками.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. Очень важно заниматься последовательно (правая рука, левая рука, переходить от простого к сложному (прикреплять прищепку большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем). После каждого двустишия – смена рук.
Например:
Кусается сильно котенок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
- Но я же играю с тобою, малыш!
- А будешь кусаться – скажу тебе «кыш!».
3. Массаж ладоней бигудями - липучками.
Прокатывание бигудей-ежиков между ладонями с проговариванием стихотворных текстов из пальчиковой гимнастики.
Гладила мама-ежиха ежат
«Что за пригожие детки лежат!»
5. Массаж лица с помощью массажных мячиков-ежиков.
Например: «Испечём мы каравай»
Месим, месим тесто (сжимаем мяч в правой руке)
Есть в печи место (перекладываем в левую рурк и сжимаем)
Испечём мы каравай (насколько раз сжимаем мяч обеими руками)
Перекладывай, валяй. (катаем мяч ладошками)
6. Самомассаж по системе «Су-Джок»
"Су - Джок"разработан ученым из Южной Кореи Паку Дже Ву. Профессор и врач, он более 30 лет потратил на разработку этого метода. Использование массажного шарика вместе с металлическими кольцами способствует повышению физических и умственных работоспособностей детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц. Сочетание таких упражнений как пальчиковая гимнастика и самомассаж позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада.
Детям нравится играть с шариками и массировать пальчики эластичными колечками. Все упражнения проводятся в игре в ненавязчивой форме.
С помощью шариков - ёжиков мы разучиваем упражнения пальчиковой гимнастики. Все это оказывает благотворное влияние на развитие мелкой моторики, а так же и на весь организм.
Приведу наглядный пример как проводится пальчиковая гимнастика с приёмами " Су - Джок".
Я мячом круги катаю
Взад вперёд его гоняю
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки
Я сожму его немножко,
Так сжимает лапу кошка.
Каждым пальчиком прижму
и другой рукой начну.
То же и с другой рукой.
В каждом шарике есть волшебное колечко. И следующий приём это : массаж эластичным кольцом, который помогает стимулировать работу внутренних органов.
Положили колечко на руку:
1,2,3,4,5,будем пальчики считать
Надеваем на большой палец и крутим в верх и вниз вращая на пальце
Этот палец самый сильный самый толстый и большой.
(Перекидываем на каждый палец и делаем эти же движения с каждым пальцем)
Этот палец для того,чтоб показывать его.
Этот палец самый длинный, он стоит посередине
Этот палец безымянный, он избалованный самый
А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
7. Аурикулярный массаж (массаж ушных раковин)
Самомассаж ушей- дети трут свои ладони, соединив их вместе, 4-6 раз. Дергают оба ушка за верхние края вверх. За мочки вниз, за середину назад по 4-6 раз Большим и указательным пальцами гладят и разминают завитки ушей по 1-2 раза. Кончиком указательного пальца круговыми движениями 2-4 раза массируют внутреннюю часть ушной раковины. разогревают трением ладошки и массируют ушные раковины вперёд- назад 2-4 раза, при движении вперед заворачивают ушную раковину.
Например:
Ушки на макушке
(выполняем движения по тексту)
Взяли ушки мы за мочки,
вниз потянем их,
А теперь потрем немножко
раз, два, три.
Взяли ушки за макушки,
вверх потянем их.
Вниз по ушкам побежали,
хорошенько все размяли.
8. Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки на теле можно изменить состояние здоровья малыша и предотвратить развитие многих заболеваний, остановить болезнь и укрепить иммунитет. Точечный массаж детям родители могут делать самостоятельно, начиная с самых первых дней жизни. В настоящее время точечный массаж для детей становится методикой, которая приобретает огромную популярность. Одним из достоинств точечного массажа является то, что методика его проведения довольно проста, он не требует дополнительного оборудования и дорогостоящих приборов.
Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой не только простудных заболеваний, нои ряда других болезней. Точечный массаж для детей в детском саду - это возможность привить крохе привычку правильного досуга, которые способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры.
Основные условия проведения самомассажа для детей :
-не применять слишком активно силу во время надавливания на указанные точки;
- движения должны быть плавными, массирующими;
-двигаться необходимо в направлении от периферии к центру, то есть от кистей рук к плечу;
9. Точечный массаж для дошкольников проводится с использованием большого и указательного пальца, которыми надавливают или совершают круговые движения на точки, ответственные за состояние тех или иных органов или систем организма. Длится он всего 2—3 минуты и хорошо воспринимается ребенком. Основные точки находятся на ладонях и стопах человека, плечах и лопатках, голенях и коленях.
Точечный самомассаж носа для детей является одним из способов лечения заложенности носа и насморка. Он оказывает положительное воздействие на детский организм: стимулирует процесс кровообращения, оказывает укрепляющее влияние на мышцы носоглотки, оказывает тонизирующее воздействие на эндокринную систему.
Чтобы снять неприятные симптомы, необходимо трижды пройтись по указанным ниже точкам, нажимая на них по 10 раз:
- край ноздрей;
- внешние уголки глаз;
- область между бровями (переносица);
- точка, немного выше ушной мочки.
Сам по себе массаж – это мощный биологический стимулятор, способствующий улучшению функций кожи, ее снабжению кислородом, питательными веществами, выведению продуктов распада, повышению работоспособности мышц массируемой кисти, увеличивающий эластичность связок и подвижность суставов. Самомассаж кистей рук является средством повышения иммунитета детей, поскольку на ладонях располагаются рефлекторные окончания внутренних органов, деятельность которых активизируется, а значит, улучшается функциональное состояние всего организма. В процессе выполнения самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти, т. е. происходит силовая пальчиковая гимнастика.
Игровой самомассаж кистей рук – это важная составляющая сенсорного воспитания, поскольку ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, поскольку массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их. Это уникальная тактильная гимнастика, поставляющая в мозг мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже, а также от проприорецепторов мышц и суставов, совершенствующих соматосенсорную сферу. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны. Расширяются резервные возможности функционирования головного мозга, а это является важным аспектом реабилитационной работы с детьми, имеющими нарушения речи.