Оксана Белогубцева
Использование приемов песочной терапии как средство развития познавательных функция у детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
«Использование приемов песочной терапии, как средство развития познавательных функция у детей
с ограниченными возможностями здоровья»
Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Для осуществления коррекционных мероприятий, в нашем детском саду я практикую один из методов арт-терапии. (2 слайд)
Публикация «Использование приемов песочной терапии как средство развития познавательных функция у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Арт-терапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. (3 слайд) Арт-терапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.
Каждый из этих компонентов несет в себе огромные возможности.
Особенно полезна и необходима арт-терапия детям, имеющим личностные проблемы, а именно проблемы общения.
Существуют различные приёмы коррекционной работы, направленной на развитие познавательных функций. И одним из приёмов является работа с песком - песочная терапия. (4 слайд)
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт большой образовательный и воспитательный эффект, нежели чем стандартные приёмы обучения, особенно для детей с проблемами в обучении.
(5 слайд) Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песок, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. (6слайд) Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребёнка, улучшает самочувствие. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития.
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами песочной терапии, которые можно использовать на коррекционных занятиях. Для меня они показались очень интересными, и я хочу с вами поделиться.
Первый прием :
1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля. (7 слайд)
Дети учатся дышать через трубочку, не затягивая в неё песок.
Например, можно выдуть из трубочки букву, с которой начинается имя ребенка. Можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка, выдувать изучаемую букву, цифру.
Это хорошее упражнение для развития дыхания, что очень важно при постановке и автоматизации звуков.
2. Посыпание, пересыпание песка из руки на руку или из ёмкости в ёмкость.
Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берет в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движением песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимается стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.
3. Поиск игрушек, спрятанных в песке. (8 слайд)
Игра «Найди предмет (ы)». Задача: отыскать предметы, спрятанные в песке. Например, найди предмет в правом верхнем углу и в левом нижнем углу. Что это? Назови эти предметы одним словом. Или какой предмет здесь лишний? Эти игры учат детей сравнивать, обобщать, исключать, способствуют активизации словаря, развитию речи, а также ориентации на плоскости.
4. Проведение на песке различных линий и дорожек. (9 слайд) Например, взять домик и человечка, расставить их на противоположных сторонах песочницы и провести ровную дорожку между ними. Или взять кораблик и рыбку. Нарисовать морские волны для них.
Эти игры стабилизируют эмоциональное состояние ребенка, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику, способствуют развитию речи, внимания, памяти, подготавливают руку к письму.
5. Выкладывание на песке букв, цифр, композиций различными предметами: (10 слайд) фасолью, пуговицами, семечками, спичками, крупами, камушками и другим бросовым материалом.
Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память.
6. Создание на песке композиций, используя различные игрушки, иллюстрирование своих историй, разыгрывание уже известных сказок.
Для создания собственного мира в песочнице, ребенку предоставляют множество миниатюрных игрушек изображающих различных персонажей. Таким образом “творец” имеет возможность создать в песочнице все, что задумал. Этот метод чаще используют для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных детей и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.
Еще Сухомлинский сказал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»… Одной из форм естественной деятельности ребёнка, является игра с песком.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию предоставляется необычная техника Sand Art - «Рисование цветным песком» это оригинальный способ творческой деятельности, создания рисунков, с помощью трафаретов. (11 слайд)
Краткая история возникновения этого способа.
Рисование песком - искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Ее работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее ее опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т. е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства – искусству рисования песком.
Как рисовать цветным песком с детьми. Для рисования цветным песком нужен трафарет и цветной песок. В зависимости от того, что будет использоваться в качестве трафарета, можно выделить несколько вариантов рисования песком.
1 вариант. Рисование цветным песком по готовому трафарету с уже нанесенным клеевым слоем.
В этом случаем нужно лишь поэтапно отделять защитный слой от трафарета и посыпать песком нужного цвета. Песок можно высыпать на рисунок. Например, выбираете все детали, которые будут красными, и снимаете с них защитный слой. Засыпаете рисунок красным песком, излишки стряхиваете на одноразовую тарелочку, а на листе остаются четко, ровно и быстро «закрашенные» детали.
Этот вариант особенно хорош для первого знакомства с цветным песком, так как гарантирует хороший результат и простоту. Ребенок как будто раскрашивает раскраску, но песком.
Вариант 2. Рисование цветным песком по трафарету с помощью клея ПВА, в котором вы сейчас и поучаствуете. Уважаемые коллеги перед вами трафареты наносите на все детали рисунка клей ПВА, выберите нужный цвет песка и как бы закрашивая рисунок посыпайте песком.
После того как клей высохнет можно стряхивать излишки песка. Условие одно – бумага должна быть достаточно плотной, чтобы выдержать и клей, и песок.
Есть, конечно, и вариант 3 – свободное творчество. Ребенок сам рисует трафарет и сам раскрашивает его песком, или добавляет песочные элементы в свои работы. Но это уже для старших дошкольников или младших школьников.