Смакотина Евгения Николаевна
Мастер-класс «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс «Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»
Цель: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей“» размещена в разделах
- Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного раскрашивания.
- расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования
- познакомить со специальными знаниями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;
- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов в рисовании.
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приё мы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, салфетки, коробочка для использованных салфеток, подносы для материалов; материал для практической деятельности – бумага, акварель, баночки для воды, кисти.
Игра «Откровенно говоря»
Фразы для карточек:
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, во мне вызывает улыбку…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, когда мой рабочий день заканчивается…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Откровенно говоря, я мечтаю
Откровенно говоря, когда я ложусь спать я думаю ….
Ну вот поиграли и я надеюсь мы создали дружескую атмосферу, доверия, доброжелательного и открытого общения друг с другом).
Сегодня я познакомлю вас с некоторыми нетрадиционными техниками рисования, которые можно использовать в работе с детьми.
Ход работы
И в десять лет, и в семь, и в пять все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес: далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…всё нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе, да мир в семье и на земле.
(В. Берестов)
Дошкольный возраст–период, когда закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка, формируется его мировоззрение. На мой взгляд, этот возраст является наиболее сенситивным для овладения различными видами деятельности, в том числе творческими.
Дети всегда фантазируют, экспериментируют и творят, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Формирование творческой эстетически развитой Личности - одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Вот поэтому психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие способности к творчеству в раннем детстве – залог будущих успехов, так как закладываются основы интеллекта человека, формируются разные потребности, взгляды и идеалы.
Цели нетрадиционной изобразительной деятельности :
Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников.
Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие
способности через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности;
Задачи:
-Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования : создавать предметно - развивающую среду по художественному творчеству;
-Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования; находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;
-Развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания;
-Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
-Сплотить детский коллектив путем совместного творчества;
-Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
-Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
-Воспитывать трудолюбие, внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию, и желание добиваться успеха собственным трудом;
Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник :
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Развивает в детях свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии;
Во время деятельности дети получают эстетическое удовольствие.
Виды нетрадиционных техник рисования.
Нетрадиционные способы изобразительной деятельности — это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать выражать свои мысли в продуктах деятельности.
• Тычок жесткой полусухой кистью. Средства выразительности: фактурностъ, окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Рисование пальчиками. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
-Рисование ладошкой. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
-Оттиск печатками из картофеля. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения : ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Оттиск поролоном. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона. Способ получения изображения : ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
-Оттиск смятой бумагой. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения : ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
-Восковые мелки + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения : ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
-Свеча + акварель. Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения : ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
-Печать по трафарету. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из прозрачной пленки. Способ получения изображения : ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
-Монотипия предметная. Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения : ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
-Кляксография обычная. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка. Способ получения изображения : ребенок зачерпывает
гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается : определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
-Кляксография с трубочкой. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения : ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
-Кляксография с ниточкой. Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ получения изображения : ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
-Набрызг. Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5 х 5 см). Способ получения изображения № 1 : ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Способ получения изображения № 2 :краски нужного цвета развести в блюдечке с водой. Обмакнуть в краску старую зубную щетку. Направить щетку на лист бумаги, резко провести по ней карандашом по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
-Отпечатки листьев. Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие, гуашь, кисти. Способ получения изображения : ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
-Акварельные мелки. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения : ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
-Тычкование. Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2 х 2 см, журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа, карандаш, клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения : ребенок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата, чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге. Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не заполнится желаемый объем пространства листа.
-Рисование штрихом. Этот прием рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих.
Это не сложный и довольно выразительный метод рисования, в частности животных, позволяющий передать их характерные особенности с помощью различных видов штриховки.
-Рисования «цветной пеной». Такая техника изображения встречается редко в обычной изобразительной деятельности, но если познакомиться с ней, то экспериментов, открытий, удивлений не счесть. Способ получения изображения : в небольшую емкость - пластиковый стаканчик налить 1/5 часть жидкого мыла или шампуня. Добавить столько же воды, и слегка размешав коктейльной трубочкой подуть в трубочку, чтобы пена выступала над поверхностью стаканчика. Быстро смочив кисть в краске осторожно покрасить пену, чтобы не осела. Приготовленным листком накрыть цветную пену и снять. Данная техника должна осуществляться строго под руководством взрослого, так как и в предыдущей технологии, необходимо убедиться в том, что дети не втягивают воздух, а выдыхают его через трубочку.
-«Граттаж». Материалы: плотный лист бумаги, восковые карандаши, восковая белая свеча, баночка, жидкое мыло или шампунь, тушь, поролон и использованный стержень от авторучки или палочка. Способ получения изображения : восковыми карандашами произвольно покрыть лист цветными пятнами (как лоскутное пестрое одеяло);этот лист сверху натереть свечой так, чтобы был слой воска; приготовить состав из туши и чуть меньшего количества шампуня (в пену не взбивать); обмакнуть поролон в эту смесь и равномерно покрыть поверхность - получиться лист черного цвета; когда черный лист высохнет, то на этом фоне можно процарапывать графический рисунок.
Инновационная техника «нитяная графика».
Возьмите нитки длиной 25-30см, окрасьте их в разные цвета, выложите - как захочется - на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист.
-Оттиск пенопластом. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта. Способ получения изображения : ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и пенопласт.
Мастер класс
Хочу познакомить вас с несколькими необычным техниками. Приглашаю вас попробовать порисовать нетрадиционными техниками.
Одна из таких техник рисование свечкой. Она приводит детей в восторг, завораживая эффектом появления изображения на листе бумаги. Такие занятия можно назвать сказочными, потому что ребенок не видит, что у него получается в начале работы, а потом рисунок чудесным образом проявляется. Это техника-в некотором роде игра, доставляющая положительные эмоции. Она не утомляет, у детей сохраняется высокая активность и работоспособность во время занятия.
Для работы понадобится:
1 Свечка или восковые карандаши.
2 Акварель.
3 Чистый лист бумаги.
4 Широкая кисть или губка.
Для начала необходимо на чистом листе нарисовать рисунок свечой, в этот момент ничего не будет видно. Можно рисовать и восковыми карандашами, эффект будет тот же.
Чтобы изображение появилось, необходимо широкую кисть или губку обмакнуть в краску и покрыть лист крупными мазками. Рисунок появится как по волшебству! После высыхания его можно дополнить, воспользовавшись фломастерами.
2. Следующая техника Рисование с мятой бумагой «Осеннее дерево».
Белую бумагу смять в комок. Гуашь для удобства налита в маленькое блюдечко. Комок бумаги опускаем в жёлтую краску и ставим произвольные отпечатки по всему деревцу. Украшаем наше дерево осенней листвой. Тоже самое проделываем с красным цветом и оранжевым. Лучше наносить краску, пока предыдущая еще не высохла для небольшого смешивания цветов.
3. Кляксография:
Краски заливаем водой, затем толстой кистью наносим на лист бумаги в произвольной форме кляксу краски, и пока наше пятно сырое, при помощи трубочки начинаем выдувать рисунок, лист при этом можно поворачивать в разные стороны. По мере выдувания нашего пятна, кистью добавляем краску и продолжаем выдувать рисунок до полного завершения. Цвет краски при этом можно использовать любой.
Ну что же вот наш мастер класс подошёл к концу, наде