Татьяна Ефименко
Мастер-класс «Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста среди педагогов - дошкольников.
Задачи: Учить педагогов структуре исследовательской деятельности; обращать внимание педагогов на умения детей в ходе исследовательской деятельности; обобщить и обменяться педагогическим опытом по данной теме; повысить уровень мастерства педагогов; создать положительный эмоциональный климат у педагогов.
Публикация «Мастер-класс „Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Ход мастер-класса
Темой моего мастер-класса является использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста. Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от передачи готовых знаний к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.
Как вы знаете, в ФГОС используются три термина : «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия».
Значение этих терминов:
(слайд 1) Познавательные интересы – это стремление реб нка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения.
Как узнать, есть ли у ваших детей в группе познавательные интересы? (главным образом, это становится очевидным по количеству и качеству вопросов, которые задают дети).
(слайд 2) Познавательные действия – это активность детей, при помощи которой, он стремится получить новые знаний, умения и навыки. (это всё исследовательско-экспериментальные действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире).
(слайд 3) Познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах, в связи с возрастом, под влиянием среды и собственного опыта ребёнка.
Понимая значение познавательного развития дошкольников, мы рассматриваем его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой (любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности).
Ребенок-дошкольник по своей природе неутомимый исследователь. Мир, который его окружает, наполнен разными предметами и явлениями, свойства и качества которых малыш постигает сам, например, перекатывая или отбивая мяч, он интуитивно открывает для себя некоторые эталоны, присущие только этому предмету. Задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. Для этого педагогу необходимо владеть данным методом работы с детьми.
(слайд 4) Структура в организации проведения экспериментов:
- определение и постановка проблемы; - поиск и предложение возможных вариантов решения; - непосредственное проведение эксперимента; - обобщение полученных данных; - вывод.
Использование исследовательского метода можно начинать с самого раннего возраста. Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей, явлений.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба.
(слайд 5) При проведении экспериментально-исследовательской деятельности не следует пренебрегать правилами безопасности. Обязанность следить за соблюдением безопасности целиком лежит, конечно, на педагоге
Практический этап
И так, я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. За проведенный эксперимент я вам даю прекрасный цветок. В конце мастер-класс мы посчитаем, у кого же больше оказалось цветков, тот и будет являться самым умелым экспериментатором.
Сегодня я приглашаю вас в мир чудесной сказки, где есть волшебство и где всё интересно. А с каким персонажем из мультфильма мы туда отправимся, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.
Загадка:
Девочка смешная, шкода Спокойствия мишке не даёт, А он ей всё прощает, От досады чуть ли не ревёт.
-Вы узнали героя этой сказки? (Это Маша из мульфильма «Маша и Медведь»)
-(слайд 6) Жила-была девочка Маша. (слайд 7) Была она очень любопытной, всё ей хотелось узнать. (слайд 8) Однажды Маше стало интересно посмотреть, что же там за высоким забором. И Маша отправилась в путешествие в поисках приключений. Ей всё было интересно, Маша собирала цветы, напевала весёлые песенки, играла и вдруг она увидела, что неподалеку течёт река. Она подошла поближе и увидела, что на другой стороне реки была сказочно красивая поляна с цветами. И ей захотелось рассмотреть цветочки поближе.
На пути у Маши появился волшебный мост. (слайд 9) Как через него перебраться? Мост ведь волшебный просто так не пройти. Проведём эксперимент Опыт «Рекордный вес»
У нас есть две опоры (стаканчики) и лист обычной бумаги, стаканы располагаем на расстоянии друг от друга, сверху кладём лист бумаги, что бы получился мостик. Поставим на мост фигурку из пластилина, бумага не выдержит вес фигурки и прогнётся вниз. Теперь сложим лист бумаги гармошкой, положим эту гармошку на наши опоры и поставим фигурку снова - ура гармошка держит вес банки. И какой мы можем сделать вывод? Как вы думаете? (ответы воспитателей)
Вывод: в результате проведённого исследования мы узнали, что бумага обладает интересными свойствами. Меняя форму бумаги, можно повлиять на её свойства. Бумага становиться прочнее. Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве ещё с древних времён. Они позволяют распределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку.
Маша стала переходить через мост и увидела на воде лодку. Она плыла без мотора и без весел. Как такое может быть? – удивилась девочка.
Опыт –«Лодка на мыльном топливе»
Материал: плотный картон, ножницы, большая миска, вода, жидкое мыло.
Ход: -вырезать из картона модель лодки с круглым отверстием посередине с желобком.
-поставить лодку кормой к борту
-в отверстие посередине капнуть жидкое мыло. Лодка поплывет!
Что происходит? Из-за разных химических характеристик воды и жидкого мыла их молекулы приходят в движение. А поскольку внутри лодки выход только один – по желобу, они устремляются туда, отталкивая от себя лёгкую лодку в противоположную сторону.
Маша полюбовалась красивыми цветами, и пошла дальше. Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, закружился листопад.
Опыт: «Листопад в тарелке»
Материал: ватный диск, молоко, фломастеры на водной основе, плоская тарелка, мыло жидкое
Вырезать из ватного диска дерево с кроной, нарисовать разноцветные листочки точками, опустить диск в молоко. Капнуть жидкое мыло на дерево.
Объяснение: обычные фломастеры и маркеры водорастворимы. При контакте с жидкостью их краска начинает растворятся в ней. При добавлении жидкого мыла струйки растекаются активнее, потому что капельки жидкого мыла вступают в реакцию с молекулами жира в молоке.
На небе появились тучи и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть, и стала думать, как и откуда идет дождь? Ей было очень интересно!
-Давайте поможем Маше понять - как идет дождь?
Опыт- «Тучка с дождём»
Материал:
1. Стакан (можно взять банку). Пена для бритья или мусс для укладки волос. Вода. Краска гуашевая (цвет синий или голубой). Пипетка.
Ход:
1. В стакан налить воду, в целях экономии времени, но не доливать до краев, оставив место для облака (для этого можно фломастером пометить границу, чтобы ребенку было понятно).
2. Сверху воды, аккуратно выдавите из флакона пену для бритья (не очень плотно, чтобы «дождик» быстро появился!
Покажите ребенку на этом примере, что:
прозрачная вода — это атмосфера (газовая оболочка нашей планеты, посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.
а пена — это облако!
3. Краску размешайте с несколькими каплями воды. У нас она уже готовая. Затем, с помощью пипетки капните на слой пены для бритья и ждите чуда!
-Какой вывод можно сделать?
Вывод: (Вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю) Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
Дождик закончился. Выглянуло солнышко. Маша решила возвратиться домой. Дома ее ждал Мишка. Он подарил Маше журнал, в котором была картинка- вулкан. И тут Маша вдруг задумалась. А как же образуются вулканы?
-Давайте вместе с Машей в этом разберемся.
Материал: поддон, сода – 2 столовые ложки,
- лимонная кислота -2 столовые ложки,
- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,
- жидкое мыло -1 столовая ложка,
- вода – 150 мл. воды.
Ход: В "кратер вулкана"т. е. бутылку в макете насыпаем 2 столовые ложки соды; добавляем 1 ложку красной краски (гуаши); затем - 1 ложку жидкого мыла. Смешиваем лимонную кислоту с водой
Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"
Вывод: Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.
макет вулкана;
- поддон;
- сода;
- уксус;
- сухая красная краска;
- моющая жидкость
Ребята, в воронку нашего вулкана мы вставим небольшой сосуд, это будет жерло вулкана. Сейчас приступаем к приготовления раствора, который поможет оживить вулкан. Мне Всезнайка дала формулу его приготовления. Внимательно следите за моими действиями. Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и несколько капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующей жидкостью самостоятельно пользоваться нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю немного уксуса. Посмотрите что происходит.
Опыт «Лимонный вулкан»
Оборудование: лимон, пищевая сода, жидкие красители, жидкость для мытья посуды, ложка или деревянная палочка, поднос.
Ход: отрезать верхушки у лимона и разрезать его пополам. Добавить несколько капель пищевого красителя и жидкости для мытья посуды. Добавить ложку пищевой соды. Лимон начнет шипеть и пузыриться
Что происходит?
Вывод: лимонный сок содержит лимонную кислоту, которая при перемешивании с пищевой содой выделяет углекислый газ и цитрат натрия, что заставляет жидкость шипеть и пузыриться
Мы с вами провели сегодня несколько экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке.
(слайд 10) Я думаю, что такое экспериментирование вызывает у детей восторг и море положительных эмоций!
А сейчас мы подведём итог, у кого оказалось больше цветочков, тот и является самым смелым экспериментатором.
Дети усваивают прочно и надолго то, что слышат, видят и делают сами.
Домашнее задание: Опыт «Краснокочанная химия»
Мелко нарезанную краснокочанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты.
В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.