Ольга Иванова
Мастер-класс «Использование интерактивных приемов в работе нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
▼ Скачать
Цель:
Актуализация среди педагогов проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с дошкольниками; показать свой подход к реализации темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе.
Задачи:
- содействовать обогащению педагогических умений воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования.
Публикация «Мастер-класс „Использование интерактивных приемов в работе нравственно-патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах
- способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
- активизировать интерес к России, ее географическим, архитектурным достопримечательностям.
- формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины.
- развивать гражданственность и национальное самосознание.
Ход мастер-класса :
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
За последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в президентской программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации». В ней сказано, что патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Ещ К. Д. Ушинский отмечал, что «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным должно быть народным; Народ имеет особую характеристическую систему воспитания…Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития».
В современных условиях введения ФГОС дошкольного образования, социализация, индивидуализация детей рассматриваются в качестве основного критерия развития ребенка. Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей России и родного края. В связи с этим выбранная тема приобретает особую актуальность.
Цель нашего мастер-класса – показать свой подход к реализации темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с Россией и родным краем в образовательном процессе.
Для воспитания юных патриотов в нашей работе мы используем разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, шагая в ногу со временем, учитывая современные требования и тенденции педагогической практики, внедряю инновационные приёмы, которые позволили добиться положительных результатов. Сегодня познакомимся с приемом интерактивного голосования.
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Мы же попробуем с помощью этого метода обучать. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
Данный приё м позволяет решить сразу несколько задач:
• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность, создается ситуация успеха;
• провести мониторинг знаний и интересов детей;
• эмоционально окрасить обучение, сделать ребёнка не объектом, а субъектом обучения.
Это прием очень подходит для работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Для нравственно-патриотического развития мы проводили акцию «Красная книга», для этого дети совместно с детьми изготовили красные книги. Книги получились очень интересными и разнообразными. Дети рассказывали про тех животных и птиц, про которых они создали красную книгу.
По нравственно-патриотическому воспитанию детей в детском саду были созданы патриотические уголки. Каждый уголок несет информацию и для родителей, и для детей.
Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка видеть прекрасное и удивляться, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формировании личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство воспитателя. Он должен это начать с того, чтобы обернулся лицом к своей семье, интересовался, задумался о прошлом своей семьи. Создать с родителями герб своей семьи, древо семьи, думаю, это помогает ребёнку окунуться в историю своей семьи.
Педагог: Мы тоже решили сделать герб нашей группы. Наш герб отражает всю ценности дошкольного образования.
Основа нашего герба зеленый цвет — это цвет надежды и свободы, поддержки разнообразия детства; сохранение самооценности детства.
А обитатели — это наши дети. И мы их представили в виде пчелок, они большие труженики и гордость родителей. Пчелы очень дружны, поэтому с малыми трудолюбивыми пчелками должны быть рядом помощники – большие пчелы это воспитатели, которые знают и ценят ребенка. Ведь именно с детского сада ребёнок с интересом познаёт этот мир. И поэтому своевременное приобщение дошкольника к общим человеческим ценностям помогает не только заложить в них основу патриотизма, но и формируются их индивидуальные особенности.
Дети должны жить в мире красоты и фантазии. И как пчелам нужен сладкий нектар цветов, так и нашим детям нужна постоянная смена событий и обстановки. А нам как педагогам нужны поиски новых знаний и умений, поэтому основа герба – книга знаний и умений человека и гражданина. И чтобы на нем было солнце, который несёт свет, добра и радости нашим детям.
Таким образом, используя приём интерактивного голосования для приобщения старших дошкольников к историческим ценностям нашей страны, мы воспитываем в них истоки духовности и патриотизма. Хорош этот приём ещё и потому, что в процесс выбора того или иного объекта вовлечены все дети, даже самые стеснительные и замкнутые. Эту технологию можно широко использовать при закреплении любого материала, составляя какой - либо макет, который служит наглядным пособием.
Мастер-класс
Для участия в мастер-классе я приглашаю желающих педагогов.
- Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Уважаемые коллеги, воспитывая ребенка, мы с вами надеемся вырастить из него достойного человека, патриота своей Родины. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Но прежде чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы с вами, что такое нравственность, мораль, доброта и другие нравственно- патриотические понятия.
Упражнение «Наполним душу ребенка».
- Всем известно то, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. - А давайте на мгновение представим, что вот этот стеклянный сосуд (показывает) означает маленького человека, который родился. Давайте наполним его душу разноцветными камнями, которые означают богатый, духовный мир человека, который любит свою родину. Надо класть камушек в вазу, и говорить те качества, которыми бы вы хотели наполнить душу ребенка.
Педагог кладет первый камень и произносит слово: любовь к своим близким. Остальные участники называют качества и опускают камушек в сосуд. (Сострадание, уважение к старшим, любовь к природе, любовь к истокам народной культуры: фольклору, песням, танцам, гордость за свой народ, уважение к традициям, любовь к родному краю) - Молодцы, вот и получилась у нас светлая, богатая, добрая душа ребенка.
- Уважаемые коллеги, выполняя данное упражнение, мы тем самым определили примерный перечень разделов по патриотическому воспитанию детей.
Ведущий: А сейчас мы проверим, на сколько, вы знаете символику нашей страны. Вспомните и ответьте на вопросы:
«Вспомним историю нашей столицы».
• В каком году создана наша столица?
• Назовите памятные и исторические места нашей столицы.
• Назовите старейшие здания нашей столица.
• Как назывались предприятия нашей столица. ?
«Бабушкин сундучок»
• Назовите как можно больше пословиц и поговорок о Родине и семье.
• Назовите названия стихов о Родине и о семье.
• Назовите героев нашей столицы прошлого и настоящего.
Создание проекта - макета.
Для начала, я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который по-вашему мнению, уже в мире считают символом России.
Валенки Самовар Балалайка Матрешка
Сандалии Сковорода Скрипка Барби
Кроссовки Ложка Барабан Робот – трансформер.
Поместим их вместе, такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.
Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире, они стали историческим прошлым страны.
Сейчас мы создадим макет, состоящий из современных символов России. Для создания макета, используем следующие категории для голосования:
1 категория. Нашу страну называют великой не только за размер её территорий, но и за великие события, произошедшие в её истории, которые помнят и гордятся поколения её граждан. Категория «Исторические события». Я представляю вашему вниманию следующие исторические события:
1. Олимпиада 2014 г.
2. Евровидение 2008 г.
3. Присоединение Крыма.
4. Освоение космоса.
5. Победа.
6. Блокада Ленинграда.
7. Железная дорога через тайгу (БАМ).
Предлагаю участникам проголосовать за три события, наиболее важные, по вашему мнению, для нашей страны. При проведение такого голосования с детьми я использую события наиболее значимые и понятные для них, этот прием помогает так же популяризовать исторические события нашей страны.
Подсчитав голоса, помещаем выбранные вами события на наш макет.
2. Следующая категория для голосования «Знаменитые люди», давайте посмотрим на фото, под номером
1- Владимир Владимирович … Путин
2- Ирина Константиновна …Роднина
3- Юрий Алексеевич …Гагарин
4- Дмитрий Иванович …Менделеев
5- Петр Ильич Чайковский
6- Александр Сергеевич… Пушкин
7- Александр Исаевич …Солженицын
Поднимите карточку с номером той личности, которая, по вашему мнению, внесла большой вклад в развитие России и достойна стать символом страны. Подсчитаем голоса и поместим их на наш макет.
Как вы думаете, доступен ли этот способ голосования для детей. Да конечно, но давать детям более близких для них людей (писателей, поэтов, композиторов, художников).
3 категория. Да, люди - это наше богатство, но ведь они живут в окружении природных и архитектурных чудес. Поэтому следующая категория «Чудеса России». В наше стране их множество. Но сегодня мы обратимся к семи чудесам России. Попробуйте их назвать.
• Это самое глубокое и чистое озеро мира. (Байкал)
• Место на Камчатке с большим количеством гейзеров и горячих ключей (Долина гейзеров).
• Одна из высочайших статуй мира, которая построена в честь героев Сталинградской битвы (Скульптура Родина-Мать)
• Дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. (Петергоф)
• Православный храм, расположенный на красной площади в Москве. (Собор Василия Блаженного - Покрова Пресвятой Богородицы).
• Самая высокая горная вершина России, расположенная на Кавказе (Эльбрус)
• Геологические памятники, которые образовались с помощью ветра, дождя, снега, мороза и жары из когда-то высоких гор (Столбы Выветривания).
Предлагаю вам выбрать по одному объекту, на ваш взгляд, достойному стать первым чудом России и, поместив его на карте, объяснить свой выбор.
По итогам голосования эти объекты мы помещаем на наш макет.
Как вы думаете, будет ли эта категория стимулировать детей к самопознанию и саморазвитию? Да конечно, создание такого макета подталкивает детей, их родителями для получения новых знаний, а так же дает возможность педагогу варьировать создание макетов по времени, делать их краткосрочными или долгосрочными.
4. Ни одно дело не спорится без песни, в каждое время они были разные, помогали и в горе и в радости… каждый хранит в сердце какой-то мотив. Предлагаю вам выбрать наиболее близкую для вас песню. И та песня, которая получит наибольшее количество голосов, займет достойное место среди остальных символов.
1. День победы. (Песня композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова о Дне Победы.)
День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли,—
Этот день мы приближали, как могли.
Припев;
Этот День Победы
Порохом пропах.
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы! День Победы! День Победы!
2. С чего начинается Родина….(широко известная советская песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского из кинофильма «Щит и меч»)
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
3. Гимн России (написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова и Габриэля Эль-Регистана.)
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
4. Пусть всегда будет солнце. (Песня Аркадия Островского на слова Льва Ошанина.)
Солнечный круг,
Небо вокруг -
Это рисунок мальчишки.
Нарисовал он на листке
И подписал в уголке:
Припев (2 раза) :
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Милый мой друг,
Добрый мой друг,
Людям так хочется мира.
И в тридцать пять
Сердце опять
Не устает повторять:
Исполнение выбранной песни.
Итак, по итогам интерактивного голосования мы создали макет «Родина у нас одна» с новыми символами. Это конечно может быть совсем другой макет, с другими символами, с другими категориями, с другим распределением голосов. Тем и интересна эта технология в работе с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию, что каждый раз позволяет поддерживать интерес детей и стимулировать их любознательность, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Игра «Мозговой штурм».
Ведущий: А сейчас мы с вами подведем небольшой итог с использованием метода мозгового штурма. Ответьте на предложенные вам вопросы.
Вопросы педагогам:
1. Как вы понимаете, что такое нравственно-патриотическое воспитание? (Это воспитание любви к Родине, себе, близким, окружающему) .
2. Сформулируйте цель нравственно-патриотического воспитания дошкольников. (Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества).
3. Сформулируйте задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
• Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям, своим близким;
• Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
• Формирование представлений о Родине как о родной стране, о Москве как столице России;
• Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыки, изодеятельности, художественного слова;
• Воспитание нравственно-патриотического чувства через изучение государственной символики России.
• Воспитание чувства уважения к старшим.
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, в заключение нашей с вами работы я хочу поздравить всех прекрасных женщин с прошедшим праздником и предлагаю вам собрать "Букет красивых слов"
(У вас по одному цветку. Каждый из вас говорит, какой наш родной край и ставит свой цветок в вазу). (Красивый, праздничный, родной, любимый, солнечный, зимний, спортивный, культурный, духовный, цветущий).
Спасибо Вам за внимание! Удачи вам!
Литература:
• Алешина. Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004
• Белая Н. Б. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и просвещение. – М. : ТЦ Сфера, 2004 (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»
• Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать (Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006
• Журнал «Дошкольная педагогика» № 10, 2012 г.