Анастасия Комарова
Мастер-класс «Использование игровых технологий в развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Районное методическое объединение воспитателей подготовительной к школе группы с приглашением молодых специалистов
Мастер- класс
Тема: «Использование игровых технологий в развитии дошкольников».
МБОУ «Начальная школа –
детский сад №14»
Воспитатель: Комарова
Анастасия Вячеславовна
Февраль, 2019 г.
г. о. Зарайск
СЛАЙД 1. Тема: «Использование игровых технологий в развитии дошкольников».
Публикация «Мастер-класс „Использование игровых технологий в развитии дошкольников“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2019
СЛАЙД 2. «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А. С. Макаренко.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Развивающий потенциал игры заложен в самой её природе. Педагогическая ценность игры заключается в том, что она становится сильнейшим мотивационным фактором, ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств. Она представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни.
СЛАЙД 3. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).
СЛАЙД 4. ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013 года) определяет основу образовательной программы детского сада и выдвигает в качестве основной цели педагогической работы развитие каждого ребенка.
Технологии, используемые в педагогической практике, ориентированы на личность ребенка, на развитие его способностей. Наиболее эффективно использование игровых технологий, которые являются своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
СЛАЙД 5. Что представляют собой игровые технологии? Дадим понятие.
1) Игровая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
2) Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, спектакля, сказки).
СЛАЙД 6. Исследования Л. А. Венгера, Н. Я. Михайленко, К. С. Егоркиной, Е. В. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного учреждения.
СЛАЙД 7. Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий и уровня развития детей. Главное - не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
СЛАЙД 8. Задачи игровой технологии :
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребенка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
3. Сделать воспитательный процесс управляемым.
СЛАЙД 9. Как мы уже отметили, понятие «игровые технологии» состоит из достаточно обширной группы методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр.
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они различаются:
• По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;
• По характеру педагогического процесса- обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
• По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.
• По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.
• По игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра имеет существенные
признаки - четко поставленную цель обучения и отвечающие ей
педагогические результаты, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий образуется при помощи игровых приемов иситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности.
СЛАЙД 10. Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
СЛАЙД 11. Рассмотрим применение игровых технологий в образовательном процессе по каждой образовательной области.
Социально-коммуникативное развитие.
Игровая технология включает в себя :
• игровые тренинги;
• сюжетно – ролевые игры;
• театрализованные игры.
Познавательное развитие.
Выделяются игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
СЛАЙД 12. Речевое развитие.
Для создания максимально благоприятных условий для развития речи детей применяются игровые технологии, направленные на развитие :
-мелкой моторики;
-артикуляционной моторики;
-дыхания и голоса.
Художественно-эстетическое развитие.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.
СЛАЙД 13. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы дошкольного учреждения и решением его основных задач: повышение качества педагогического процесса. Систематическое и целенаправленное применение игровых технологий
- активизирует воспитанников;
- повышает познавательный интерес;
- вызывает эмоциональный подъём;
- способствует развитию творчества;
- максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных
условий игры;
- позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за
счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня
освоения материала.
Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе.
С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества.
Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.
Социоигровые технологии.
Ориентируясь на современные требования к системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социоигровую технологию.
СЛАЙД 14. Социоигровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, сущность, которой его основатели А. П. Ершова, В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Социоигровая технология ориентирована в основном на старший дошкольный возраст.
Системное использование данной технологии как на занятиях, так и при организации совместной, самостоятельной деятельности детей дает возможность:
• научиться эффективно общаться;
• сделать образовательный процесс более увлекательным;
• способствовать развитию детей активной позиции, самостоятельности, творчества;
• воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.
Одним из главных компонентов занятия – является движение.
СЛАЙД 15. Применение данной технологии организуется в три этапа, которые направлены на создание условий для развития дружеских связей, на общение в микрогруппе, через которое идет обучение и взаимообучение дошкольников.
Включение коммуникативных игр и упражнений в образовательный процесс на первом этапе оказывает положительное влияние на развитие детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. В процессе игры дети учатся проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, выполнять элементарные правила, слышать и слушать другого.
СЛАЙД 16. Второй этап – это вариативность. На социоигровом занятии обязательно должно быть не менее 2-3 смен в ролях и в различных видах деятельности. Третий компонент– работа детей в микрогруппах.
ПРАКТИКА:
Знакомя Вас с содержанием социоигровых приемов, я постараюсь раскрыть их актуальность на сегодняшний день. А вам предлагаю побыть в роли детей и активно поиграть.
СЛАЙД 17. Классификация игр:
I. Игры - задания для рабочего настроя.
Задачи: формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим.
Наиболее эффективными играми признаны: «Шаг – хлопок», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Сундучок»,«Узнай по голосу», «Встань по пальцам», «Слушай за окном, за дверью», «Эхо», «Разведчики», «Волшебный стул», «Неиспорченный телефон», «Волшебные очки» и др. Все они ценны тем, что за короткий отрезок времени позволяют настроить воспитанников на общее дело и создать игровую атмосферу.
Давайте поиграем с вами в игру:
1.«Спиной друг к другу»
Ход: Дети стоят в парах. Внимательно рассматривают друг друга 1 минуту (песочные часы). Затем становятся спиной друг к другу и по очереди описывают внешний вид своего партнера.
II. Игры для приобщения к делу.
Задачи: развивать познавательную мотивацию, умение сотрудничать, принимать решение самостоятельно; формировать стремление достижения успеха; повышать уверенность в себе.
К этому разделу относятся следующая группа игр: «Летает – не летает», «Замри, запомни, повтори, оживи», «Буква по воздуху», «Буква-хоровод», «Разведчики», «Чемодан», «Слепой поводырь», «Стулья».
Давайте поиграем с вами в игру:
1.«С миру по букве» со всей аудиторией
Ход:
Задание: за 1-2 минуты (песочные часы) сочинить связное предложение, в котором большинство слов будет на одну определенную букву.
Например:
а) Однажды, один ослик отправился обедать.
б) По пшеничному полю прогуливался прелестный пёстрый петух Петя.
или 2-ой вариант: игра-задание «Кузовок»
Педагог: «Вот вам кузовок, кладите в него, что есть на «ОК»
Дети: «Я положу в кузовок – замок, сучок, мешок, чулок, сахарок, клубок и т. д.»
III. Игры-разминки
Задачи: снять напряжение у ребенка; поднять настроение, дать возможность размяться, развивать координацию движений.
Это игры, требующие передвижения: «Карлики – великаны», «Замри», «День наступает – все оживает», «Хороводы», «Ухо – нос», «Испорченный телефон», «Воробьи – вороны», «Выкуп фантов», «Чепуха»,«Тумба, тумба, где ключи?», «Мы летим, летим, летим».
Они ценны механизмом деятельного и психологически эффективного отдыха.
Мы с вами поиграем в игру:
1.«Пишущая машинка» - со всей аудиторией.
Ход: все участники выполняют синхронно ряд движений:
«Если весело живется, делай так – хлопки;
Если весело живется, делай так – щелчки;
Если весело живется, делай так – шлепки по коленям;
Если весело живется, делай так – топают;
Если весело живется – делай ВСЕ!
(выполняют все движения сразу)
IV. Игры для творческого самоутверждения.
Задачи: Развивать умения выражать свои чувства и способности, используя разные средства : пластику, мимику, жесты; умение владеть своим телом. Учить понимать внутренний мир окружающих людей.
Можно использовать такие игры, как игры-пантомимы, игры-инсценировки, хороводы, «Стихи по ролям», «Кривое зеркало», «По правде, понарошку», «Тело в деле», «Животные» и др.
Вам предлагаю поиграть:
1.«Превращения»
Ход: Педагог дает в микрогруппы предметы: мяч и пирамидку, называя их условными именами: яблоко и котенок. «Дети» действуют с ними так, как если бы это были настоящие объекты.
«Яблоко» - едят, моют, нюхают, режут, чистят и др. ;
«Котенок» - гладят, моют, кормят, играют, расчесывают и др.
V. Игры вольные (на воле)
Задачи: Развивать интерес к подвижным народным играм, хороводам; способствовать развитию внимания, воображения, активности, уверенности в себе. Формировать чувство группового единства.
Любимыми играм у детей являются: «Прятки», «Тише едешь - дальше будешь», «Золотые ворота», «Горелки», «Горшки», «День наступает – все оживает», «След в след», «Воробьи – вороны» и др.
Вас приглашаю поиграть в хороводную игру «Жмурки».
Ход: выбирают двух ведущих: Маша и Яша. Обоим завязывают глаза и кружат на одном месте, чтобы они потеряли возможность ориентироваться.
Остальные образуют вокруг водящих замкнутый круг.
«Яша», вытянув руки, начинает искать и звать: «Где ты, Маша?»
«Я тут, Яша!» - отвечает Маша. Когда «Яша» находит свою «Машу» их заменяет новая пара.
ИТОГ:
СЛАЙД 18.«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром».
Фридрих Фребель.
СЛАЙД 19. Спасибо за внимание!
Уважаемые коллеги! Самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!». Играйте с детьми! Творческих Вам успехов!