Получи документы

Мастер-класс «Использование дидактических игр в ходе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых»

Эльвира Аминева
Мастер-класс «Использование дидактических игр в ходе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры являются наиболее подходящей формой обучения

детей дошкольного возраста. Они используется во всех видах образовательной деятельности с детьми как индивидуально, так и с группой ребят. В ходе игр дети знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем.

Цель дидактических игр : уточнять представления детей о некоторых

трудовых действиях, о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы людям разных профессий.

Публикация «Мастер-класс „Использование дидактических игр в ходе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых“» размещена в разделах

Прежде чем организовать дидактическую игру, необходима определенная

предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде

людей, пословиц и поговорок о труде, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии и др.

В работе с детьми нами используются следующие виды дидактических игр :

- словесные. В таких играх дети углубляют знания о предметах, связанных с определенными профессиями, самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают профессии, орудия труда по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. Одновременно с этим происходит развитие всех структур речевой системы.

Для примера поиграем в некоторые из них.

– Сейчас друзья, мы с вами окунемся в разнообразный мир профессий, который очень изменчив. Сегодня количество профессий составляет десятки тысяч, но ежегодно появляются десятки новых профессий, изменяется их престижность и востребованность. И мы вместе, начиная с группы раннего возраста до подготовительной, вспомним как мы знакомим детей дошкольного возраста знакомим с профессиями взрослых. "Азбука профессий"

Многие из вас задумывались над проблемой выбора профессии. Чтобы

найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности. Море профессий необозримо.

Об этом наш сегодняшний разговор. Общая инструкция: “Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем немало профессий, начинающихся с этой буквы, т. е. показать, насколько мы знаем мир профессий. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии ( буквы: к, р, ф, п постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я)

Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.

Например: А — агроном; Б – библиотекарь; В — водитель, воспитатель; Д —

дворник; М — музыкальный руководитель, массажист, медсестра; С — сторож, стюардесса, садовник и т. п

«Угадай кто ты»

Цель: развивать умение узнавать профессию по характерным особенностям.

Материалы: ободок с картинкой определенной профессии, набор картинок с

профессиями.

Ход игры:

На ребенка надевается ободок с картинкой изображающей профессию. Ребенок задает наводящие вопросы, а дети отвечают да или нет. Например:

- я ношу белый халат;

- я пользуюсь кастрюлей.

Как только ребенок угадал кто он, картинка на ободке меняется и одевается на другого ребенка.

Следующий вид дидактических игр - игры с предметами

Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети непосредственно

знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной,

формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию,

установление последовательности в решении задач.

Пример игры.

«Кому что надо?»

Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.

Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на

другого — шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты».

Далее игры с движениями - это игры, которые помимо образовательной задачи, направлены на развитие движений дошкольников, ориентировку в пространстве, развитие его физических качеств.

(Вызвать участников для показа профессий)

Предлагаю поиграть в игры: «Мы профессию не скажем, а что делаем,

покажем», «Угадайте, что я делаю»

Дети делятся на две команды, одна загадывает, другая отгадывает.

Команда которая загадывает договаривается о том какую профессию они будут изображать и какое движение показывать. Договорившись стают перед

отгадывающей командой говорят: «Мы профессию не скажем, а что делаем

покажем». Эмитируют движения той профессии о которой они договаривались. Затем идет следующая команда.

«Угадайте, что я делаю»

Цель: расширять представления детей о трудовых действиях, развивать

внимание.

Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга

выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:

Что ты делаешь - не знаем,

Поглядим и угадаем.

Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по

возможности) передавая звуками. Например, забивает гвоздь, пилит, едет на

машине и т. д. Дети угадывают действие и называют, человек какой профессии может его выполнять.

“Произнеси правильно”

Цель: Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий.

Ход игры: Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки;

- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

- Водовоз вёз воду из водопровода.

- Старый сторож Том сторожит дом.

- Ткёт ткач ткани на платье Тане.

- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку

- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.

- Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.

“Подскажи словечко”

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.

Ход игры: Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.

В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).

Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).

С огнем бороться мы должны.

Мы смелые работники.

C водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? – … (пожарники).

Я бы летчиком-пилотом

Непременно стать хотел,

Я тогда на самолете

До Москвы бы … (Долетел).

В небо синее пилот поднимает… (самолет).

Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).

Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:

Вместо кисти он принес механический… (насос).

Чтоб не мокли люди под дождем

Кровельщик железом покрывает… (дом).

Летят опилки белые, летят из-под пилы:

Это плотник делает рамы и… (полы).

Каждый день газету в дом нам приносит. (почтальон).

На глазах у детворы крышу красят. (маляры).

Кукол я лечу с утра. Я сегодня. (медсестра).

Красить комнаты пора. Пригласили. (маляра).

Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц. (дрессировать).

Южных рыбок нам привёз, юнга будущий. (матрос).

«Правда или нет»

Цель: развитие внимания, развитие мышления, закрепление знаний о различных профессиях

Оборудование: комплект картинок людей различных профессий, красная и зеленая карточка для каждого играющего

Ход игры: Раздаем детям карточки красного и зеленого цветов, объявляем условия игры - Сейчас я буду показывать вам картинки и называть профессию этого человека. Если я буду называть правильно, вы должны показать мне зеленую карточку. Если я называю неправильно, обманываю вас- вы показываете мне красную карточку.

Далее поочередно демонстрируем карточки, чередуем правильные и неправильные суждения, просим детей исправлять ваши ошибки, например – Это повар (показываем картинку с полицейским,-дети поправляют- нет, это полицейский)

И последний вид игр - настольно-печатные.

Руководя настольно-печатными играми, воспитатель развивает у детей

способность различать, узнавать, припоминать. Они разнообразны по видам:

парные картинки, лото, домино. Некоторые игры мы представили на выставке, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Профессиональное домино»

«Профессиональное домино»

Цель: Закрепить знания детей об атрибутах необходимых для той или иной

профессии.

Материалы: Карточки домино.

Ход игры:

Карточки домино разделены на две части, в одной части изображен человек

определенной профессии, а в другой атрибут от другой профессии.

Дети выбирают себе по одной карточке домино. Начинает игру воспитатель.

Он показывает свою карточку и говорит: человек, какой профессии на ней

изображен ( пример: «У меня врач»).

К воспитателю подходит ребенок, на карточке которого изображен атрибут

для врача и говорит: «Врачу нужен шприц. У меня пожарный». К нему подходит ребенок у которого атрибут для пожарного и т. д

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры чаще всего

проводятся со всей группой и с небольшими группками, потому что, как правило, у детей в этом возрасте складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. «Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста» Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с дошкольниками. Педагогический процесс строился на игре, сказке, и, казалось, они не могут соседствовать с практичным, иногда жестоким словом «экономика» А отсюда была установка: в дошкольном возрасте рано ставить какие бы то ни было экономические задачи. Это неверный подход. Опыт показывает: многие предпосылки

будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не

развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в

поведении детей — небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным

вещам. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Чтобы заинтересовать детей столь серьезной и сложной темой, как экономика, я поставила следующие задачи:

• Дать понятие, что такое экономика.

• Раскрыть роль экономики в жизни людей.

Показать, что человеку нужны определенные условия и средства

существования.

Познакомить детей с экономической деятельностью.

• Сформировать представление об экономических ресурсах экономическом продукте.

• Показать личную связь ребенка с экономикой.

Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия- путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические

викторины. Прежде всего, необходимо создать в группе развивающую

предметно-пространственную среду — то пространство, в котором ребенок живет и развивается. На видном месте, расположили карточки с экономическими понятиями, положили экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же стоят куклы — гном Эконом и царица Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т. д.).

Кроме задач, детям предлагается много интересных и познавательных заданий : ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. При изучении новых тем и при закреплении старых мы активно используем элементы теории решения изобретательских задач: дети определяют различные потребности человека, животных, растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно».

Особенно любимы детьми «практические занятия». Например, во время

экскурсии в магазин дети увидели, что у каждого продавца есть свое рабочее

место, инструменты и оборудование. Отметили, как оформлены витрины,

рассмотрели ассортимент товаров с ценниками, проследили за процессом купли- продажи, а затем, конечно, с разрешения родителей, сделали свои первые покупки.

Дети узнают о новых профессиях, могут рассказать о них; у ребят обогатится

словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью.

Появится здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного

приобретения, взаимосвязь понятий «труд — деньги»; понимание факта купли- продажи: не все можно купить сразу. Дети учатся честно выигрывать,

соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться

проигрыша, начинают бережнее относиться к игрушкам и учебному материалу.

Предлагаю вашему вниманию

Игру-занятие «В гостях у семьи Экономистов»

Цель. Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета:

пенсией, зарплатой, стипендией. Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Материал. Модель «Семейный бюджет» (СБ, карточки с изображениями

членов семьи и результатов их труда, деньги.

Содержание

Гном Эконом приглашает детей познакомиться с семьей Экономистов,

узнать об их занятиях, особенностях работы. Папа Экономист рассказывает

детям, что он трудится в фирме «Строитель» и за свой труд получает

зарплату. (На модель круга кладется соответствующая карточка.) Мама Экономистка тоже работает и тоже получает зарплату. (Кладется карточка.)

Зарплата — это деньги, получаемые за работу. Зарплата — это оплата труда за месяц или за неделю, или за день. Вопросы к детям:

• Кто получает зарплату? (Папа, мама.)

• За что они получают зарплату? (За свой труд.)

В семье есть дедушка Экономист и бабушка Экономистка. Они

уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают

пенсию. (Кладутся соответствующие карточки.) Пенсия — это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях.

Сестра и брат — Экономята. Сестра учится и за свой труд (учеба — тоже

труд) получает стипендию. Стипендия — это тоже деньги. Это плата за

учебу. (Кладется карточка.) Брат ходит в детский сад, он не получает никаких денег. (Кладется пустая карточка.) Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие.

(«Кошелек» постепенно заполняется карточками, и Дети наглядно видят

составляющие бюджета семьи Экономистов.)

В процессе обсуждения ребята подходят к понимании того, что бюджет семьи — это заработная плата (основной источник семейного бюджета) плюс пенсия и стипендия Деньги получают за труд. Просто так деньги никому Hе дают.

2 Дети самостоятельно определяют доход семьи Экономистов.

Папа Экономист получил 10 монет, мама — 5, бабушкина и дедушкина

пенсии — 3 монеты.

Сколько денег заработали члены семьи?

1 Что такое семейный бюджет?

Какие виды доходов может получать семья?

3 Назовите семейные расходы?

Игра «ХОЧУ И НАДО»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными

возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится

изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п ; игровое поле

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослыхИспользование дидактических игр в ознакомление детей с профессиями взрослых Основным видом игровой деятельности дошкольника является дидактическая игра. Она специально создается взрослым в обучающих целях, и тогда.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Конспект НОД «Знакомство с театральными профессиями» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Знакомство с театральными профессиями» для детей старшего дошкольного возраста НОД «Знакомство с театральными профессиями»Задачи. Расширять знания детей о театре. Продолжать знакомить дошкольников с театральными профессиями.

Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста»Мастер-класс для родителей «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» Форма проведения: собрание мастер класс. Цель: повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах «Использование дидактических.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Серия дидактических игр «Мультяшки и вкусняшки» для ознакомления детей с относительными прилагательнымиСерия дидактических игр «Мультяшки и вкусняшки» для ознакомления детей с относительными прилагательными Возраст: 4+ Цель: образование относительных прилагательных и согласование с существительными в роде, числе, падеже. Задачи: - актуализировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование дидактических игр в ходе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых»
Опубликовано: 13 декабря 2020 в 20:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование дидактических игр в ходе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Аминева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД