Эльвира Аминева
Мастер-класс «Использование дидактических игр в ходе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры являются наиболее подходящей формой обучения
детей дошкольного возраста. Они используется во всех видах образовательной деятельности с детьми как индивидуально, так и с группой ребят. В ходе игр дети знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в дальнейшем.
Цель дидактических игр : уточнять представления детей о некоторых
трудовых действиях, о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы людям разных профессий.
Публикация «Мастер-класс „Использование дидактических игр в ходе ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Прежде чем организовать дидактическую игру, необходима определенная
предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы о труде
людей, пословиц и поговорок о труде, рассматривание альбомов с предметными картинками, экскурсии и др.
В работе с детьми нами используются следующие виды дидактических игр :
- словесные. В таких играх дети углубляют знания о предметах, связанных с определенными профессиями, самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают профессии, орудия труда по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам и др. Одновременно с этим происходит развитие всех структур речевой системы.
Для примера поиграем в некоторые из них.
– Сейчас друзья, мы с вами окунемся в разнообразный мир профессий, который очень изменчив. Сегодня количество профессий составляет десятки тысяч, но ежегодно появляются десятки новых профессий, изменяется их престижность и востребованность. И мы вместе, начиная с группы раннего возраста до подготовительной, вспомним как мы знакомим детей дошкольного возраста знакомим с профессиями взрослых. "Азбука профессий"
Многие из вас задумывались над проблемой выбора профессии. Чтобы
найти любимую работу, нужно прежде всего хорошо знать, какие работы вообще есть на свете. В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определенности. Море профессий необозримо.
Об этом наш сегодняшний разговор. Общая инструкция: “Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем немало профессий, начинающихся с этой буквы, т. е. показать, насколько мы знаем мир профессий. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии ( буквы: к, р, ф, п постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я)
Цель: совершенствовать умение детей подбирать слова (названия профессий) на заданный звук.
Например: А — агроном; Б – библиотекарь; В — водитель, воспитатель; Д —
дворник; М — музыкальный руководитель, массажист, медсестра; С — сторож, стюардесса, садовник и т. п
«Угадай кто ты»
Цель: развивать умение узнавать профессию по характерным особенностям.
Материалы: ободок с картинкой определенной профессии, набор картинок с
профессиями.
Ход игры:
На ребенка надевается ободок с картинкой изображающей профессию. Ребенок задает наводящие вопросы, а дети отвечают да или нет. Например:
- я ношу белый халат;
- я пользуюсь кастрюлей.
Как только ребенок угадал кто он, картинка на ободке меняется и одевается на другого ребенка.
Следующий вид дидактических игр - игры с предметами
Ценность игр с предметами в том, что с их помощью дети непосредственно
знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной,
формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию,
установление последовательности в решении задач.
Пример игры.
«Кому что надо?»
Цель: систематизировать знания о профессиях повара и врача; о предметах их труда.
Воспитатель вызывает двоих детей. На одного надевает шапочку повара, на
другого — шапочку врача (с красным крестом). Усаживает их за стол лицом к остальным участникам занятия. Приглашает к столу третьего ребенка. Предлагает ему достать из коробочки вещь и, назвав ее, передать по назначению: либо повару, либо врачу. Тот, кто получил вещь, должен назвать ее и рассказать, для чего она служит, например: «Это мясорубка, можно провернуть мясо, хлеб, лук и сделать котлеты».
Далее игры с движениями - это игры, которые помимо образовательной задачи, направлены на развитие движений дошкольников, ориентировку в пространстве, развитие его физических качеств.
(Вызвать участников для показа профессий)
Предлагаю поиграть в игры: «Мы профессию не скажем, а что делаем,
покажем», «Угадайте, что я делаю»
Дети делятся на две команды, одна загадывает, другая отгадывает.
Команда которая загадывает договаривается о том какую профессию они будут изображать и какое движение показывать. Договорившись стают перед
отгадывающей командой говорят: «Мы профессию не скажем, а что делаем
покажем». Эмитируют движения той профессии о которой они договаривались. Затем идет следующая команда.
«Угадайте, что я делаю»
Цель: расширять представления детей о трудовых действиях, развивать
внимание.
Ход игры: Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга
выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь - не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по
возможности) передавая звуками. Например, забивает гвоздь, пилит, едет на
машине и т. д. Дети угадывают действие и называют, человек какой профессии может его выполнять.
“Произнеси правильно”
Цель: Формирование правильного произношения звуков, закрепление названий профессий.
Ход игры: Выучить чистоговорки или скороговорки, шутки, чтобы при повторении чётко произносились свистящие и шипящие звуки;
- Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
- Водовоз вёз воду из водопровода.
- Старый сторож Том сторожит дом.
- Ткёт ткач ткани на платье Тане.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку
- Кровельщик Кирилл криво крышу крыл. Перекрыть крышу пригласили Гришу.
- Каша, каша, простокваша, повариха наша Маша, вместо каши на обед приготовила омлет.
“Подскажи словечко”
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память; учить подбирать слова в рифму.
Ход игры: Дети подсказывают слова, заканчивают стихотворение.
В сумке плотника найдешь молоток и острый … (нож).
Инструмент любой у места – и рубанок, и … (стамеска).
С огнем бороться мы должны.
Мы смелые работники.
C водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны.
Так кто же мы? – … (пожарники).
Я бы летчиком-пилотом
Непременно стать хотел,
Я тогда на самолете
До Москвы бы … (Долетел).
В небо синее пилот поднимает… (самолет).
Выгнал коз на бугорок развеселый… (пастушок).
Но не с кистью и ведром наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принес механический… (насос).
Чтоб не мокли люди под дождем
Кровельщик железом покрывает… (дом).
Летят опилки белые, летят из-под пилы:
Это плотник делает рамы и… (полы).
Каждый день газету в дом нам приносит. (почтальон).
На глазах у детворы крышу красят. (маляры).
Кукол я лечу с утра. Я сегодня. (медсестра).
Красить комнаты пора. Пригласили. (маляра).
Циркач умеет гарцевать, зверей и птиц. (дрессировать).
Южных рыбок нам привёз, юнга будущий. (матрос).
«Правда или нет»
Цель: развитие внимания, развитие мышления, закрепление знаний о различных профессиях
Оборудование: комплект картинок людей различных профессий, красная и зеленая карточка для каждого играющего
Ход игры: Раздаем детям карточки красного и зеленого цветов, объявляем условия игры - Сейчас я буду показывать вам картинки и называть профессию этого человека. Если я буду называть правильно, вы должны показать мне зеленую карточку. Если я называю неправильно, обманываю вас- вы показываете мне красную карточку.
Далее поочередно демонстрируем карточки, чередуем правильные и неправильные суждения, просим детей исправлять ваши ошибки, например – Это повар (показываем картинку с полицейским,-дети поправляют- нет, это полицейский)
И последний вид игр - настольно-печатные.
Руководя настольно-печатными играми, воспитатель развивает у детей
способность различать, узнавать, припоминать. Они разнообразны по видам:
парные картинки, лото, домино. Некоторые игры мы представили на выставке, а сейчас я предлагаю поиграть в игру «Профессиональное домино»
«Профессиональное домино»
Цель: Закрепить знания детей об атрибутах необходимых для той или иной
профессии.
Материалы: Карточки домино.
Ход игры:
Карточки домино разделены на две части, в одной части изображен человек
определенной профессии, а в другой атрибут от другой профессии.
Дети выбирают себе по одной карточке домино. Начинает игру воспитатель.
Он показывает свою карточку и говорит: человек, какой профессии на ней
изображен ( пример: «У меня врач»).
К воспитателю подходит ребенок, на карточке которого изображен атрибут
для врача и говорит: «Врачу нужен шприц. У меня пожарный». К нему подходит ребенок у которого атрибут для пожарного и т. д
В старшем дошкольном возрасте дидактические игры чаще всего
проводятся со всей группой и с небольшими группками, потому что, как правило, у детей в этом возрасте складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. «Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста» Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с дошкольниками. Педагогический процесс строился на игре, сказке, и, казалось, они не могут соседствовать с практичным, иногда жестоким словом «экономика» А отсюда была установка: в дошкольном возрасте рано ставить какие бы то ни было экономические задачи. Это неверный подход. Опыт показывает: многие предпосылки
будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не
развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в
поведении детей — небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным
вещам. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Чтобы заинтересовать детей столь серьезной и сложной темой, как экономика, я поставила следующие задачи:
• Дать понятие, что такое экономика.
• Раскрыть роль экономики в жизни людей.
Показать, что человеку нужны определенные условия и средства
существования.
• Познакомить детей с экономической деятельностью.
• Сформировать представление об экономических ресурсах экономическом продукте.
• Показать личную связь ребенка с экономикой.
Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия- путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические
викторины. Прежде всего, необходимо создать в группе развивающую
предметно-пространственную среду — то пространство, в котором ребенок живет и развивается. На видном месте, расположили карточки с экономическими понятиями, положили экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же стоят куклы — гном Эконом и царица Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т. д.).
Кроме задач, детям предлагается много интересных и познавательных заданий : ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. При изучении новых тем и при закреплении старых мы активно используем элементы теории решения изобретательских задач: дети определяют различные потребности человека, животных, растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно».
Особенно любимы детьми «практические занятия». Например, во время
экскурсии в магазин дети увидели, что у каждого продавца есть свое рабочее
место, инструменты и оборудование. Отметили, как оформлены витрины,
рассмотрели ассортимент товаров с ценниками, проследили за процессом купли- продажи, а затем, конечно, с разрешения родителей, сделали свои первые покупки.
Дети узнают о новых профессиях, могут рассказать о них; у ребят обогатится
словарный запас, связанный с областью экономики, трудовой деятельностью.
Появится здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного
приобретения, взаимосвязь понятий «труд — деньги»; понимание факта купли- продажи: не все можно купить сразу. Дети учатся честно выигрывать,
соревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться
проигрыша, начинают бережнее относиться к игрушкам и учебному материалу.
Предлагаю вашему вниманию
Игру-занятие «В гостях у семьи Экономистов»
Цель. Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета:
пенсией, зарплатой, стипендией. Воспитать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.
Материал. Модель «Семейный бюджет» (СБ, карточки с изображениями
членов семьи и результатов их труда, деньги.
Содержание
Гном Эконом приглашает детей познакомиться с семьей Экономистов,
узнать об их занятиях, особенностях работы. Папа Экономист рассказывает
детям, что он трудится в фирме «Строитель» и за свой труд получает
зарплату. (На модель круга кладется соответствующая карточка.) Мама Экономистка тоже работает и тоже получает зарплату. (Кладется карточка.)
Зарплата — это деньги, получаемые за работу. Зарплата — это оплата труда за месяц или за неделю, или за день. Вопросы к детям:
• Кто получает зарплату? (Папа, мама.)
• За что они получают зарплату? (За свой труд.)
В семье есть дедушка Экономист и бабушка Экономистка. Они
уже старенькие и не работают. Дедушка и бабушка получают
пенсию. (Кладутся соответствующие карточки.) Пенсия — это деньги. Пенсию платят пожилым людям, проработавшим много лет на заводе, фабрике и других предприятиях.
Сестра и брат — Экономята. Сестра учится и за свой труд (учеба — тоже
труд) получает стипендию. Стипендия — это тоже деньги. Это плата за
учебу. (Кладется карточка.) Брат ходит в детский сад, он не получает никаких денег. (Кладется пустая карточка.) Ему иногда дают деньги на сладости, игрушки. Но эти деньги заработал не он сам, а старшие.
(«Кошелек» постепенно заполняется карточками, и Дети наглядно видят
составляющие бюджета семьи Экономистов.)
В процессе обсуждения ребята подходят к понимании того, что бюджет семьи — это заработная плата (основной источник семейного бюджета) плюс пенсия и стипендия Деньги получают за труд. Просто так деньги никому Hе дают.
2 Дети самостоятельно определяют доход семьи Экономистов.
Папа Экономист получил 10 монет, мама — 5, бабушкина и дедушкина
пенсии — 3 монеты.
Сколько денег заработали члены семьи?
1 Что такое семейный бюджет?
Какие виды доходов может получать семья?
3 Назовите семейные расходы?
Игра «ХОЧУ И НАДО»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными
возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится
изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т. п ; игровое поле