Ольга Герасимова
Мастер-класс «Использование дидактических игр на метеостанции для развития познавательного интереса»
▼ Скачать
Приветствую вас, дорогие коллеги!
Заинтересовавшись работой метеослужбы, совместно с детьми и родителями решили построить нашу метеостанцию в детском саду и наблюдать за изменениями температуры воздуха, направлением ветра и осадками.
Была подготовлена площадка – место для метеостанции. Родители изготовили метеобудку, экран для фиксации состояния погоды, дождемер, ветродув, флюгер, солнечные часы. Были приобретены компас и термометр.
Публикация «Мастер-класс „Использование дидактических игр на метеостанции для развития познавательного интереса“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Метеостанции и метеоплощадки в детском саду
- Погода и природные явления
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребята с сентября ведут наблюдения за явлениями неживой природы, на специально организованном участке – метеостанции. Обобщают результаты своих наблюдений заполняют календарь природы и составляют прогноз погоды каждый день, используют при этом карточки – значки, собственного изготовления.
Сегодня я предлагаю вам познакомиться с подготовленным материалом для старших дошкольников, которые позволят успешно организовать познавательную деятельности на метеостанции.
Подобрана картотека дидактических игр, способствующие развитию самостоятельной познавательной деятельности. Ориентированы на формирование умственных способностей: наблюдательности, любознательности, умения сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.
Подготовленные прогулки за явлениями в неживой природе. Позволят максимально полезно и интересно провести прогулку, необычно вести наблюдение. Прогулки отобраны и дополнены интересными играми, способствующими развитию любознательности. Формирующие основы экологических представлений у дошкольников, соответствующих возрасту. Направленные на воспитание бережного и заботливого отношения к природе.
Отобраны игры эксперименты в неживой природе, развивающие познавательный интерес. Данные игры позволят интересно и увлекательно проводить исследования на метеостанции.
Были подготовлены авторские загадки про явления неживой природы. Планируем создать сборник авторских загадок про погоду для детей.
Так же для закрепления знаний у дошкольников, разрабатываем дневник «Любознайка – Синоптик». Тетрадь будет хорошо проиллюстрирована, задания будут представлены в виде схем и подробного алгоритма к выполнению, будут содержать приложения. Подобранные задания в игровой форме позволят развивать интерес к дальнейшему изучению явлений неживой природы.
Дидактические игры для метеостанции
Игра «Бывает – не бывает»
Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
Игра «Расскажи без слов»
Цель: Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
Игра «Закончи предложение»
Цель: Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
Игра «Угадайте».
Цель: Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы. Оборудование:
Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и картинки, изображающие отгадки.
Правила игры:
За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.
Игра «Воздух, земля, вода»
Цель: Закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Игра «Что лишнее»
Цель: Закреплять знание признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель называет время года: «Осень». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг; расцвели подснежники; желтеют листья на деревьях; падает пушистый белый снег). Дети называют лишний признак и объясняют свой выбор.
Игра: «Что за чем?»
Цель: Учить называть времена года и соответствующие месяцы.
Ход игры: Воспитатель называет время года и передаёт фишку ребёнку, тот должен назвать первый месяц этого времени года и отдать фишку другому ребёнку, который называет следующий месяц и т. д. Затем воспитатель называет месяц, а дети – время года.
Игра «Синоптики»
Цели: формировать представления о погодных изменениях в природе; учить детей обозначать знаками разные состояния погоды.
Ход игры:
I вариант: педагог предлагает ребятам карточки с изображением природных явлений (дождь, ветер, снег, солнце и т. д.). Задача детей подобрать картинку и верно ее расположить. За корректно выполненное задание ребята получают фишку. Тот, кто обладает большим количеством фишек становится главным синоптиком и составляет прогноз на день.
II вариант:
Педагог предлагает детям разбиться на подгруппы «Наблюдающие за ветром, «Наблюдающие за небом», «Наблюдающие за температурой воздуха», и т. п. Задача схематично изобразить наблюдаемое явление в неживой природе в данный момент времени. Далее картинки с наблюдениями вывешиваются на доске метеостанции. Путем жеребьевки определяется главный синоптик, объявляющий всем прогноз погоды.
Игра «Ведущий прогноза погоды»
Цель: учить детей определять текущую погоду, грамотно объявлять прогноз погоды, развивать связную речь.
Дидактическая игра «Путаница»
Цель: развивать логическое мышление, память, сообразительность, внимательность.
Ход игры:
Педагог подготавливает большие картины с различными явлениями природы. Изготавливает из этих картин паззлы.
Ребята делятся на две команды «Синоптики» и «Метеорологи». Задача детей пока не истекло время в песочных часах собрать одинаковые картинки. Побеждает команда, собравшая первой.
Педагог вывешивает на стену карту населенного пункта, рядом располагает картинки с изображением погоды на магнитах.
Путем жеребьевки определяется ведущий прогноза погоды. Он определяет текущую погоду в данном населенном пункте и отбирает подходящую карточку, прикрепляя к карте населенного пункта.
Педагог включает мобильный телефон и снимает короткий ролик, на котором ребенок объявляет прогноз погоды на этот день. Данный видео материал отправляется в группу детского сада с предупреждением об осадках или повышении/понижении температуры.
Игра «Куда указывает флюгер».
Цель: формировать умение составлять рассказ по картинке, развивать связную речь.
Ход игры:
Педагог изготавливает картинки с изображением различных явлений природы и флюгера в центре и вырезает различных персонажей.
Во время игры на основную картину педагог располагает персонажа и предлагает детям придумать историю.
Обладатель самой интересной истории получает звание «Сказочник». Далее сказочник перед тихим часом рассказывает детям историю, рассказ или сказку по желанию.
«Изобрази погоду»
Цель: Закреплять знания о неживой природе, развивать познавательный интерес.
Ход игры:
Ребята делятся на 2 группы. Педагог загадывает явление неживой природы (картинка или загадка). Одна группа детей изображает это явление, а другая отгадывает. Далее группы меняются местами.
Для вызывания большего интереса ребятам предлагается изобразить явления природы с помощью звуков и угадать их.
Загадки про явления природы
Белая вата
Летит куда-то.
Чем эта вата ниже,
Тем мокрый дождик ближе (Облако).
Дождь прошел и в землю врос
Разноцветный супер-мост.
Видно мастер смастерил
Мост огромный без перил (Радуга).
Вдруг настал переполох –
С неба падает горох.
Белый, круглый, но вода,
Если съешь, будет беда (Град).
Дым на город опустился,
Путник сразу заблудился.
А как дыма там не стало,
То дорогу видно стало (Туман).
Что за шум? Что за гром?
Вдруг намок огромный дом.
Ливень, молнии, раскаты,
Все мы прячемся куда-то (Гроза).
Утром бусы засверкали,
А в обед они пропали.
Хотим бусы глянуть днем,
Сколько ищем – не найдем (Роса).
Он спешит куда-то вечно,
Его жизнь вполне беспечна,
Любит в спину потолкать,
Так пытается играть (Ветер).
Он по улице идет,
В дом никак не попадет.
Все сидят и тихо ждут,
Пока тучи убегут (Дождь).