Евгения
Конспект мастер-класса для педагогов «Исследовательская деятельность по сюжету сказки»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
дошкольная группа
Мастер-класс
«Использование сказки в детском экспериментировании»
Подготовила:
воспитатель
Котенёва Е. А.
2022 год
Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения.
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Исследовательская деятельность по сюжету сказки“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей и возможности ее применения на практике;
- продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами;
- показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной деятельности детей;
- распространение педагогического опыта.
Материалы: тарелка с водой, пластилин, бумага, спички, ложка, стакан, минеральная вода, фломастер.
Ход мастер класса
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по использованию исследовательской деятельности в сказочных сюжетах на занятиях дошкольной группы.
«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», - утверждают педагоги-практики.
Малыш - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познаёт мир, в который пришёл.
Развитие ребёнка осуществляется через различные виды деятельности : игровую, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, художественное чтение.
Я в своей работе часто применяю методы исследовательской деятельности с детьми дошкольниками и сегодня в форме сказки покажу вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка называется «Мир за забором птичьего двора».
Жила - была мама-курица. На птичьем дворе совсем недавно у неё вылупились цыплятки. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошёл открывать мир.
Выйдя за забор, он увидел на зелёном листочке гусеницу. Она была большая и красивая. Когда он её клюнул, она зашевелилась и стала маленькой.
- Что случилось? Почему она стала маленькой? – удивился цыплёнок.
Воспитатель: Давайте поможем цыплёнку ответить на этот вопрос.
Опыт № 1
Возьмите салфетку, середину раскрасьте фломастером, накрутите салфетку на карандаш и аккуратно с двух сторон сожмите к середине.
А теперь аккуратно вытащите карандаш, положите нашу гусеничку на блюдце, возьмите ложку наберите немного воды из тарелки и капните несколько раз ей на спинку.
Что же происходит? (Гусеница начинает двигаться. Она увеличивается в объёмах).
Воспитатель: Ну, а наш цыплёнок пошёл дальше. Вдруг он увидел небольшой пруд. В нём плавало много загадочных цветов. Это были кувшинки, а рядом плавала лодочка.
Цыплёнок захотел поближе увидеть эти загадочные цветы. Но для этого надо было проплыть на лодочке. Он испугался, потому что сам плавать не умел и боялся, что лодочка утонет. Как вы думаете почему лодочка не тонет?
Давайте мы свами поэкспериментируем и узнаем, почему она не тонет.
Опыт № 2
Перед вами стоит тарелка с водой. Возьмите пластилин, опустите в воду. Что с ним произошло? (Пластилин утонул)
Достаньте пластилин из воды, слепите лодочку и опустите её на воду.
Что происходит? (Лодочка плавает)
Почему?
Ответ: Объём увеличился. Лодочка наполнилась воздухом и стала легче воды. Вот поэтому она держится на воде.
Воспитатель: Вот теперь цыплёнок сел в лодочку и доплыл до загадочных цветков. И тут он увидел, как цветки распускаются. Это было просто чудо! Давайте и мы посмотрим на эту сказку.
Опыт№ 3
При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.
Почему? (Это происходит потому, что бумага намокает, становится тяжелее и лепестки раскрываются).
Воспитатель: Сидя в лодке, цыплёнок увидел, что какие-то маленькие существа то появляются на поверхности воды, то снова исчезают. Это были рыбки, которые резвились на солнышке. Цыплёнок не мог оторвать глаз от того, что происходило в воде.
А сейчас…
Опыт№ 4
Возьмите стакан со свежей газированной водой и опустите в неё шарики пластилина. Они тяжелее воды, поэтому они и опускаются на дно. Обратите внимание! Шарики обрастают пузырьками, и становятся похожими на воздушные шарики. Этих пузырьков образуется так много, что они начинают всплывать, а на поверхности лопаются. Отяжелев, пластилиновые шарики, вновь опускаются на дно. Здесь они снова покрываются пузырьками газа и снова всплывают. Так будет продолжаться до тех пор, пока вода не «выдохнется».
Пока цыплёнок разглядывал рыбок, поднялся сильный ветер, и с деревьев на воду стали падать сломанные веточки. Цыплёнок заметил, что ветки, попадая в воду, начинают распрямляться.
- Почему это происходит? – спросил цыплёнок.
Давайте поможем ему найти ответ на этот вопрос.
Опыт№ 5
Возьмите 5 спичек, каждую надломите посередине, но не сломайте и положите на блюдце. Теперь возьмите пипетку, наберите воды и несколько капель капните в серединку. Что происходит со спичками? (постепенно спички расправляются и образуют пятиконечную звезду)
Почему?
Ответ: Волокна дерева напитываются водой, начитают расширяться и двигаться.
Именно это цыплёнок и увидел.
Стало вечереть, пора было возвращаться на птичий двор. Цыплёнок, довольный и счастливый, пришёл домой, где его уже ждал вкусный ужин.
Вот и завершилось наше сказочное путешествие.
Спасибо за внимание!