Ирина Волкова
Мастер-класс «Игры на развитие инициативы и самостоятельности в двигательной активности»
▼ Скачать
Воспитатель первой категории Волкова Ирина Серафимовна.
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу развития активного взаимодействия детей друг с другом в двигательной активности при поддержке инициативы и самостоятельности.
Публикация «Мастер-класс „Игры на развитие инициативы и самостоятельности в двигательной активности“» размещена в разделах
Подвижные игры – наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, неуемной потребности его в жизнерадостных движениях и проявлении инициативы. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В нашей группе мы стараемся создавать условия для проявления и поддержки инициативы и самостоятельности :
- двигательное пространство в группе организованно в безопасном для детей месте, в шаговой доступности от спортивного уголка;
- спортивное оборудование разнообразно по своему содержанию:
- спортивный инвентарь подобран с учетом индивидуальных особенностей и интересов детей группы;
- инвентарь красочный и интересный, что привлекает внимание и побуждает желание у детей выполнить двигательное действие;
- изготовлено много нетрадиционного оборудования;
- подборка детской музыки, песен привлекает и вызывает интерес вспомнить выполняемое движение под ту или иную песню и выполнить двигательное действие.
Приемы развития и поддержки инициативы.
1. Создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; картосхемы, алгоритмы моделирования ситуаций с участием персонажей; использование игровых образов при освоении основных видов движений.
2. Оказание поддержки развитию индивидуальности ребенка, оказывать помощь в придумывании детьми новых движений и подвижных игр по картинам, по иллюстрациям знакомых детям литературных произведений.
3. Поощрять проявление инициативы детей в любых видах двигательной деятельности; предоставлять детям на занятиях больше свободы, создавая тем самым предпосылки проявления самостоятельности, инициативности, творчества; стимулировать детей самостоятельно придумывать двигательные задания.
4. Проявлять внимание к интересам и потребностям каждого ребенка.
5. Индивидуально-личностное общение с ребенком, чаще общаться с детьми, которые не проявляют инициативу в различных видах деятельности, разговаривать с ними один на один.
6. Родители должны быть в курсе всего, что происходит в жизни ребенка, чем он занимается, что нового узнал, в чем ему нужно помочь и т. д.
Самостоятельная двигательная деятельность возникает по инициативе детей, организуется в разное время дня и является прекрасным средством не только физического, но и общего развития ребенка.
Инициатива ребенка состоит из трех составляющих:
- побуждающий мотив к новой деятельности;
- принятие ребенком самостоятельности решений;
- руководящая роль ребенка в каких-либо действиях.
ЗАДАЧА воспитателя:
Научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях ограниченного пространства и правильного использованию физкультурного оборудования.
Подвижные игры.
«Человек к человеку»
Ход игры. Для игры необходимо нечетное число игроков. Все игроки свободно перемещаются, водящий произносит «Рука к руке» и все участники игры должны найти себе пару и соприкоснуться с партнером руками. Тот, кто остался без пары, становится водящим. Команды могут быть разнообразными: «Мизинец к мизинцу», «Ухо к уху», «Пятка к пятке» и т. д.
«Зеркала»
Ход игры. Дети становятся в круг, они «зеркала». Выбирается ведущий «отражение», он выполняет различные движения. Кто, по его мнению, более точно «отражает» движения, тот и становится ведущим.
«Рыбак»
Ход игры. Выбирается «рыбак», остальные дети придумывают, какой рыбкой они будут, подплывают к рыбаку со словами: «Рыбак, рыбак, что плетешь?» - «Невод!» - «А зачем?» - «Рыбу ловить» - «А какую?» Рыбак называет какую и эта рыба убегает. Он должен ее догнать. Пойманная рыбка становится рыбаком.
«Времена года»
Тканевое полотно разделено на 4 сектора: «зима» - белый цвет, «весна» - зеленый цвет, «лето» - красный цвет, «осень» - желтый цвет. Дети держат полотно, в середине мяч. Ведущий дает команду «зима» - дети должны переместить мячик в этот сектор и т. д.
«Салют»
Ход игры. Дети держат полотно с шариками. По команде «Салют!» дети подбрасывают шарики и ловят их на полотно, стараясь не уронить шарики на пол.