Марина Габараева
Краткосрочный проект «Интерактивная логопедия»
Наименование проекта : Краткосрочный проект «Интерактивная логопедия»
Вид проекта : коррекционно – развивающий, творческий, информационно – познавательный, игровой.
Место реализации проекта : МБДОУ №181, г. Владикавказ
Разработчик проекта : М. М. Габараева
Продолжительность проекта : краткосрочный
Срок реализации: 13-30 апреля 2025 г.
Публикация «Краткосрочный проект „Интерактивная логопедия“» размещена в разделах
Участники проекта : дети логопедической группы, учитель-логопед, родители.
Вид деятельности: индивидуальные занятия
Интеграция образовательных областей:
1. Речевое развитие.
2. Познавательное развитие.
3. Социально – коммуникативное.
4. Физическое развитие.
Цель - повышение эффективности коррекционно-логопедической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
1. Формировать и развивать звукопроизношение, фонематический слух, лексико-грамматическую стороны речи и связную речь;
2. Создавать условия в логопедической группе для зоны ближайшего развития ребенка;
3. Активизировать познавательную деятельности детей;
4. Повышать мотивационную активность детей;
5. Формировать позитивный, эмоциональный контакт родителей с детьми;
6. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам использования интерактивных игр.
Актуальность.
Коррекция недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда зачастую наблюдается снижение познавательного интереса, нежелание посещать занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать детей, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные коррекционные программы, новые методы и технологии, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Если же ребенок не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т. е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то мы можем предположить иной результат, а значит, и иную перспективу.
Компьютерные технологии коррекции речевых нарушений в настоящее время считаются вспомогательными средствами в логопедической работе. Однако они являются достаточно уникальными и чрезвычайно эффективными. Использование интерактивных технологий сегодня – это не дань моде, а требование закона «Об образовании в РФ», именно в этот период важно адаптировать ребенка к информационно-коммуникативной деятельности для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для последующего успешного обучения в школе.
Механизмы реализации проекта.
Формы работы с дошкольниками: индивидуальные занятия с детьми по автоматизации звуков изолированно, в слогах, словах, в предложениях и тексте, так же дифференциация звуков.
Взаимодействие с родителями:
В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях с использованием интерактивных игр, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. В ходе проекта повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Продукты проектной деятельности :
1. Фотоотчеты
2. Картотека интерактивных игр
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Информационные ресурсы (методическая литература по данной тематике)
2. Материально – технические ресурсы (ноутбук, телевизор, музыкальный центр, телефон)
3. Кадровое (учитель-логопед, родители)
Сроки и этапы реализации проекта :
1. Организационной– подготовительный (с 13 по 17 апреля 2025 года)
2. Основной (с 20 по 29 апреля 2025 года)
3. Итоговый (30 апреля)
Проект осуществляется в три этапа:
Организационно – подготовительный: обозначение темы проекта, определение цели и основных задач, разработка плана мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности.
Основной: проведение мероприятий, направленных на коррекцию и активизацию речевой деятельности, в соответствии с планом.
Итоговый: подведение итогов мероприятий, фотоотчеты.
Методы и приемы, используемые при реализации проекта :
К практическим методам логопедического воздействия относятся интерактивные упражнения и игры.
К наглядным методам относятся просмотр презентаций, видеозаписей, а также показ образца задания, способа действия.
К словесным методам относятся беседа, рассказ, слушание.
Ожидаемые результаты.
У детей повысится интерес к логопедическим занятиям, улучшится взаимосвязь с родителями и педагогами, повысится эффективность коррекционной работы.
Сайты, использованные в проектной деятельности
1. Мерсибо. Развивающие игры для детей, логопедов, педагогов, психологов : [сайт]. – https://mersibo.ru/
2. ВК «Волшебный сундучок логопеда» - https://vk.com/club202513610
3. Игры для тигры info@logopunkt.ru
4. Шкатулка логопеда : [сайт]. – https://shkatulkalogopeda.blogspot.com/
5. ВК «Видеозаписи Логопед Govorimka» - https://vk.com/govorimka
6. Дефектология Проф. Развивающие онлайн-игры для детей, логопедов, педагогов, психологов, учителей: [сайт]. –https://www.defectologiya.pro/games/
Методические источники
1. Акимова, А. Ю. Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в рамках реализации краткосрочных проектов с применением информационно компьютерных технологий в образовательном процессе / А. Ю. Акимова // Дошкольная педагогика. – 2017. № 7. – С. 47-49.
2. Е. П. Вренева. Ресурсы информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. // Ж. - «Логопед» №5-2010.
3. Н. Королёва, С. Петрова «Использование новых информационных технологий в образовательном процессе», ж. «Дошкольное воспитание», № 6-2010.
4. Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии, как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесс, 2010.
5. Лизунова, Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» (компьютерная программа. /Л. Р. Лизунова. - г. Москва, 2007.
6. Макарова, Е. В. Современные технологии логопедической работы с детьми, имеющими стёртую форму дизартрии / Е. В. Макарова // Журнал логопед. – 2011. – №7. – С. 27-35.
7. Т. Денисова «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2
8. Л. Фомина «Рисуем с помощью текстового редактора MW» ж.
9. Волгина Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в практической деятельности учителя-логопеда [Электронный ресурс]. URL : https://ped-kopilka.ru/