Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Экология и мы»

Кристина Степанова
Мастер-класс для воспитателей «Экология и мы»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер класс для воспитателей "Экология и мы"

Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.

Задачи:

1. выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);

2. умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;

3. развивать познавательный интерес у педагогов;

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Экология и мы“» размещена в разделах

4. воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Ход мероприятия:

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я проведу для вас мастер-класс на тему «Экология и Мы».

Всё – от старой сосны у забора

До большого тёмного бора

И от озера до пруда –

Окружающая среда.

Ведущий: Сегодняшний мастер-класс позволит проверить каждому педагогу свою компетентность в вопросах экологического воспитания и, возможно, немного повысить её; поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме. Наконец, установить более тесный контакт между педагогами нашего детского сада.

Ни для кого не секрет, что наш мир уже долгое время стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но, тем не менее, даже этот факт не останавливает человечество от варварского вторжения в природу, антропогенного загрязнения окружающей среды.

Почему мы так часто слышим слово «экология»?

А как вы понимаете слово «экология»?

Актуальность

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей

планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является

актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду -

научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться

богатствами природы, воспитать защитников природы.

Чтение литературы, наблюдения на прогулке,

обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых

понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое

воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Природа - важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которым дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года - и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний о природе.

Вторая задача - формирование у детей трудовых навыков и умений.

Третья задача - формирование у детей любви к природе.

Все перечисленные задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны – необходимо рассматривать и решать их в комплексе. И сегодня мы с вами поговорим об этом. Итак, начнём с разминки.

Разминка

1. Что же такое экология? (ответы педагогов)

Экология — наука, раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек, то в природе возникают серьёзные проблемы.

- Правильно ли мы говорим, когда звучит такое выражение «Плохая экология?» Нет, неправильно, экология – это наука и плохой или хорошей она быть не может.

- А что чаще всего мы подразумеваем, когда произносим это слово?

Ответы: Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы, уничтожение пахотных земель, вырубка лесов, истребление растений, животных и других живых организмов, грубое вмешательство человека в природу (и т. д.)

2. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

3. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

4. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

5. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

6. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).

Ведущий: - Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

Методический турнир

1. Назовите элементы предметно-развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; паспорта растений).

2. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

3. Что должно быть в уголке природы?

(Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)

4. Что должно быть на участке детского сада?

(Деревья, кустарники, цветники, огород.)

5. Какие методы используются для экологического воспитания детей?

(Наглядные, практические, словесные.)

6. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.

(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

7. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра; элементарные опыты; моделирование.)

8. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.

(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы.)

9. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)

10. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию.

Ответы: НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Ведущий: А теперь посмотрите пожалуйста на экран, попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

1. наличие как можно большего числа видов растений и животных;

2. наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т. д.);

3. обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;

4. безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений);

5. обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;

6. обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;

7. обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы; (4, 3, 1, 2, 6, 5, 7)

Сейчас я приглашаю к работе фокус-группу

Работа 1-й фокус – группы: вам даны проблемные ситуации воздействия человека на природу. Каждая команда должна решить следующую педагогическую ситуацию. (Раздать каждой команде по 1 ситуации). На решение отводится 5 минут.

1. - На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так».

- Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе необходимы в данной ситуации?

2. Найдите ошибки в сказке

«Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно

выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под

нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал

Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят

в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится

равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца

зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

2-я фокус - группа: Вам нужно на основе стихотворения составить все возможные пищевые цепочки.

Задание на составление пищевой цепочки.

Свирепый волк с кормящею волчат волчицею -

Гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою,

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь, губить ростки и семена.

Охотнице – сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…

(Проверьте себя: у вас должно получится три цепи питания. Повторяющиеся слова брать один раз)

2. - Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?

- Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей, или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми?

Творческое задание 1 и 2 фокус группам

Ведущий: - Воспитатель - профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».

1. Весна красна цветами, а осень пирогами.

2. Готовь сани летом, а телегу зимой.

- А сейчас я обращусь к залу.

Уважаемые коллеги, сейчас я хочу обратиться к вам и провести такой мини-опросик:

• Поднимите правую руку, кто себя считает культурным человеком.

• Поднимите левую руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.

• Поднимите правую руку, кто сейчас помогает птицам (я имею в виду не своим курочкам). Что вы для этого делаете? Молодцы!

• А кто из вас всегда убирает за собой в природе после пикника? (Давайте поаплодируем себе)

• А кто из вас никогда не бросил фантик на землю? Молодцы!

• А кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)

- О какой культуре мы сейчас говорили? Конечно, об экологической культуре.

Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать я? Одна из 6 млрд. людей. Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.

Мы выйдем из экологического кризиса только тогда, когда перестанем оглядываться на других и оглянемся вокруг. Когда задумаемся, а бросить ли нам бумажку? (Сминаю бумагу и бросаю её на пол).

Ведущий: - А сейчас предлагаю немного расслабиться.

Шуточная игра «Концовки обманки»

Ведущий: - Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

Молодцы! Итак, сейчас мы послушаем наши фокус группы справились ли они с заданием?

Спасибо, присаживайтесь на свои места.

Обращение ко всем коллегам. Сейчас я бы хотела чтобы мы с вами собрали ромашку. На столах перед вами лежат лепестки от ромашки с некоторыми высказываниями. Каждый из вас должен взять по одному лепестку и зачитать информацию вслух.

«А знаете ли вы?»

1) что бумага брошенная нами будет лежать на земле более 2 лет, консервная банка- более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200лет, стекло – 1000лет.

2) Летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров.

3) Муравьи питаются насекомыми, уничтожая их до 100 в день.

4) Мухи глухие, у них вообще нет слуха.

5) Акула всегда голодна, поэтому глотает всё что попало (консервные банки, шляпы, кастрюли)

6) Куры, индейки и другие птицы глотают мелкие камешки, они заменяют им зубы, помогают переваривать пищу.

7) Самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т. к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.

8) Почему утки и гуси выходят из воды сухими? У них вырабатывается жирная смазка. Птицы достают её клювом и смазывают перья. И вода к ним не пристаёт.

9) Глаз у страуса больше, чем его мозг.

10) Гигантский кальмар имеет самый большой глаз в мире.

Вот какую интересную и полезную информацию вы получили.

Ведущий: - А сейчас я хочу рассказать вам одну легенду об одном цветке. Она пришла к нам из глубокой древности. Говорили, что в золотистом бутоне этого цветка (желтого тюльпана) было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить эти цветы (тюльпаны) только тем, кто испытывает счастье. Ещё об этом цветке говорят, что он приносит удачу. Мы сами любим природу и воспитываем у детей гуманное отношение к ней. Поэтому, я предлагаю вам сделать этот цветок своими руками способом оригами и пусть удача и счастье будут в каждом уголке нашего детского сада. (Педагоги выполняют задание).

Заключение

Обобщение мастер-класса

Я предлагаю вам взять маленький листок бумаги (Берут подготовленные и заранее разложенные листы бумаги. Желательно разрезать уже использованные листы, это экологичнее. Размер 10 на 10 см).

По команде все закрывают глаза. Важно предупредить, что в процессе выполнения задания задавать вопросы нельзя, только выполнять команды.

Согните два раза ваш листок. А теперь поочередно у вашего листка отрывайте уголки.

Достаточно, спасибо. А теперь откройте глаза, поднимите свои листочки. Посмотрите, они у всех получились разные!

Для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать.

Необходимо вырабатывать общие правила. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей!

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую:

Нас много, а она - одна!

Ведущий: - На этом наш мастер-класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании. Желаю вам успехов в работе над экологией.

Для дружбы, для улыбок и для встреч

В наследство получили мы планету.

Нам этот мир завещано беречь

И землю удивительную эту.

Благодарю всех за участие!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Экология человека»Конспект занятия «Экология человека» Цель занятия:формирование системы экологических знаний,умений,навыков,убеждений,нравственных качеств,которые обеспечивают становление и.

Фотоотчет «Экология в жизни дошкольников»Фотоотчет «Экология в жизни дошкольников» Фотоотчет «Экология в жизни дошкольников»(из опыта работы) День экологического образования отмечается 12 мая. [/IMG Праздник, цель которого.

Лэпбук «Экология»Лэпбук «Экология» Лэпбук Экология - тематическая папка. Увидела на вашем сайте оформление для лэпбука по экологии и загорелась идеей сделать свой лэпбук,.

Лепбук «Экология» для подготовительной группы.Лепбук «Экология» для подготовительной группы. Современные экологические проблемы – это проблемы, возникшие в результате активного влияния человека на естественные процессы, происходящие.

Лэпбук «Экология»Лэпбук «Экология» Лэпбук «Экология». Воспитатель Ищенко Н. С. МДОБУ детский сад №1 Р. п. Чунский Иркутской области Лэпбук (lapbook, или как его еще называют.

Лэпбук «Экология»Лэпбук «Экология» Добрый вечер, дорогие друзья, коллеги! Хочу поделиться с Вами своей радостью. Мне очень хотелось сделать лэпбук. Посмотрев все ваши публикации.

Лэпбук для дошкольников «Экология»Лэпбук для дошкольников «Экология» Прежде, чем рассказать детям об экологии, необходимо поговорить с ними о природе. Природа - это солнце, звезды, воздух, вода. Это деревья,.

Лэпбук «Экология». Детский мастер-класс (старшая группа)Лэпбук «Экология». Детский мастер-класс (старшая группа) Про лэпбуки написано много и подробно, поэтому не буду повторяться и объяснять «что это такое и с чем это едят», все мы уже это прекрасно.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Лэпбук «Экология»Лэпбук «Экология» Сегодня хочется поговорить об экологии. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Экология и мы»
Опубликовано: 25 ноября 2023 в 14:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Экология и мы»» (включая файлы) размещена пользователем Кристина Степанова (УИ 1118167) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД