Вера Репешевская
Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование лэпбука в развитии звуковой культуры речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для воспитателей.
Подготовила воспитатель МБДОУ детский сад № 31
Репешевская Вера Павловна
г. Каменск-Шахтинский
Тема: «Использование лэпбука в развитии звуковой культуры речи дошкольников».
Цель: научить педагогов изготавливать лэпбук и работать с ним.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией лэпбук.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей на тему „Использование лэпбука в развитии звуковой культуры речи дошкольников“» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Повысить уровень профессиональной компетентности и мастерства педагогов.
Ожидаемый результат:
• создание коллективного макета лэпбука;
• применение участниками мастер-класса технологии лэпбук в работе с детьми;
• повышение уровня профессиональной компетентности.
Оборудование: лэпбук «Звуковая культура речи», картон, картонные папки, цветная ксероксная бумага с отпечатанными трафаретами кармашков, конвертиков и пр., ножницы, клей, ноутбук, мультимедиа.
Ход мастер- класса :
I. Теоретическая часть. Презентация лэпбука.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap – колени, book – книга) и изначально представляет собой интерактивную, самодельную, картонную папку со множеством различных кармашков, книжек-раскладушек, конвертиков, окошек, дверок и других деталей.
Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Лэпбук для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками, эффективная форма овладения речью (культурой речи).
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС к предметно-развивающей среде :
• Он содежательно насыщен;
• Транформируемый;
• Полифункционален;
• Вариативен;
• Доступен;
• Безопасен.
Целью использования данного лепбука является: Формирование звуковой культуры речи дошкольников.
Задачи:
• Развивать : Слуховое внимание
• Фонематический слух
• Подвижный артикуляционный аппарат
• Правильное речевое дыхание
• Правильное звукопроизношение
• Хорошую дикцию
• Умение регулировать громкость, темп голоса
• Произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка
• Интонационную выразительность речи.
В собранном виде лэпбук представляет собой довольно компактную папку размером А – 3 и толщиной около 2-х см. В развёрнутом виде она достаточно объёмная и содержательная. Данный лэпбук содержит 14 игр и заданий на развитие звуковой культуры речи дошкольников.
Содержание лэпбука.
Задание 1. Упражнения для губ и языка – Артикуляционная гимнастика (20 карточек)
Цель: Выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также укрепление мышц лица, языка, губ, мягкого неба.
Задание 2. Дыхательные упражнения.
Цель: Укрепление дыхательной системы детей, тренировать силу и ритм вдох-выдоха. Тренировка длинного выдоха и умения рационально расходовать запас воздуха во время речи.
Задание 3. Пальчиковые игры.
Цель: Воспитание звуковой культуры речи посредством пальчиковых игр и упражнений. Согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания, развивать мелкую моторику и связанные с ней двигательные средства выразительности (мимика, жесты).
Задание 4. Игры и задания (карточки с названием и описанием игр)
• Какой общий звук есть в словах каждого ряда?
• Отгадай предмет по его частям.
• Подбери похожие слова.
• Назови 5 слов.
• Назови слово противоположное по значению.
• Назови, одним словом.
• Назови три слова.
• Назови ласково.
Цель: Обучение звуковому анализу слова (выделение звука вначале, середине и конце слова, нахождение одинакового звука в разных словах. Нахождение слов, сходных и различных по звучанию и значению, обобщающих слов, слов ласковой формы. Нахождение слов, относящихся к одной группе по определённым качествам и свойствам.
Задание 5. Таблица с гласными и согласными звуками.
Цель: Формирование и закрепление правильного произношения всех звуков родного языка. Развитие осознания произносительной стороны речи (присутствие в речи разных групп звуков : гласные - согласные, твёрдые – мягкие, парные – непарные, звонкие – глухие, шипящие, свистящие и т. п). Закрепить термин звук.
Задание 6. Упражнения для чтения слогов.
Цель: развивать умение регулировать темп речи (медленно - торопливо). Закрепить термин слог.
Задание 7. Чистоговорки (24 карточки).
Цель: Автоматизация звуков, развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий. Развивать восприятие темпа, ритма, речевого дыхания. Отрабатывать интонационную выразительность речи и четкость дикции.
Задание 8. Скороговорки.
Цель: формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.
Задание 9. Колесо загадок.
Цель: Использование загадок, как речевого средства воспитания звуковой культуры речи. Формирование правильного произношения слов и чёткой дикции.
Задание 10. Ребусы.
Цель: учить детей разгадывать ребусы, ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Развивать навыки чтения. Совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление.
Задание 11. Придумай историю по картинке.
Цель: формировать и закреплять правильное произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка. Тренировать интонационную выразительность речи при придумывании историй (произносить фразу с вопросительной или восклицательной интонацией; ласково, сердито, жалобно, грустно, радостно).
Задание 12. Прочитай рассказ.
Цель: развивать навыки чтения. Совершенствовать слуховое внимание и зрительное восприятие. Закреплять правильное произношение слов и чёткую дикцию.
Задание 13. Раскрась буквы, обозначающие гласный звук, красным карандашом, обозначающие согласный звук, синим карандашом,
Цель: помочь детям в игровой форме, запомнить гласные и согласные звуки. Закрепить понятие, что буквы — это условные знаки для обозначения звуков речи на письме (звуки мы слышим и произносим; буквы мы видим, пишем, рисуем, читаем). Формировать и закреплять правильное произношение всех звуков родного языка. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, знание цветовой гаммы, координацию и моторику руки.
Задание 14. Мимическая гимнастика. «Покажи настроение»
Цель: нормализует тонус мимических (лицевых мышц); делает мимику более выразительной, и, как следствие, способствует тому, что речь становится чётче, понятнее; способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка, развивает способности распознавать чувства и эмоции.
II. Практическая часть.
Алгоритм изготовления лэпбука :
I этап: Выбор темы.
«Звуковая культура речи».
II этап: План (наименования игр и заданий раскрывающих тему лэпбука)
- таблица с гласными и согласными звуками;
- упражнения для чтения слогов;
- артикуляционная гимнастика 20 карточек;
- дыхательные упражнения - 4 шт. ;
- пальчиковые игры - 3 шт. ;
- игры и задания:
Какой общий звук есть в словах каждого ряда?
Отгадай предмет по его частям.
Подбери похожие слова.
Назови 5 слов.
Назови слово противоположное по значению.
Назови одним словом.
Назови три слова.
Назови ласково.
- ребусы;
- придумай историю по картинке - 4 картинки.
- прочитай рассказ (два рассказа с картинками вместо слов в тексте)
- чистоговорки - 24 карточки; скороговорки - 6 шт. ; загадки - 8 шт; раскраска – звуки и буквы; мимическая гимнастика.
III этап: Макет. Выполненные в черновом варианте эскизы расположения конвертов, кармашков, книжек-гармошек, блокнотов и других элементов с заданиями, согласно плану лэпбука.
IV этап: Практическая часть.
Для создания лэпбука вам понадобятся такие материалы:
Картонная папка-основа – 2 шт, можно купить готовые, а можно сделать своими руками. Картон А 3 – 2 листа. Ватман или самоклейка для обклеивания основы.
Обычная бумага. Можно использовать в своих лэпбуках цветную бумагу для принтера и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо. Распечатанные шаблоны карманов, конвертов, блокнотов.
Ножницы. Клей-карандаш для бумаги. Степлер. Скотч.
Самостоятельная деятельность педагогов. Вырезаем распечатанные детали, приклеиваем все на свои места. Вкладываем в кармашки игры и задания. Лэпбук готов! А после этого начинаем занятия с ребенком.
Творческих успехов! Благодарю за внимание.