Ирина Дементьева
Конспект мастер-класса для воспитателей «Распознавание звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Распознавание звуков в слове (гласных, согласных, звонких, глухих, твёрдых, мягких)»
Ф. и Л. : Здравствуйте, друзья. Вы наверно знаете, зачем мы собрались в этом зале?
Ф. : Правильно, поиграть.
Л. : Сейчас придут наши друзья звуковички и мы начнем!
Звукоед : Я злой Звукоед, украл всех ваших звуковичков! И теперь они у меня в плену! Хотите их вернуть? Тогда выполните все мои задания! А если не выполните, остануться они у меня навсегда! Ха-ха-ха!
Темочки:
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Ф. : Друзья, давайте поскорее выполним все задания, чтобы спасти наших звуковичков!
Для начала нам надо попасть в Звуколандию :
Топ-топ, хлоп-хлоп
Вокруг себя обернись,
В звуколандии очутись.
Ф. : Смотрите, вот дорожка. Нам наверное по ней и надо идти. А вот и задание.
«Найди картинке ее домик».
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование. Два домика с кружками на одном домике — красного цвета, на другом — синего; предметные картинки: утка, ослик, кот, санки, флажок, утюг, ботинки, ваза, груша, альбом, жук, мак, осы, домик, зонтик, лампа, носки, арбуз, платье, рыба.
Ход игры. На столе лежат стопочкой предметные картинки лицом вниз. Участники по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют, гласный он или согласный, после чего кладут картинку в ее домик (с синим или красным кружком). Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.
Примечание: вызывать по одному из зала.
Л. : Молодцы ребята. Все как быстро и правильно выполнили. Пошлите дальше.
Ф. : Смотрите, коробочка.
Игра «Тима и Дима».
Цель: дифференциация звонких и глухих согласных.
Ход игры: Дети делятся на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого Тима.
Командиры становятся лицом к своей команде. Педагог говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой.»
Далее педагог сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима— свои, а Дима— свои. Выиграет та команда, которая не ошибется.
Взрослый продолжает рассказ: «Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки» и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.
Затем поменять мена братьев между командами: сестры-Зина-Сима.
Л. : Как внимательно вы умеете слушать и выполнять. Идем дальше.
Ф: Смотрите мяч, а рядом с ним задание.
Упражнение с мячом на дифференциацию звуков по глухости-звонкости.
Ф. : Сейчас мы буду произносить слова и бросать каждому из вас мяч. Вам нужно определить первый звук в слове (он будет глухим, заменить его на парный звонкий и произнести новое слово.
Прим. кидаем мяч в зал в хаотичном порядке.
том - (дом)
собор - (забор)
кот - (год)
почка - (бочка)
шар - (жар)
финт - (винт)
Л. : А сейчас наоборот первый звонкий согласный нужно будет заменить на парный глухой.
дачка - (тачка)
зайка - (сайка)
блещут - (плещут)
жест - (шест)
грот - (крот)
вол - (фол).
Ф. : И с этим заданием справились, надо дальше идти, спасать наших звуковичков.
Л. : Смотрите, а вот и следующее задание.
«Звуковая ромашка».
Цель: Развивать фонематический слух. Развивать умение различать мягкие и твердые согласные и правильно соотносить их с символами, подбирать картинки к символам.
Материал. 2 кружка: синего и зеленого цвета, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки соответственно – это середина цветка. 6 лепестков, с изображением предметов, при произношении которых есть определенный мягкий и твердый звук. Изображение букв, 2 стола или мольберта.
Содержание. Перед детьми выкладывается определенная буква и 2 кружка – синего и зеленого цвета. Ставится задача – собрать две ромашки. Одна ромашка, у которой лепестки будут с предметами, в которых определенный звук будет твердым, у другой – мягким. Дети должны правильно подобрать лепестки к ромашкам.
Прим. : вызвать на каждую ромашку по 5 человек.
Л. : Отлично, можем идти дальше.
Ф. : Смотрите, тропа.
Игра» Тропа».
Цель: дифференциация звуков [н]-[н’]
Ход игры: при называние слов участник должен встать на тот цвет следа, который он слышит: твердый или мягкий (синий или зеленый).
Прим. : вызываем из зала 5 леловек.
Л. : Ух, ну и забавно вышло. Но мы прошли.
«Подарки для Звукоеда»
Цель: дифференциация звонких мягких согласных и глухих мягких согласных.
Оборудование: коробочки с колокольчиком и без, картинки со звонкими мягкими согласными и глухими мягкими согласными.
Ход игры:
Ну и на последок. Хочу я, проверить как хорошо вы знаете своих друзей звуковичков. Подарите мне подарки. В одну коробочку положите все предметы, которые начинаются на звонкий мягкий согласный звук, а в другую- на глухой мягкий согласный. Выполните правильно, отпущу ваших друзей.
Пр. : "Ф" и "Л" вызывают 6 человек и раскладывают картинки по коробочкам.
Л. : Вот и справились. Молодцы!
Ф. : Смотрите, а вот и Звукоед с нашими звуковичками.
Л. : Звукоед мы все прошли и все выполнили, отдавай нам наших звуковичков. Хотим мы говорить правильно и правильно различать звуки, а без них нам никак!
Звукоед : Видел, видел я все. Вы молодцы! Обещал я вам отдать, если все выполните. А обещание надо выполнять. Держите. А я пойду дальше следить за вами!
Ф. : Смотрите какие мы молодцы, спасли наших звуковчков. Л. : А теперь пора возращаться обратно в детский сад.
Топ-топ, хлоп-хлоп,
Вокруг себя обернись
В группе очутись.
Вед. : Молодцы какие, ребята. Мы с вами прощаемся. До новых встреч.