Трифонова Антонина Анатольевна
Мастер-класс для воспитателей «Обучение детей составлению творческого рассказа по картине»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Предлагаю педагогам образовательных учреждений технологию для детей дошкольного возраста, направленную на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.
Цель мастер-класса :
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Обучение детей составлению творческого рассказа по картине“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине.
Задачи:
1. Передать способы методических приёмов в овладение детьми основных этапов работы над картиной
2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Вступление.
Обоснование проблемы.
Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.
Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот". и т. д., длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает. " Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:
Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?
Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?
Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?
Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине.
Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
Практическая часть
Рассказ педагога об этапах работы над картиной.
Показ, объяснение, проведение игр и упражнений.
Этапы работы над картиной
Определение состава картины
Цель:
обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).
Установление взаимосвязей между объектами на картине
Цель:
упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.
Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств
Цели:
-обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств;
-учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
Преобразование объектов во времени
Цели:
- учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени;
- учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
Описание местонахождения объектов на картине
Цели:
- учить детей пространственной ориентировке на картине;
- активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
- учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;
- формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
Составление рассказов от лица разных объектов
Цели:
- обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения;
- уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта;
- упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. (сделать отдельной страничкой, а затем сноску на эту страницу)
Рефлексия
В процессе мастер-класса мне показалось, что вы заинтересовались данной технологией, с удовольствием включались в игру на каждом этапе. Это моё мнение.
А теперь, я хочу узнать ваше мнение. Предлагаю Вам выразить своё отношение к моему выступлению при помощи смайликов.
Был интересным и полезным
Не вызвал ни какого интереса.
Скучно, не интересно.