Получи документы

Мастер-класс для воспитателей «Декоративное рисование»

Регина
Мастер-класс для воспитателей «Декоративное рисование»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для воспитателей

Тема: «Декоративное рисование»

«Рисование, которым ребенок так рано овладевает, оказывает влияние на формирование личных сторон личности. Поскольку сущность рисования включается в изображении предметов и явлений реального мира, велико его значение для умственного развития…

В рисовании таятся богатые возможности для эстетического воспитания. Ребенок познает такие качества предметов и явлений, стройность формы, гармоничность красок»

Н. П. Сакулина

«Самым высоким видом искусства,

Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Декоративное рисование“» размещена в разделах

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия»

М. И. Калинин

Рисование играет важную роль в развитии дошкольников. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче и выразительнее их рисунки.

Исследования, проведенные учеными, выявили, что первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В дошкольном возрасте ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Это строительный материал для его основных психических функций.

Существуют различные виды рисования : рисование по замыслу, предметное рисование, а мы сегодня с вами поговорим о декоративном рисовании. Что же такое декоративное рисование?

Декоративное рисование - это создание узоров и других украшений для книг, предметов быта, одежды.

В отечественной педагогике XX века к проблеме декоративного рисования обращались ученые, всесторонне изучая ее потенциал:

1. Как средства нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка (В. А. Сухомлинский).

2. Как средства создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества (Н. П. Сакулина, Е. А. Флёрина).

3. Как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве (О. Л. Князева, Т. С. Комарова, М. Д. Маханёва, А. П. Усова, Т. Я. Шпикалова и др.).

Уже с первой младшей группы я начала формировать интерес к декоративному рисованию. Учила детей замечать красоту узоров на предметах, яркие картинки, иллюстрации, народные игрушки (роспись на матрёшке). Познакомились с элементами узоров (прямые, волнистые и кривые линии) и начали рисовать. Но основная цель - не создание узора, а закрепление умений проводить прямые линии в разных направлениях.

Непосредственное обучение декоративному рисованию начала с детьми в средней

группе.

С детьми 4-го года жизни, мы учились рассматривать и рисовать элементы народного узора: кольцо («Укрась кукле платье», круги разного размера («Тарелка для Зайчика», листочки (рисуем способом «примакивания»). Учимся рисовать ритмичный узор, располагать узор внизу, по углам, в центре, что соответствует композиции народного орнамента.

У детей стали рисунки более разнообразны, развилась фантазия, эстетический вкус. Составляют узор из растительных и геометрических элементов. Стали верно передавать форму и строение предметов, в процессе работы сохраняется интерес к деятельности.

Методика обучения декоративному рисованию детей дошкольного возраста

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.

Развитие детского творчества является одной из наиболее актуальных проблем современного дошкольного образования, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Данная проблема нашла широкое отражение в Федеральных государственных требованиях к содержанию образования детей дошкольного возраста, введенных в последние годы в организацию работы детских садов.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача, которая не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа и освоения народной культуры. Воспитателю предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть многообразие декоративно-прикладного искусства.

Вся работа проводится в трех направлениях.

Первое направление: ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей : умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном.

Второе направление: обучение декоративному рисованию на основе подлинных предметов народного искусства. Обучение некоторым приемам росписи народных мастеров.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества.

Задачи обучения первого направления:

Средний дошкольный возраст.

Узнавать знакомые народные игрушки, их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме).

Различать 2-3 вида народных игрушек по некоторым признакам (дымковские, филимоновские, тверские глиняные игрушки, матрешки, богородские игрушки).

Старший дошкольный возраст.

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.

Различать и называть знакомые народные игрушки, их характерные особенности.

Знакомить с новыми видами (каргопольская, абашевская игрушки и др., а также с предметами разных промыслов с растительным узором (городец, хохлома, жостово, гжель и др.).

Учить видеть красоту геометрических и растительных узоров, стилизацию знакомых форм: травка, цветок, лист, ягода, изображение птиц, коней, особенности их изображения в разных видах.

Учить выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, типичные сочетания, колорит росписи, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции. Видеть связь узора с формой, назначением предмета и материалом изделия.

Знакомить с русским народным костюмом, значением узора в его укра-шении, его особенностями, принципами оформления женского, мужского костюма, головных уборов, тканей, типичными сочетаниями элементов и их цвета.

Задачи обучения второго направления:

Младший дошкольный возраст.

Составлять узоры используя геометрические элементы узора: широкие прямые линии, мазки, кольца, круги, точки, выбирая цвет бумаги (фон) и элементы узора, располагать их на всем листе, ритмично заполняя лист одинаковыми элементами (по форме, величине, цвету) или чередуя два элемента (по форме или цвету).

Развивать чувство ритма, симметрии.

Средний дошкольный возраст.

Старший дошкольный возраст.

Составлять узоры на основе некоторых видов декоративно-прикладного искусства (народных игрушек, росписей Городца, Хохломы, Жостова, Гжели, кружев, декоративных тканей, платков, полотенец, ковров и др.).

Выделять геометрические и растительные элементы узора, образы птиц, коней.

Передавать колорит определенной росписи, ее характерную композицию: симметричную, асимметричную, украшение объемных изделий (лепка, работы из папье-маше, готовые бумажные одноразовые стаканы, тарелки, деревянные заготовки («белье») посуды, досок, матрешек и др.).

Создавать узоры для русского костюма: тесьма, украшающая одежду, пояс, кокошники разной формы, ткань на сарафан, платье, кружево и пр.

Задачи обучения третьего направления:

Младший дошкольный возраст.

Выбор цвета, затем элементов.

Средний и старший дошкольный возраст.

Выбор вида искусства, его элементов, сочетания цветов, композиции. Создание творческих композиций, определив только название предмета, изделия, а все задачи дети решают по-своему.

Одной из форм обучения является рассматривание предметов нового вида только на одном занятии, и затем детям предлагается самостоятельно выделить элементы узора, колорит, композицию — расположение элементов. Потом они составляют узор в стиле данной росписи. Такие занятия можно проводить только с детьми 6-7 лет, когда они научатся понимать закономерности росписи.

Такое творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию при создании предметных, сюжетных композиций покажет, насколько осознанно дети понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве.

Формы организации работы с детьми.

1. Выставки являются основной формой работы. На них могут быть представлены:

• один подлинный предмет (например, дымковский конь);

• предметы одного вида (дымковские игрушки);

• предметы одного образа (животные в дымковской игрушке);

• сравнение двух – трёх видов.

Итогом работы может быть проведение выставки в изостудии, где дети вновь увидят все предметы тех видов, с которыми они знакомились в течении года.

2. Занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно прикладного искусства. Задача занятий научить рассматривать предметы народного искусства, выделять средства выразительности, находить сходства и различия. В процессе обучения педагог не только знакомит с конкретным видом, но и подводит к общим закономерностям декоративного искусства, средствам выразительности, традициям каждого вида.

Для проведения этих занятий можно организовать «музей», где могут быть представлены декоративные предметы или отдельные виды народного искусства.

Важно, чтобы деть могли внимательно рассмотреть изделия, сравнить их, выделить особенности росписи, потрогать руками тесно соприкоснуться с народным творчеством.

На занятие можно пригласить народных мастеров, художников, чтобы показать процесс росписи если имеется такая возможность.

3. Экскурсии имеют большое значение для эстетического развития детей. Посещение музеев, выставок, мастерских художников приобщает ребёнка к прекрасному, показывает назначение коллекций.

В музее ребёнок совсем по новому видит знакомые произведения искусства. Это формирует эмоциональный отклик, радость от их восприятия, гордость за свой народ.

4. Занятия по декоративному рисованию.

После организации выставки, проведения занятий по ознакомлению с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства воспитатель продолжает учить рассматривать изделия народных художественных промыслов на занятиях по декоративной деятельности.

На занятии воспитатель выделяет только те средства выразительности, которые найдут отражение в рисовании. Например, выделяются один или несколько элементов, их цвет, варианты украшения (точки, чёрточки, расположение (кайма для фартука, клетчатая юбка и др.).

Чем старше дети, тем больше внимания уделяется вариантам изображения одного мотива, сочетаниям цветов, расположению на поверхности предмета, на листе.

Таким образом, воспитатель постепенно знакомит с закономерностями той или иной росписи, особенностями декоративного искусства.

Составляя узоры по мотивам определённой росписи, необходимо учитывать типичное для неё построение узора. Например, дымковская игрушка - композиция типа "ткани" - полосатая, клетчатая, из колец и кругов. Украшение хвоста индюка - узор на розете, круге и др. Если это городецкая роспись, то чередование цветов на полосе, круге (крышка бочонка, декоративное панно, симметричный узор от середины формы (зеркальная симметрия) - узоры на досках, сундучках и свободная ассиметричная композиция - цветы расположены как бы на ветке (роспись городецкого коня-качалки).

На каждом занятии воспитатель чётко определяет учебные и творческие задачи, в чём ребёнок может проявить выбор, самостоятельность. Например, дымковская игрушка - в средней группе детей учат рассматривать и рисовать один из элементов росписи, располагать его на полосе. На первом же занятии ребёнку предлагается выбрать цвет элемента из определённой гаммы, характерной для данной росписи. Дети рисуют столько элементов, чтобы заполнить пространство листа - полосы (3 - 5 и более).

Таким образом, с первого занятия ребёнок проявляет самостоятельность в выборе некоторых средств выразительности в пределах традиций росписи.

Чем старше дети, тем больше задач они решают самостоятельно.

ТЕХНИКА ДЕКОРАТИВНОГО РИСОВАНИЯ :

Задания по декоративному рисованию в средней группе по композиционным задачам сходны с наклеиванием готовых форм. Вначале дети учатся проводить кистью ровные линии и наносить между ними ритмично повторяющиеся мазки или точки, чередовать мазки по цвету, меняя их положение, когда узор усложняется.

Мазок - самый легкий для исполнения декоративный элемент, так как он не требует особо точных движений и получается легким прикладыванием кисти к бумаге. Поэтому сначала в узор включаются мазки, а потом уже точки.

Точка требует овладения новым приемом работы кистью (кисть при этом держится вертикально) и достаточно развитой координации движений, чтобы только касаться бумаги концом кисти.

Композиция первых рисунков также самая простая: ритмичное повторение одного и того же элемента. Ритм движения руки, присущий человеку, облегчает этот повтор и помогает передаче ритма в изобразительных формах.

Чередование - более сложный композиционный прием, так как основан на сочетании нескольких форм. Детям средней группы доступно чередование двух элементов по форме или по цвету.

Усложнение программного материала идет за счет более сложной композиции и введения новых изобразительных элементов в узор. Кроме точек и мазков, дети учатся использовать в узоре круги и кольца, с приемами рисования которых они знакомились еще в младшей группе.

Кроме полоски, дети учатся располагать узор на других формах - квадрате, круге. Эти формы требуют другой композиции в узоре. Естественно, что использовать простой линейный повтор здесь нельзя, так как у квадрата есть стороны, углы, центр; у круга - край и центр.

В старшей группе в начале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розетта и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

В качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.

Дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др.

Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

Детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

В подготовительную группу приходят дети, знакомые с основными принципами построения узора на округлых и прямоугольных формах. Им предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Эти предметы не имеют правильной геометрической формы, и узор на них требует применения разных принципов (например, на кувшине по краю горлышка - линейный орнамент, на округлой части - узор из центра).

Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение.

Затем дети осваивают еще один прием заполнения всей формы однородным узором по принципу сетчатого орнамента - повторение и чередование элементов в шахматном порядке. Дети рисуют различные узоры для тканей, кукольных платьев.

Узор на треугольнике строится не только по краю и в углах, а может начинаться из одного угла и распространяться на весь треугольник. В этом случае используется форма не равностороннего треугольника, а равнобедренного с прямым или тупым углом. Ребята рисуют на них всевозможные узоры косынок.

Для создания узора они учатся использовать элементы природных форм.

Народное декоративно-прикладное искусство - одно из средств художественного воспитания дошкольников.

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические и духовные идеалы народа. Это традиции, обычаи, особенности жизни, быта, которые передаются из поколения в поколение.

В работе с детьми используются изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (дымковская игрушка, филимоновская игрушка, гжель, городец, хохлома, жостово, вологодское кружево, Полхов-Майдан, мезенская роспись и др.) : задача педагога - показать разнообразие и традиции вида: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Виды декоративно-прикладного искусства в детском саду по группам.

Младшая группа (от 3 до 4 лет).

• Дымковская игрушка.

Средняя группа (от 4 до 5 лет).

• Дымковская игрушка,

• филимоновская игрушка.

Старшая группа (от 5 до 6 лет).

• Дымковская игрушка,

• филимоновская игрушка,

• городецкая роспись,

• Полхов-Майдан.

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

• Дымковская игрушка,

• филимоновская игрушка,

• городецкая роспись,

• Полхов-Майдан,

• гжель,

• хохлома,

• жостово,

• мезенская роспись,

• вологодское кружево.

Чем старше возраст тем больше знакомства с народным прикладным искусством, тем больше элементов мы добавляем для знакомство с детьми.

Вывод:

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности детей. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивает у них художественный вкус, прививает любовь к своему краю. Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и побуждает желание и навыки в создании композиции, развивает творческие способности. Технические приемы декоративного рисования помогают в развитии двигательных ощущений, мелкой моторики руки - ведь детям приходится прорисовывать очень мелкие завитки, различные элементы росписи: точки, волнистые и прямые линии, другие детали. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки.

Декоративное рисование оказывает влияние на мыслительную деятельность, так как рисунок представляет собой тот же рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами.

Литература:

1. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева “ От рождения до школы” Основная образовательная программа дошкольного образования ФГОС.

2. Материалы ГМЦ.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду (4-5, 5-6, 6-7 лет).

4. Грибовкая А. А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации.

5. Соломенникова О. А. Ознакомление детей с народным искусством.

6. Интернет ресурсы.

Наглядно-дидактические пособия

Серия “Народное искусство – детям”, “Дымковская роспись”, “Филимоновская игрушка”, “ Городецкая роспись по дереву”.

Публикации по теме:

Декоративное рисованиеДекоративное рисование Народное декоративное искусство- одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать эстетический вкус, учит видеть прекрасное,.

Декоративное рисование «Роспись посуды для куклы»Декоративное рисование «Роспись посуды для куклы» Задачи: учить детей расписывать посуду гуашевыми красками, красиво сочетая цвета и располагая узор по форме. Совершенствовать технику владения.

Конспект занятия по ИЗО в средней группе «Украшаем фартук» (декоративное рисование) Программное содержание: Образовательное:продолжать знакомить детей с элементами татарского народного орнамента. активизировать речь детей.

Конспект занятия по ИЗО деятельности. Декоративное рисование «Ромашки» Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким.

Интерактивный музей. Декоративное рисование на гальке «Матрешки»Интерактивный музей. Декоративное рисование на гальке «Матрешки» ЦЕЛЬ: знакомство с историей русской деревянной матрешки. ЗАДАЧИ: образовательные: -расширять представления детей о промыслах России,.

Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 летМастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6–7 лет Мастер-класс «Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи» для детей 6-7 лет. В наши дни дымковская игрушка по праву считается.

Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционное рисование мятой бумагой как средство развития творческих способностей» Цель: - расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования (рисование мятой бумагой). Задачи: - познакомить со специальными.

НОД с интеграцией образовательных областей. Декоративное рисование «Жостовский поднос»НОД с интеграцией образовательных областей. Декоративное рисование «Жостовский поднос» Цель: Познакомить детей с особенностями жостовской росписи. Задачи: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством,.

Фотоотчет «Рисование декоративное, с натуры «Матрёшки»Фотоотчет «Рисование декоративное, с натуры «Матрёшки» Задачи: познакомить детей с матрёшкой, как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал.

Рисование декоративное с элементами аппликации «Салфетки для любимой мамочки»Рисование декоративное с элементами аппликации «Салфетки для любимой мамочки» Задачи: учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы; показать детям варианты сочетания декора по цвету и форме;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Декоративное рисование»
Опубликовано: 2 февраля 2020 в 17:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей «Декоративное рисование»» (включая файлы) размещена пользователем Регина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД