Корочкина Мария
Мастер-класс для воспитателей от логопеда «Артикуляционная гимнастика — основа понятной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.
Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.
1. Орг. момент.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей от логопеда „Артикуляционная гимнастика — основа понятной речи“» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2023
Почему дети неправильно произносят звуки? Одним из факторов, который влияет на качество произносимой речи, является артикуляция. Именно благодаря хорошей и правильной подвижности органов артикуляции – губ, языка, щёк, нижней челюсти, мягкого нёба – можно добиться понятной и чёткой речи.
А добиться результатов в развитии органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика.
2. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, нёба).
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.
Артикуляционные упражнения бывают двух видов:
Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 5-10 секунд: лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.
Динамические – упражнения для развития подвижности органов речи, скорости и точности выполнения движений: улыбка-хоботок, качели, часики, лошадка, и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить в умеренном темпе, четко, ритмично.
Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционную гимнастику обычно проводят сидя. Так в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Разместить детей так, чтобы все видели лицо педагога.
2. Использование зеркала: индивидуального или большого.
3. Перед выполнением упражнения педагог рассказывает о нём, показывает его и далее выполняет с детьми. Каждое упражнение повторять 3-5 раз.
4. Прежде чем вводить новое упражнение педагог даёт инструкцию (поэтапно): улыбнулись, показали зубки, приоткрыли ротики, показали кончиком языка в правый уголок губ, потом в левый.
3. Практическая часть
На что обратить внимание при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики?
1. Улыбка. Для повышения эффективности упражнений следует следить за тем, чтобы ребёнок продолжал держать губы в улыбке. Также благодаря улыбке сохраняется хороший обзор на ротовую полость, что помогает отслеживать правильность выполнения движений.
2. Точность движений. Следить за тем, чтобы язык попадал именно в то место, на которое рассчитано упражнение.
3. Объем движений и скорость. Придерживаться умеренного темпа выполнения упражнений. Задавать скорость и объем можно с помощью интонаций.
Давайте с вами отработаем четыре основных упражнения: улыбка-трубочка, блинчик, вкусное варенье, лошадка.
Улыбка-трубочка
Цель: развитие подвижности губ.
Описание: растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперёд трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Как представить детям: улыбаются лягушки, поцелуйчик шлют подружкам. Ребята, давайте улыбнемся, покажем зубки, а затем поделимся друг с другом поцелуйчиками.
Далее идет предварительный показ, а затем выполнение совместно с детьми.
Блинчик
Цель: научить удерживать язык широким и расслабленным.
Описание: рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 5 – 7 сек.
Как представить детям: испекли блинов немного, положили на окошко. Ребята, доставайте блинчики и кладите на губу, чтобы они остыли.
Вкусное варенье
Цель: развить точность, управление объемом движений языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, обвести губы кончиком языка, сначала верхнюю, затем нижнюю. 5 – 7 повторений.
Как представить детям: блины мы если с наслажденьем, перепачкались вареньем. Облизываем варенье с губ, медленно, чтобы распробовать.
Лошадка
Цель: отрабатывать подъём языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.
Описание: улыбнуться, открыть рот, по цокать языком. Менять темп выполнения.
Как представить детям: цок-цок-цок по мостовой, идет лошадка к нам с тобой. Пощёлкаем языком, будто лошадка скачет. Быстро скачет, галопом, медленно идёт.
Как же сделать выполнение артикуляционных упражнений интереснее? В этом помогут адаптированные сказки. Они облегчат восприятие и запоминание детей упражнений и разнообразят рутину.
Также можно использовать сопроводительные жесты. Не только сделают акцент на движениях, но и улучшат мелкую моторику.
Малыш
Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.
Заборчик: Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.
Чистим зубы: А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).
Месим тесто: Теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто. Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.
Блинчики: Вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так. Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно.
Колобок
Жили-были Петя и Маша. Они приехали в гости к бабушке. Бабушка испекла к их приезду Колобок. Она его долго месила из теста, выпекала в печке. Получился Колобок кругленький, румяный, ароматный, и очень веселый. Он всем улыбался вот так (воспитатель показывает).
Улыбка: Давайте и мы улыбнемся Колобку точно так же, как он нам.
Петя и Маша решили поиграть с колобком в догонялки.
Часики: Колобок убегал от ребят вправо и влево.
Устали они бегать и сели на качели отдыхать.
Качели: вверх высоко поднимались и вниз.
А потом хитрый Колобок спрятался от Пети с Машей
Футбол: прятался за правой щекой, потом за левой.
4. Заключение
Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью четкой и понятной речи. И чем чаще она проводится, тем быстрее достигаются результаты в нормализации подвижности органов артикуляции.