МААМ-картинки

Мастер-класс для воспитателей от логопеда «Артикуляционная гимнастика — основа понятной речи»

Корочкина Мария
Мастер-класс для воспитателей от логопеда «Артикуляционная гимнастика — основа понятной речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе.

Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.

1. Орг. момент.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей от логопеда „Артикуляционная гимнастика — основа понятной речи“» размещена в разделах

Почему дети неправильно произносят звуки? Одним из факторов, который влияет на качество произносимой речи, является артикуляция. Именно благодаря хорошей и правильной подвижности органов артикуляции – губ, языка, щёк, нижней челюсти, мягкого нёба – можно добиться понятной и чёткой речи.

А добиться результатов в развитии органов артикуляции помогает артикуляционная гимнастика.

2. Основная часть.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, губ, нёба).

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов речи, необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционные упражнения бывают двух видов:

Статистические – упражнения на удержание определенной артикуляционной позы; каждое упражнение выполняется по 5-10 секунд: лопаточка, иголочка, горка, трубочка, чашечка, грибок и др.

Динамические – упражнения для развития подвижности органов речи, скорости и точности выполнения движений: улыбка-хоботок, качели, часики, лошадка, и др. Выполнять динамические упражнения необходимо 5-7 раз. Движения проводить в умеренном темпе, четко, ритмично.

Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи.

Требования к проведению артикуляционной гимнастики

1. Артикуляционную гимнастику обычно проводят сидя. Так в этом положении у ребёнка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Разместить детей так, чтобы все видели лицо педагога.

2. Использование зеркала: индивидуального или большого.

3. Перед выполнением упражнения педагог рассказывает о нём, показывает его и далее выполняет с детьми. Каждое упражнение повторять 3-5 раз.

4. Прежде чем вводить новое упражнение педагог даёт инструкцию (поэтапно): улыбнулись, показали зубки, приоткрыли ротики, показали кончиком языка в правый уголок губ, потом в левый.

3. Практическая часть

На что обратить внимание при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики?

1. Улыбка. Для повышения эффективности упражнений следует следить за тем, чтобы ребёнок продолжал держать губы в улыбке. Также благодаря улыбке сохраняется хороший обзор на ротовую полость, что помогает отслеживать правильность выполнения движений.

2. Точность движений. Следить за тем, чтобы язык попадал именно в то место, на которое рассчитано упражнение.

3. Объем движений и скорость. Придерживаться умеренного темпа выполнения упражнений. Задавать скорость и объем можно с помощью интонаций.

Давайте с вами отработаем четыре основных упражнения: улыбка-трубочка, блинчик, вкусное варенье, лошадка.

Улыбка-трубочка

Цель: развитие подвижности губ.

Описание: растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперёд трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Как представить детям: улыбаются лягушки, поцелуйчик шлют подружкам. Ребята, давайте улыбнемся, покажем зубки, а затем поделимся друг с другом поцелуйчиками.

Далее идет предварительный показ, а затем выполнение совместно с детьми.

Блинчик

Цель: научить удерживать язык широким и расслабленным.

Описание: рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 5 – 7 сек.

Как представить детям: испекли блинов немного, положили на окошко. Ребята, доставайте блинчики и кладите на губу, чтобы они остыли.

Вкусное варенье

Цель: развить точность, управление объемом движений языка.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, обвести губы кончиком языка, сначала верхнюю, затем нижнюю. 5 – 7 повторений.

Как представить детям: блины мы если с наслажденьем, перепачкались вареньем. Облизываем варенье с губ, медленно, чтобы распробовать.

Лошадка

Цель: отрабатывать подъём языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка.

Описание: улыбнуться, открыть рот, по цокать языком. Менять темп выполнения.

Как представить детям: цок-цок-цок по мостовой, идет лошадка к нам с тобой. Пощёлкаем языком, будто лошадка скачет. Быстро скачет, галопом, медленно идёт.

Как же сделать выполнение артикуляционных упражнений интереснее? В этом помогут адаптированные сказки. Они облегчат восприятие и запоминание детей упражнений и разнообразят рутину.

Также можно использовать сопроводительные жесты. Не только сделают акцент на движениях, но и улучшат мелкую моторику.

Малыш

Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.

Заборчик: Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

Чистим зубы: А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).

Месим тесто: Теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто. Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

Блинчики: Вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так. Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно.

Колобок

Жили-были Петя и Маша. Они приехали в гости к бабушке. Бабушка испекла к их приезду Колобок. Она его долго месила из теста, выпекала в печке. Получился Колобок кругленький, румяный, ароматный, и очень веселый. Он всем улыбался вот так (воспитатель показывает).

Улыбка: Давайте и мы улыбнемся Колобку точно так же, как он нам.

Петя и Маша решили поиграть с колобком в догонялки.

Часики: Колобок убегал от ребят вправо и влево.

Устали они бегать и сели на качели отдыхать.

Качели: вверх высоко поднимались и вниз.

А потом хитрый Колобок спрятался от Пети с Машей

Футбол: прятался за правой щекой, потом за левой.

4. Заключение

Артикуляционная гимнастика является неотъемлемой частью четкой и понятной речи. И чем чаще она проводится, тем быстрее достигаются результаты в нормализации подвижности органов артикуляции.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы»Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Артикуляционная гимнастика «Осенние мотивы» Выполнение артикуляционной гимнастики регулярно помогает, как подготовить артикуляционный аппарат.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Слово — речи основа» Деловая игра «Слово - речи основа»1. Подберите, как можно больше, прилагательных к слову «язык». 2. Напишите к данным словосочетаниям синонимы:.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи»Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — важнейшее условие правильной речи» Цель: познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой, необходимостью ее выполнения у детей с недостатками произношения звуков. Приходится.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика для всей семьи»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика для всей семьи» Цель: подготовка артикуляторного аппарата к чёткому произношению звуков и правильной дикции, формирование силы, точности кинестетических.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками»Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика. Играем со Смешариками» В ноябре 2016 года родителям воспитанников старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи был показан.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей от логопеда «Артикуляционная гимнастика — основа понятной речи»
Опубликовано: 1 декабря 2023 в 06:47
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для воспитателей от логопеда «Артикуляционная гимнастика — основа понятной речи»» (включая файлы) размещена пользователем Корочкина Мария (УИ 1410035) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД