Юлия Афанасова
Мастер-класс для воспитателей «Осторожные сказки»
▼ Скачать
Тема:«Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сочинения сказок»
Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности воспитателя;
Задачи:
1. Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс по расширению и уточнению представлений о безопасном поведении дошкольников.
2. Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Осторожные сказки“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
правилами безопасного поведения с помощью сказок.
3. Познакомить с методами сочинения сказок с использованием моделирования.
Материал: ребусы, иллюстрации к сказкам, листы для бесед, карточки для
рефлексии, конверты.
План проведения мастер класса.
I. Обоснование темы.
II. Вопросы к участникам, выполнение заданий.
III. Совместное моделирование.
IV. Рефлексия.
Организация мастер-класса
Первый этап. Обоснование темы.
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги.
Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, порой становится весьма небезопасной для него.
Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека.
Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться
подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.
Современных детей необходимо обучать особым навыкам, чтобы они смогли
избежать самых разнообразных опасностей. Мы должны научить детей оценивать окружающую обстановку, определять потенциальную опасность или подозрительную ситуацию и адекватно на неё реагировать.
Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный
вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.
Сказки - это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих
поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности,
которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо
соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться
за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, вы научите ребенка и
бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир.
Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые и
от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадешь.
Второй этап. Вопросы к участникам, выполнение заданий.
Ведущий: И сегодня, мы с вами, уважаемые коллеги, на практике попробуем убедиться в том, что сказки выполняют не только воспитательную роль, но и обучают безопасности.
Упражнение «Мозговой штурм».
У каждого из вас есть картинки. Разделитесь, пожалуйста, на подгруппы по
одинаковым картинкам (красная шапочка, заяц).
Задание подгруппам: вам нужно по представленным словам назвать сказку.
(Участники мастер-класса по словам называют сказку.)
Слова 1 подгруппе.
1. Волк, три, кирпичи. («Три поросенка»);
2. Заяц, лиса, мука. («Колобок»).
3. Собака, лиса, коса. («Заюшкина избушка»);
Слова 2 подгруппе.
1. Волк, ружье, пирожки. («Красная шапочка»).
2. Огонь, кошка, ведро. («Кошкин дом»);
3. Олень, снег, роза. («Снежная королева»).
Ответы участников.
Ведущий: Молодцы, вы все правильно назвали сказки.
Ведущий: Перед вами, уважаемые коллеги, иллюстрации из перечисленных
вами сказок. Давайте еще раз по картинкам назовем сказки.
- Как вы думаете, на какие группы по правилам безопасности можно разделить
эти сказки?
Участники называют правила безопасности. Если нужно, я уточняю.
1. Опасные контакты с незнакомцами.
2. Один дома.
3. Пожарная безопасность.
Ведущий: Молодцы. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Вопрос-ответ». Вы
должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.
Вопросы к участникам.
Ведущий: Скажите:
- Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?
Емеля. Буратино. Пьеро.
- Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица»?
Гвоздем. Шилом. Веретеном.
- Отчего уснула царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»?
От скуки. От кусаного яблока. От снотворного.
- По какой причине произошел пожар в доме кошки?
Уголек из печки упал на пол. Играла со спичками. Забыла выключить утюг.
- Какую ошибку по безопасному поведению совершил Кай?
Разбил зеркало. Принял угощение от королевы. Привязал свои сани к саням
незнакомки.
- Каким образом ведьма заманила к реке сестрицу Аленушку?
Сообщила, что с козленочком что-то случилось.
Позвала ее ласковым голосом.
Предложила угощение.
- Кто подложил горох девушке в сказке «Принцесса на горошине»?
Королева. Принц. Придворный.
Ведущий: Дорогие воспитатели, продолжим работу по подгруппам. Вспомните, пожалуйста, сказку :
1 подгруппа «Колобок», 2 подгруппа «Красная шапочка», и
напишите, в какие неприятные ситуации попали ее герои, и какие правила
безопасности они нарушили. (Участники перечисляют правила безопасности,
нарушенные героями сказок).
Ведущий: Молодцы.
Каждой подгруппе даются названия сказок.
Дети очень любят переделывать сказки на новый лад. Предлагаю и вам придумать
такой вариант сказки, где герои соблюдали бы правила безопасного поведения и обходили стороной все опасные ситуации. Каждой подгруппе даются названия сказок («Заюшкина избушка», «Три поросенка»).
Ведущий: Молодцы. Безопасные сказки получились у вас.
Ведущий: Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какие формы работы вы
используете при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения?
(Занятия, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, игры-тренинги, обучающие ситуации, наблюдения и др.)
Третий этап. Совместное моделирование
Ведущий: Уважаемые коллеги, при обучении дошкольников правилам
безопасности эффективны все формы работы. И сейчас я предлагаю вам составить и продемонстрировать друг другу одну из активных форм работы – беседу по сказке, с помощью которой вы смогли бы ознакомить детей правилам безопасного поведения.
Раздаю названия сказок : «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса». Группа
находится на этапе моделирования беседы. Участники демонстрируют модели бесед.
Ведущий: Все ваши беседы мы соберем в папку, и будем использовать данную форму при ознакомлении детей с правилами безопасного поведения.
Четвертый этап. Рефлексия.
Ведущий: Уважаемые, коллеги! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций
картинку, соответствующую вашему настроению на нашем занятии и вложите её в конверт.
Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!