Подлесных Елена
Мастер-класс для воспитателей на тему «Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»
▼ Скачать
Мастер – класс для воспитателей
на тему :
пальцев рук с использованием «сухого бассейна»
Провела:
Учитель-логопед
Подлесных Е. М.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей на тему „Самомассаж кистей и пальцев рук с использованием „сухого бассейна“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Сухой бассейн в детском саду
- Темочки
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается не-достаточность двигательной активности, в том числе и плохая координа-ция мелкой моторики пальцев рук. Учёными доказано, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук до-стигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики необходимо сочетать пальчиковую гимнастику с самомассажем кистей и пальцев, используя для этого «пальчиковый «сухой» бассейн».
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребёнка мас-сируются, пальцы становятся более чувствительными, а их движения - координированными.
Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует :
- нормализации мышечного тонуса ;
- стимуляции тактильных ощущений ;
- увеличению объёма и амплитуды движений пальцев рук ;
- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать cтихотвор-ным текстом или выполнять под музыку.
Использование тренажёра «Пальчиковый бассейн» - одно из эффек-тивных средств решения коррекционных задач. Разнообразные игры и упражнения с ним увлекательны. Наиболее полноценно ребёнком усваивается то, что затронуло его эмоционально, было ему интересно. Обеспечивая по-ложительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность, игры с сыпучими веществами позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, стабилизируют состояние их нервной системы. Действительно, занимаясь с пальчиковым бассейном, дети с речевыми нарушениями всегда чув-ствуют себя комфортно, активно проявляют свои творческие возможности. Это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития.
Пальчиковый бассейн представляет собой большую прямоугольную коробку с невысокими бортиками, в которую насыпают фасоль или горох высотой 6-8 см. Можно использовать и пластмассовые тазики, ванночки, детские надувные бассейны, заполняя их шариками, гладкими камешками, мелкими игрушками.
Проведение пальчиковой гимнастики в таком бассейне способствует разви-тию тактильного восприятия, активизации кинестетических ощущений, нор-мализации тонуса пальцев рук, развитию их движений. Но этим не исчерпы-ваются возможности использования тренажёра : с ним в игровой форме можно решать разные коррекционные задачи, причём некоторые из них одновремен-но.
Сама по себе возможность погрузить свои руки в ёмкость с фасолью, го-рохом, крупой, разноцветными шариками очень заманчива для ребёнка, вы-зывает у него восторг. Такие действия не нуждаются в инструкции. Играя са-мостоятельно, выполняя несложные движения (перебирая, сжимая в кулач-ках, перетирая насыпанные предметы между ладошками, закапывая руки и др.) , ребёнок сосредотачивается на тактильных ощущениях, обеспечивает се-бе массаж, расслабляется и психически отдыхает. Такие простые упражнения, как раскопать ямку, закопать её, спрятать руки, положить их на дно, «прой-тись», «проскользить» ладошками (кулачками) по поверхности бассейна, выполняя движения в различных направлениях, «прошагать» по поверхности отдельно каждым пальцем, погружая их на разную глубину, пошевелить пальчиками или сжатыми кулачками внутри, «поиграть» по поверхности, как на пианино или на клавиатуре компьютера, имеют колоссальное значение для развития психики ребёнка. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и пальчиковой моторики ребёнок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это в свою очередь способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти.
Игры в пальчиковом бассейне можно успешно сочетать с речью. Вот неко-торые из них.
«Веник». Ребёнок, положив ладошки на дно бассейна, двигает ими впра-во-влево и проговаривает: «Веник быстро всё подмёл, оглянулся – чистый пол».
«Повар». Ребёнок выполняет круговые движения кистью в бассейне по часовой стрелке и против неё : «Варим, варим, варим щи. Щи у Вани хоро-ши».
«Солим щи». Ребёнок выполняет перетирающие движения тремя (пятью) пальцами : «Мы посолим наши щи. Щи у Кати хороши».
«Пальчики разбежались». Ребёнок опускает руки в бассейн, прижимает ладони ко дну, попеременно сдвигает и раздвигает пальцы : «Наши пальцы разбежались, но потом опять собрались».
«Стираем платочки». Ребёнок выполняет плавные движения кистями внутри бассейна сначала слева направо, потом вперёд-назад, затем вверх-вниз кистями над бассейном по тексту :
Мама и дочка стирали платочки:
Вот так, вот так.
Мама и дочка полоскали платочки:
Вот так, вот так.
Мама и дочка сушили платочки:
Вот так, вот так.
«Где наши ручки?» Ребёнок опускает обе руки в бассейн, закапывает их по-глубже, держит в покое, а затем достаёт.
Где же, где же наши ручки?
Нету наших ручек…
Вот, вот наши ручки,
Пляшут наши ручки.
«Тесто».
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
«Зарядка».
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
«Ладошки здороваются».
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее. Затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами.
Наши пальчики сплетём
И соединим ладошки.
А потом как только можем
Крепко-накрепко сожмём.
«Пальцы играют».
Опустить руки в «сухой бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать.
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулачки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем разгибать.
«Колобок».
Сжимать и разжимать кулачки в «сухом бассейне».
Кулачок как колобок.
Мы сожмём его разок.
Кулачки сжимаем,
Кулачками мы играем.
«Лягушки».
Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» паль-цами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и поло-жить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами.
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
«Напрягаем пальцы».
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнём, сразу пальцы разожмём,
Мы пошире их раздвинем, посильнее напряжём.
Выполняя определённое действие в бассейне только правой или левой ру-кой, ребёнок развивает умение ориентироваться на собственном теле. Например, логопед просит: «Опусти правый кулачок в бассейн, разожми его, пошевели пальчиками, вынь руку из бассейна. Какой кулачок ты опускал в бассейн?
C пальчиковым бассейном можно решать задачи по развитию слухового внимания. Сыпучие вещества звучат по-разному. В ходе упражнений целесо-образно привлекать внимание детей к этим звукам. Особенно им нравится слушать, как звучит фасоль. Эти звуки хорошо сравнивать со звуками воды. Вот некоторые игровые упражнения.
«Море шумит». Ребёнок двигает руками внутри бассейна слева направо и слушает, как «шумит море». Если это делать с разной скоростью, то «море» будет шуметь по-разному.
«Ручеёк». Ребёнок проводит ладонью или пальчиком по поверхности бассейна и слушает, как «журчит ручеёк».
«Тучка и дождик». Ребёнок сильно зажимает фасоль (горох) в кулачке, т. е. с напряжением. (Имитация «тучки» .) Затем постепенно расслабляет кисть, и фасоль медленно падает на поверхность бассейна. Это «дождик». Внимание ребёнка привлекается к издаваемым при этом звукам. Кисть можно раскрывать с разной скоростью или вначале медленно, а потом быстро. Соответственно «капли» будут падать медленно или быстро.
«Ливень».Ребёнок набирает фасоль или горох двумя руками и удержи-вает их некоторое время. Затем через щелку между ладонями выбрасывает её и слушает получающиеся при этом звуки.
Когда все эти движения и соответствующие звуки усвоены, можно поиг-рать в «Звуковые загадки». Один ребёнок выполняет движение, остальные угадывают, на что похож звук: шум моря или журчание ручейка… Какой дождь прошё л: мелкий или крупный? Дети по очереди могут загадывать за-гадки друг другу.
Очень увлекают детей игры с одинаковыми небольшими ёмкостями с крышками. Например, наполнив фасолью одну бутылочку полностью, а вто-рую наполовину, в третью положив только одно зёрнышко, в четвёртую – два или три, ребёнок убеждается, что все бутылочки при потряхивании будут зву-чать по-разному.
Всем известная игра «Угадай по звучанию» с использованием пальчи-кового бассейна весьма вариативна. Например, одинаковые и разноцветные бутылочки (баночки или другие ёмкости) можно наполнять не только раз-ным количеством одинаковой крупы, как в вышеописанной игре, но и одина-ковым количеством разных круп. Здесь всё зависит от возможностей детей и фантазии педагога. Так, один из интересных вариантов игры «Парные звуки» заключается в наборе ёмкостей, среди которых имеются «одинаковые по зву-чанию». Ребёнок, подбирая пары и потряхивая ёмкости, прислушивается к издаваемым при этом звукам.
С целью развития у детей пальцевого гнозиса эффективны игры на вы-полнение статистических упражнений внутри пальчикового бассейна. Систе-матически эти упражнения можно использовать в работе по таким лексиче-ским темам, как «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы». Ре-бёнку нужно опустить руку в бассейн и по заданию изобразить что-то из пальчиков (создать позу). После выполнения задания внутри бассейна он вынимает руку и проверяет себя визуально. Создание каждого образа можно сопровождать коротким стихотворением. Вот некоторые упражнения.
Зайка
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет,
Веселит своих зайчат.
Ребёнок сжимает пальцы в кулак, выставляя вверх указательный и средний пальцы.
Мышка
Серенький комок сидит
И бумажкой всё шуршит.
Упирает средний и безымянный пальцы в большой, сгибает указа-тельный и мизинец в дуги и прижимает к среднему и безымянному пальцам.
Кошка
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в её норушке.
Упирает средний и безымянный пальцы в большой. Поднимает ука-зательный и мизинец.
Поиск различных предметов внутри пальчикового бассейна наиболее ча-сто используется в работе с детьми. Такая игра наиболее увлекательна и мо-жет преследовать разнообразные цели, способствуя развитию стереогноза, зрительно-моторной координации, слухового и зрительного внимания и па-мяти, мышления, слоговой структуры слова, автоматизации звуков, их диф-ференциации на слух и в произношении, закреплению навыков счёта, уточне-нию и активизации словарного запаса, формированию грамматического строя речи. Невозможно перечислить и описать все возможные варианты игр и упражнений на поиск предметов внутри бассейна. Вот некоторые из них.
«Рыбаки». Морские гладкие камешки («рыбки») перемешиваются с фасолью (горохом). Ребёнок должен поймать как можно больше рыбок. В игре могут участвовать несколько детей. После игры подсчитывается коли-чество пойманных рыбок.
«Угадай игрушку». В бассейне прячут игрушку или предмет и просят ребёнка найти их и назвать. Это наиболее простой вариант. Можно спрятать не одну, а несколько игрушек и попросить ребёнка найти конкретную, названную взрослым. Игрушки могут быть подобраны соответственно теме занятия, инструкции, конечно, будут разными, например:
• «Найди только овощи. Назови их»;
• «Найди все предметы. Овощи положи на поднос, а фрукты на та-релку. Расскажи…»;
• «Найди кубики. Сколько их?» (Два кубика.) «Найди пирамидки.
• Сколько их?» (Две пирамидки.)
• «Найди все предметы и сосчитай их»;
• «Достань предметы только красного цвета. Назови». (Красный ку-бик. Красная чашка. Красное яблоко.);
• «Найди и назови только те предметы, в названии которых есть звук [ с ]». (Собака, слон, лиса.)
• «Найди предмет и назови его ласково». (Чашка-чашечка, тарелка-тарелочка.);
• «Найди и определи количество слогов в слове»;
• «Найди животное и назови его детёнышей». (У кошки котята. У коровы телята.) ;
• «Найди предмет и придумай предложение о нём».
• «Найди и сравни». (Яблоко гладкое, а лимон шершавый.);
• «Найди игрушку и скажи, где в её названии находится звук [л] : в начале, середине или конце?» (Лошадь, белка, козёл.)
• «Найди, достань». Взрослый прячет внутри бассейна предметы и даё т играющему задание : «Найди что-то большое, круглое и глад-кое. А теперь что-то мягкое и пушистое» и т. д.
При большом размере бассейна в подобной игре могут участвовать не-сколько детей, при этом получая разные задания. Предметы с учётом возмож-ностей детей могут быть не только объёмными, но и плоскостными (с силу-этными изображениями, геометрические фигуры, буквы, цифры).
Дети лучше усваивают забавное, интересное. Пальчиковый бассейн по-могает превратить традиционные задания в необычные и увлекательные. Его можно применять в работе с детьми раннего, дошкольного и даже младшего школьного возраста. Включая этот тренажёр в свой учебный план, логопеды, дефектологи, воспитатели, учителя могут решать ряд коррекционных задач во взаимосвязи между речевыми нарушениями и другими сторонами психиче-ского развития детей.