Ирина Галицкая
Мастер-класс для воспитателей «Кинезиологические упражнения для гармоничного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Кинезиологические упражнения для гармоничного развития дошкольников»
Цель мастер-класса : повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию кинезиотерапии в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи
1. Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами развития мелкой и общей моторики детей дошкольного возраста.
Темочки:
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
2. Разучить с участниками мастер-класса кинезиологические упражнения, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Оборудование: грецкие орехи, буклеты.
Ход встречи
I.Введение
Уважаемые коллеги!
Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему : «Кинезилогические упражнения для гармоничного развития дошкольников». Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня были не только слушателями, но и активными участниками этого мастер - класса.
Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Ведущее полушарие — врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными, левшами (правополушарными) или амбидекстрами (равнополушарными). Но, как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. И дошкольное, и тем более школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому, кстати, многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать и погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции. Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними. Кстати, у детей с нарушением межполушарного взаимодействия главный признак — это нарушение речи. Кинезиология (с греческого – наука о движении). Существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.
Кинезиология представляет коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Это позволяет говорить о нём, как о оригинальном способе оздоровления детей. Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью кинезиологических упражнений.
Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематического выполнения кинезиологических упражнений у ребёнка развиваются межполушарные связи. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению.
II.Для развития речи мы используем следующие направления кинезиотерапии :
• Дыхательные упражнения
• Пальчиковая гимнастика
• Телесные упражнения
• Логопедическая ритмика
1. Дыхательные упражнения
«Задуть свечу». Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
«Дыхание носом». Упражнение заключается в том, что дети дышат только одной ноздрей. При этом важно правильно располагать пальцы рук: правая ноздря закрывается правым большим пальцем, левая - мизинцем левой руки. Остальные пальцы всегда направлены вверх. Важно глубоко и неторопливо дышать.
«Пловец». Дети стоя делают глубокий вдох, закрывают нос пальцами и приседают. В таком положении они мысленно считают до 5, затем встают и выпускают воздух. Упражнение напоминает действия ныряющего пловца
«Надуй шарик». Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза - задержка дыхания. Выдох - втянуть живот как можно сильнее. Пауза - вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
2. Телесные упражнения.
«Перекрестное марширование».
«Пальчики шалят» - каждым пальцем сначала левой руки по коленям под счёт до 5 начиная с большого пальца. Сжать кисти в кулак и поочерёдно разгибать пальцы начиная с мизинца. Повторить то же по 3-4 раза с каждым пальцем.
«Фонарик». Руки направлены вверх. Одна рука зажата в кулак, ладонь другой распрямить. По сигналу происходит смена положения рук. Расслабить руки. Встряхнуть.
«Замок» (ладони вместе, пальцы переплетены) :
- сдавливание ладоней с силой;
- вращение вправо-влево;
- разворачивание ладоней наружу и выворачивание в обратную сторону (пальцы переплетены).
«Солнышко» - «Туча»
«Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
«Ножницы» - разведение пальцев рук :
«Щелчки» правой, затем левой рукой, потом обеими руками.
«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Крючки»
«Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Ухо-нос-хлопок»
«Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.
Любим ручками играть
И лезгинку танцевать.
"Кулак - ребро – ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Блинчики» правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:
«Блинчики с начинкой» Каждый третий блин с начинкой – зажимаем кулак вверх.
«Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
«Гриб - Полянка» В усложнённом варианте добавляем хлопки.
«Яблоко - Червяк».
«Рожки - Ножки»
«Дом-Ёжик-Замок»
«Гусь-Курица-Петух»
«Зайчик-Коза-Вилка»
«Капитан» Одна рука к виску с прижатым указательным пальцем. Другая в «восклицательном» жесте. В усложнённом варианте добавляем хлопки.
«Упражнение победителей» В усложнённом варианте добавляем хлопки.
3. Логоритмика (ОРФ-педагогика)
Орф-педагогика была основана и развита немецким композитором Карлом Орфом в прошлом веке. Главный принцип этой педагогики — «учимся, делая и творя». Логоритмика (в основе которой лежит орф-педагогика) в различных своих проявлениях может красной нитью украсить и обогатить нашу жизнь от рождения до самого преклонного возраста.
1. Игра «Здравствуйте»
Та-Ба-Да-Дам, - хлопки по коленям
Здрав-ствуй-те – хлопки в ладоши
2. Игра «Назови ласково»
Играющие садятся по кругу. Детям предлагается поздороваться, но сделать это необычно, а с помощью игры. Ведущий называет свое имя, прохлопывая его в ладоши по слогам (например, Та-ня). Дети хором называют это имя «ласково», прохлопывая его по коленям (Та-неч-ка). Далее рядом сидящий называет и прохлопывает в ладоши своё имя, а все хором называют это имя «ласково» и одновременно прохлопывают его по коленям. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока все игроки не назовут своё имя.
3. Упражнение «Слоговые цепочки»
Сейчас я вам расскажу историю, а вы повторите.
А\ АО\ АОУ\ АОУЭ\ АОУЭЫ. Сопровождаем жестами
4. Упражнение «Ритмичные чистоговорки»
Са-са-са – хлопки в ладоши
Вот – хлопок по груди
Ли-са – хлопки по коленям
(Оса, коса, коза, леса, роса. Весы, часы, чипсы. Гора, дыра, жара, икра, нора).
5. Упражнение «Цепочка из фруктов» (овощей, ягод, животных)
Жесты выбирает ведущий. Все игроки повторяют дважды цепочки слов в сопровождении жестов (хлопки в ладони, по коленям, по груди, над головой, по затылку, по полу и т. д.)
Пер-сик – А-на-нас.
Ман-го – Ман-да-рин.
Гру-ша – А-пель-син.
Ки-ви – Яб-ло-ко.
Сли-ва – Аб-ри-кос.
6. Игра с Орехами
Дети в кругу. Руки впереди, ладонями вверх. В правой ладони каждого орех.
У меня - У соседа.
Взял - Отдал.
7. Упражнение «Продолжи ритм»
/ / - щелчки пальцами, / - хлопок в ладони, / - хлопки по коленям
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Зайку бросила хозяйка —
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу —
Потому что он хороший.
III. Заключение мастер-класса. Вручение буклетов.