Колякина Анна Михайловна
Мастер-класс для воспитателей «Калейдоскоп игр для интеллектуального развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с логическими блоками Дьенеша и цветными счетными палочками Кюизенера.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с учебно-игровыми пособиями «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счетные палочки Кюизенера».
2. Способствовать освоению педагогами технологией применения логико-математических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Повысить уровень профессионального самосовершенствования участников мастер-класса.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Калейдоскоп игр для интеллектуального развития дошкольников“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Оборудование и материалы: презентация, учебно-игровые пособия «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счетные палочки Кюизенера».
Теоретическая часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги!
Все мы знаем, что математика – наиболее трудоемкий учебный предмет в школе. Но наши воспитанники этого не знают и не должны узнать. Математика для дошкольников – это игра!
Помните калейдоскоп - эту милую волшебную игрушку из нашего детства? Смотришь сквозь маленькое отверстие, а за ним волшебный мир. Чуть повернул, и узор изменился до неузнаваемости. Так и разнообразие логико-математических игр и заданий может изменить интеллектуальные способности ребенка.
Многочисленные современные детские развивающие игровые пособия – отличные помощники в обучении детей. И сегодня я хочу вас познакомить с играми «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные счетные палочки Кюизенера»
Почему я взяла для работы именно блоки и палочки? Потому что они способствуют развитию:
- мыслительных операций (классификация, группирование предметов, исключение лишнего, анализ и синтез);
- формированию элементарных математических представлений (фигура,число, цифра, пространство, абстракция);
- формированию психических процессов – внимание, память, логическое мышление;
- развитию мелкой моторики.
Давайте познакомимся с самими пособиями:
Палочки Кюизенера
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете» или «цветными линеечками». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Блоки Дьенеша
Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.
Набор состоит из 48 логических блоков. В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков:
- цвета (красные, желтые, синие,
- формы (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные,
- размера (большие и маленькие,
- толщины (толстые и тонкие).
При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки - с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств (цвет - пятно, форма – геометрическая фигура, размер – домик, толщина – фигура человека) и 11 – с отрицанием свойств (с частицей не).
Практическая работа
А теперь давайте «попробуем» на практике ценность наших игр. Послушайте волшебную сказку. Жили-были разноцветные палочки. Их было очень много, а жили они в небольшой коробке. Тесно палочкам в коробке, а играть так и вовсе неудобно. И вот однажды решили палочки поиграть с нами в игру, которая называется «Назови число – найди палочку»:
1. Перед Вами числовая и цветовая лесенка. Самая маленькая палочка – ступенька – означает число один, самая большая - число десять. Найдите палочку, которая соответствует числу 4, 6, 8, 3.
А теперь усложним игру – назовите число по цвету палочки – белая – один, розовая – два, голубая – три, красная – четыре и т. д. (сначала показ по порядку, потом вразноброс).
Поиграли палочки и решили вместе с нами отправиться в путешествие со своими друзьями – блоками.
2. Чтобы узнать, на чем наши палочки собрались путешествовать, надо посмотреть на схему и собрать рисунок.
Что у нас получилось? Правильно, поезд!
3. А пока мы с вами путешествуем, предлагаю поиграть, сейчас мы будем составлять числа из цветных палочек. Из каких палочек можно составить число 7? (Ответы).
Задание:
составьте число 6 из одинаковых палочек;
составьте число 6 из разных палочек.
4. На железной дороге путешествуют и необычные пассажиры - логические блоки. Во время пути они переходят из одного вагона в другой, меняя свои свойства. После поездки – это оказываются совершенно другие пассажиры. Давайте узнаем, как это происходит. Возьмите любой блок, положите его на паровоз. В первом вагоне он изменил свои свойства, какие свойства? (размер) Какой блок вы положите в первый вагон? Почему? (Выполняют задание самостоятельно по остальным вагонам).
Какой пассажир – блок оказался в последнем вагоне вашего поезда?
Вот и подошло наше путешествие с палочками и блоками к концу.
Рефлексия:
Какие трудности вы испытали выполняя задания? (Это не так трудно, как вам кажется). А вам интересно было играть? А как вы считаете, какими мыслительными операциями овладевают дети в подобных играх?
Вывод: Игры помогают детям научиться выполнять логические операции (то есть знакомят с основой математики) – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты.
Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями, и получают знания элементарных математических представлений. Главное не забывать хвалить ребенка, даже если он сделал что-то на ваш взгляд незначительное.