Елена Рожкова
Мастер-класс для воспитателей «Игры с мячом на прогулке»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение компетенции педагогов в вопросах применения мяча в играх на развитие ловкости, двигательной активности, мелкой моторики, речевого дыхания и развития речи.
Задачи:
• дать сведения о значении и выборе мяча.
• познакомить с подвижными играми с мячом, играми на развитие речи детей, игры на развитие мелкой моторики.
• заинтересовать педагогов в использовании мяча в играх с детьми.
• повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросе игр с мячом.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Игры с мячом на прогулке“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с мячом для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мяч, мячик
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Ход мастер — класса.
Дошкольный возраст – это важный этап для формирования прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Непременные спутники жизни детей - это игры и развлечения. Особое место среди подвижных и спортивных игр занимают игры с мячом. Именно мяч является одним из самых доступных спортивным инвентарем и есть у каждого ребенка. Игры с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, согласованности движений, быстроты реакции, прыгучести, силы – ведь ребенку играя в мяч, часто приходится передавать его своему партнеру или бросать его в цель, находящуюся на значительном расстоянии. Ребенок должен высоко подпрыгнуть, доставая мяч или бросая его в высоко расположенную цель, быстро перебежать на другое место площадки, чтобы успеть поймать мяч и т. п. Упражнения вырабатывают умение поймать брошенный предмет, удержать его, бросить партнеру, а также рассчитать направление, силу броска, формируют соразмерность движений, хорошую пространственную ориентировку. Также игры с мячом благотворно влияют на физическое развитие работоспособность ребенка. Действия с мячом различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти, способствуют совершенствованию двигательной реакции детей.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых качеств. Такие игры приучают детей преодолевать эгоистические побуждения, воспитывают выдержку. Ради интересов команды ребенку часто приходится, отказаться от мяча, передавать его партнеру, который имеет более выгодные условия для ведения успешной игры. Общая цель, стремление всех игроков команды достичь результата способствуют развитию взаимопонимания, взаимопомощи, умения считаться с другими. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия.
Для игр с мячом подойдут мячи разного размера и изготовленные из разных материалов. Это может быть воздушный шарик, большой надувной мяч, теннисные мячи и мячи от пинг-понга, а также спортивные резиновые мячи, тряпичные или ватные мячи, даже клубки из ниток и кусочки поролона,зимой мячи могут заменить снежки, сделанные самими детьми. Для различных вариантов действия с мячом можно приготовить корзинки, тазики, большие деревянные кубы и дощечку для изготовления горки или скамеечки, под которой, как под воротцами, можно прокатить мяч определенного размера.
Игры с мячом для дошкольников целесообразно сопровождать рифмованными речёвками или стихами, которые задают определенный ритм движения. Таким образом, ребенок вовлекается в нужное движение ненавязчиво, без объяснений, но в заданных форме и порядке.
Повсеместно в России дети играли в шерстяные мячики. Овечью шерсть сначала скатывали в руках в плотный клубок, затем бросали в кипяток и оставляли там, на полчаса. Сжавшийся шарик снова катали в руках, пока он не станет твердым, как дерево. После просушки выходил упругий замечательный мячик, не уступающий прыгучестью резиновому сопернику.
Предлагаю вам разучить интересные игры с мячом, в которые можно играть на прогулке и в группе.
Упражнение с мячом (разминка).
В правую руку свой мячик возьми,
Над головою его подними
И перед грудью его подержи.
К левой ступне, не спеша, положи.
За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись.
Правого плечика мячик коснется
И ненадолго за спину вернется.
К правой ступне, и к левой ступне,
И на живот — не запутаться б мне.
Подвижная игра для всех возрастов «Попади, мячом, шишкой, снежком в круг, корзинку»
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании правой и левой рукой.
Описание: Дети стоят по кругу. В центре круга выложен из веревки кружок, концы веревки связаны, круг можно начертить. Диаметр круга – 2 метра. Дети находятся на расстоянии 1-2 шагов от круга. В руках мешочки с песком. По слову воспитателя «Бросай!», все бросают свои мешочки в круг. «Поднимите мешочки!» - говорит воспитатель. Дети поднимают мешочки, становятся на место. Воспитатель отмечает, чей мешочек не попал в круг, игра продолжается. Дети бросают другой рукой.
Правила: Бросать мешочек нужно по слову воспитателя «Бросай!» Поднимать по сигналу «Поднимите!». Варианты: Вместо мешочков бросать шишки; разделить детей на подгруппы, каждая бросает в свой круг; увеличить расстояние.
Подвижная игра для детей раннего возраста «Передай мяч».
Задачи. Учить передавать мяч двумя руками и принимать его. Развивать внимание. Поддерживать самостоятельность в действиях.
Содержание игры. Дети стоят в кругу и по сигналу взрослого передают мяч соседнему ребенку, называя его имя. Когда дети овладеют движением, можно регулировать темп словами: «Миша, быстро передай мяч Вове» и т. д.
Подвижная игра для младшего и среднего дошкольного возраста «Колобок».
Дети стоят, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение. Дети передают мяч по кругу.
Колобок, Колобок,
У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!
По просьбе педагога («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.
Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.
Подвижная игра для старшего дошкольного возраста «Воевода».
Цель: упражнять детей в прокатывании, бросании и ловле мяча, в умении согласовывать движение со словом, развивать внимание, ловкость.
Описание игры : играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:
-Катится яблоко в круг хоровода,
-Кто его поднял, тот воевода…
Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:
-Я сегодня воевода.
-Я бегу из хоровода.
Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:
Раз, два, не воронь
И беги как огонь!
Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.
Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.
Игры на развитие речи :
Игра «Назови, какую знаешь посуду, (фрукты, домашних животных и диких животных т. д.)»
- Вариант 1: Подбрасывая мяч вверх, взрослый и ребенок по очереди называют группу предметов (сковородка, кастрюля, тарелка, ложка и т. д.)
- Вариант 2: Дети стоят в ряд, взрослый предлагает по очереди подбрасывать мяч вверх, называя предметы посуды. И т. д.
Расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.
«Мяч бросай, транспорт называй»
«Мяч бросай и животных называй»
«Мяч бросай, чётко фрукты называй»
Игра «Кто как голос подает?»
Взрослый называет животное, бросая ребенку мяч с отскоком о пол. Ребенок возвращает мяч тем же способом и называет способ подачи голоса. Корова (мычит, змея (шипит, волк (воет, лошадь (ржет) и т. д.
Игра «Что умеет делать животное?»
Ребенок, отбивая мяч о пол одной рукой, называет действие животного. Например, кошка: сидит, лежит, спит, ест, бегает, мяукает, играет.
Игра «Красная шапочка и волк»
Участники встают в круг «Большой мяч – это волк, а маленький – Красная Шапочка, задача передать мяч по кругу так, чтобы Серый волк не смог догнать Красную Шапочку.
Вот и закончилась наша встреча. Надеюсь, что вам понравилось, и вы взяли для себя, что – то на заметку.
И в заключение хотелось бы отметить, что игры и упражнения с мячом развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма – легких, сердца, улучшают обмен веществ, а также в коллективной игре формируются социальные способности контактировать со сверстниками и взрослыми.