Наталья Клочкова
Мастер-класс для воспитателей «Игры по развитию диалогической речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: актуализировать знания педагогов о формах общения,предложить практический материал для развитие диалогической речи.
Диалог – является формой непосредственного общения людей. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. В процессе общения наиболее часто встречаются фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный типы диалогов.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Игры по развитию диалогической речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Фатический диалог - это обмен речевыми высказываниями единственно для поддержания диалога, разговора.
Информационный диалог - это обмен информацией самого различного свойства.
Дискуссионный тип диалога возникает при столкновении различных точек зрения. Дискуссионный диалог сопутствует общению во всех сферах жизнедеятельности, так как взаимодействие в каждой из них обычно требует согласования индивидуальных усилий партнеров, что, как правило, происходит в процессе дискуссии.
Начинают диалог инициативные реплики, иными словами, реплики-стимулы. К ним относятся вопросы, сообщения и побуждения. Другие реплики поддерживают диалог, это реплики-реакции, а именно ответ на вопрос, реакции на сообщения и побуждения.
Сочетание двух взаимосвязанных реплик: реплики, которая начинает диалог (стимул, и ответной реплики (реакции) называется диалогическим единством. Выделяют три вида диалогических единств : «вопрос — ответ», «сообщение — реакция на сообщение», «побуждение — реакция на побуждение».
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. Задача взрослого — помочь малышу усвоить это как можно быстрее. В решении этой задачи лучший помощник – игра. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность воспитателя с детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Такие игры создают благоприятный эмоциональный климат. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием.
А сейчас, уважаемые педагоги, я предлагаю Вам поиграть вместе с детьми. В группу заходят дети, которым предлагается выбрать себе партнёра по играм.
(выбор основывается по визуальной симпатии)
Отвечай быстро
Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры
Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры :
— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.
— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.
Зелёный – лист, огурец, крокодил
Голубой – мяч, вагон, цвет, глаз, камень
Жёлтый –лимон, карандаш, осенний лист, цветок, подсолнух
Оранжевый – апельсин, мандарин, костюм, цвет, цветок
Розовый – закат, цветок, цвет лица.
Сереневая – кофта
Красная - роза
Чёрный – кот
Серая – ворона, шуба
Белый – карандаш, воротник, лист бумаги
Синяя – футболка, куртка
Коричневая – вода, ручка,дверь
Ошибка
Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель : «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.».
Примеры суждений:
• Карлсон жил в маленьком домике у леса.
• Пятница идет после среды.
• Буратино — один из жителей цветочного городка.
• Мыть руки вредно для здоровья.
• Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
• Если на деревьях есть листья, то это лето.
• После зимы идёт весна
• Всего 3 времени года
• Футбол зимний вид спорта
• После вечера наступает ночь
• Колобок герой сказки теремок
• Красная шапочка – дружила с волком
• Зубы чистят ночью
• Весной возвращаются перелётные птицы
• Лук и морковка вредные овощи
• Чтобы быть здоровым надо закаляться
• Заяц – домашнее животное
• Спички – детям не игрушка
Игры с готовыми текстами – диалогами
Почта
Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры.
Выбирают (назначают по жребию) ведущего игрока. Между ними, остальными участниками игры, завязывается диалог :
• Динь-динь-динь.
• Кто там?
• Почта.
• Откуда?
• Из Коми (Называется любой город, республика)
• И что там делают?
• Поют (называется любое действие)
Все играющие должны изобразить названные действия.
Краски
Цель: Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры.
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет, и называет его хозяину. Цветовую фишку держит в руках, но так что бы покупатель, ни видел. Затем приходит покупатель:
- Тук-тук!
- Кто там? - Покупатель.
- Зачем пришел? — За краской.
- За какой? - За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе, а краска показывает цветовую фишку в потверждение. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
Игры, в которых дети конструируют диалоги.
Вопрос с подсказкой
Цель: Учить детей задавать вопросы с разными вопросительными словами, опираясь на символы
Ход игры
Воспитатель знакомит детей с символами, после чего предлагает задавать вопросы по симврлам. Из чудесного мешочка вынимается игрушка, педагог поочередно показывает слайды с разными символами, а дети задают соответствующие вопросы. За каждый правильно сформулированный вопрос дается фишка. Почти по каждому символу могут быть заданы разные вопросы.
Предлагаються следующие символы:
• Знак вопроса – «Что это?»
• Цвет – «Какого цвета?»
• Геометрические формы – «Какой формы?»
• Цифры – «Количество деталей?»
• Изображение предметов разного размера – «Какие части у предмета?»
• Схематическое изображение человечков в разных позах — «Что делают?»;
• Изображение человечков по отношению к предмету (за, под, на) — «Где?»;
• Изображение руки человека — «Для чего?»;
• Изображение удивленного человека - «Откуда?», «Кто подарил?»
• Изображение улыбки, смайлика, восклицательного знака – «Тебе нравится этот предмет? Почему?»