Залина Дзгоева
Мастер-класс для воспитателей «Игровые технологии по развитию речи. «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирование опыта по использованию игровых технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников; ознакомление педагогов с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Игровые технологии по развитию речи, „Волшебные колечки“ как метод развития связной речи“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Продемонстрировать опыт работы по использованию игровых образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.
Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями технологии.
Дать рекомендации педагогам по использованию пособия “Волшебные колечки” при заучивании стихотворений.
Популяризировать инновационные идеи, технологии.
Повышение эффективности образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии.
Оборудование: пособия “Волшебные колечки”, колечки с картинками, цифрами; пособия для развития артикуляционного аппарата, мелкой моторики, воздушной струи; пособие «Сказки о веселом Язычке
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые можно использовать в речевой работе с детьми.
Среди задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений.
• Несформированность грамматического строя речи.
• Нарушения звукопроизношения.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса.
Но с ребенком надо делать все через игру… А в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями игра приобретает особое значение, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формирования правильной речи детей и для их полноценного развития. В игре дошкольники отображают свои представления и знания об окружающем мире. Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.
В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова? Вспомните, как загораются глаза у малышей, когда Вы говорите: «А сейчас мы поиграем в интересную игру!». Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.
Для развития речи используются следующие игровые технологии :
1. Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата.
2. Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи.
3. Игровые технологии для развития мелкой моторики.
4. Игровые технологии для развития общей моторики.
Рассмотрим более подробно каждую технологию.
Игровые технологии на развитие артикуляционного аппарата
Детей не так просто заставить делать артикуляционные упражнения. Упражнения даются нелегко, отнимают много энергии, требуют усидчивости и терпения. Для того чтобы привлечь ребенка, заинтересовать его использую следующие приемы:
- Сказка о Веселом Язычке.
-Презентации артикуляционных упражнений на определенный звук
-Артикуляционная гимнастика для девочек и мальчиков. Чтобы повысить интерес девочек и мальчиков к выполнению скучных упражнений предлагаю отправиться в путешествие по различным сказкам. Девочки встретятся с Золушкой, Красной Шапочкой, Машенькой и другими сказочными героями. Мальчики отправятся в путешествие на машине.
-Артикуляционная гимнастика под музыку.
Музыкальный репертуар можно использовать разный (детские песенки, современные мелодии).
Игровые технологии для выработки плавной направленной воздушной струи
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания используются самые разнообразные игры. Детям предлагается подуть на ватные шарики, воздушные шарики, бумажные лодочки, бумажных бабочек и т. д. Перед вами представлены некоторые пособия, которые можно использовать для выработки правильного речевого дыхания.
Игровые технологии для развития мелкой моторики
Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль, счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Некоторые из этих пособий вы можете видеть перед собой.
Игровые технологии для развития общей моторики
На логопедических занятиях уделяется внимание не только мелкой моторике, но и общей. Проводятся различные физкультминутки с целью снятия умственного напряжения, статического напряжения мышц спины, улучшение мозгового кровообращения.
А сейчас мне бы хотелось более подробно остановиться на вопросе развития связной речи детей. Потому что, наряду с другими, перед нами стоит задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Одним из методов развития связной речи является использование мнемотехники.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи :
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов.
Представляю вашему вниманию пособие «Волшебные колечки». Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия «Волшебные колечки».
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения. Например:
Огород
В огороде много гряд,
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
(А. Прокофьев)
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
3 этап. Деление стихотворения на части.
В данном случае каждая часть связана с новым видом овощей.
4 этап. Чтение стихотворения по частям. Каждой часть сопровождается надеванием «колечка» на пальцы рук, начиная с левой. Рука лежит на столе ладонью вниз.
5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.
- А кто желает попробовать рассказать вместе со мной это стихотворение? Я начну, а ты продолжишь.
- Молодец! А теперь без моей помощи.
6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.
- А кто из вас может рассказать стихотворение без колечек?
Игра – это всегда эмоции, а там где есть эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Использование игровых технологий положительно влияет не только на речевое развитие ребенка, но и на его физическое развитие в целом. Хочется надеяться, что игры, представленные на мастер-классе, пригодятся вам в работе.